Познер о двух причинах отставания России по эконом

Игорь Ерошенко
Познер о о двух причинах отставания России по экономическому            
                развитию от Запада
      (Об актуальности синергийной деятельности  человека)
       К «потрясающим» высказываниям Владимира Познера мы уже обращались: «…Не я поставил Сталина и Гитлера в один ряд (хотя, конечно, с этим согласен), а митрополит Иларион, так, что советую Вам излить свой  праведный гнев в его адрес.»
    Здесь выдающийся атеист заявил о своём согласии со вторым лицом в РПЦ. А теперь это: «Телеведущий Владимир Познер назвал принятие православия и приход к власти большевиков причинами отставания России  по экономическому развитию от Запада. Об этом сообщает "Рамблер".» Аргументов в защиту этого утверждения нам не попадалось. Но он же (Познер) утверждает, что Китай, где у власти коммунисты – великая держава.[Cм.:  https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2020/11/25/1072312.html] И мы ещё пока помним, что и Советский Союз, созданный большевиками – тоже был великой державой.
      Однако, для нас очередное русофобско-антисоветское исповедание Познера, подогретое ощущением себя владельцем немалой собственности – лишь  повод продолжить разговор о более важном для России и не только для неё вопросе: о значении синергии в человеческой жизнедеятельности, в частности в построении социально справедливого общества.
     В этом познеровском как бы, между прочим, брошенном утверждении соединились аляповато, но соединились два свойства человека, его бросившего: профессиональная журналистская прозорливость и бюргерско-мещанская ограниченность.
      Бюргерско-мещанская ограниченность проявилась в откровенной лжи: большевики аграрную, отсталую России превратили в индустриальную, космическую державу (в год 50 – летия Советской власти в 1967 году Владимир Познер, кстати, вступал в ряды КПСС). 
     Профессиональная журналистская  прозорливость проявилась в его обнаружении связи между существованием в России Православия и приходом большевиков к власти.
     Да, русское Православие было крепостью обскурантизма. Да,  мы знаем, как русскому Православию доставалось от В.Г. Белинского и А.С. Пушкина  даже. И всё же, всё же! Реально в России существовало кроме официального и «народное» православие. Под народным не нужно подразумевать только староверов и разных раскольников – сектантов или двоеверцев-православных язычников. Под народным нужно подразумевать следование народных, главным образом крестьянских масс тем нормам общежития, которые соответствуя народному опыту отношений в общинах, совпадали с религиозными нормами. Одним из самых видных представителей его можно считать Льва Толстого. Поэтому и он, и его творчество, и в значительной степени вся русская классика стали «зеркалом» революции, и не только первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). 
        Эта имплицитная идеология дошла до 1917 года. Именно она явилась тем духом, который поддержал приход большевиков к власти. Большевики пришли с идеологией, которая родилась на Западе, но на Западе она не была принята, во всяком случае, так как в России. Зато этическая часть марксизма в России была принята почти как своя.
     Почему же в конце концов марксизм всё-таки и в России потерпел поражение? Потому, что большевикам не хватило знаний превратить народные  представления о справедливом обществе с религиозной окраской в своего духовного союзника. Наоборот они определили верующим место в полу подполье, хотя в стране был закон о свободе совести (бабушки в тайне от отцов, если те состояли в партии, но по согласию матерей крестили новорожденных). 
     Установление социально справедливого общества оказалась задачей более сложной в научном отношении, чем это было представлено в марксизме, представившего в основном обобщение политического опыта более или менее успешных буржуазных революций на Западе. Да коммунисты в первой половине ХХ – века и совершали буржуазно-демократические (антиколониальные, национально-освободительные, антифашистские) по характеру революции и вели себя в них точно также как буржуазные революционеры на Западе.
     Вывод таков: социально справедливое общество нельзя установить только с помощью насилия, главным оружием должно постепенно стать духовное оружие, т.е. знание и искусство организовать синергию. У китайских коммунистов, кажется, после некоторых неудач это стало получаться. Они не только в конце концов сплотили большую часть своего народа, переняли и перенимают  полезное у других народов, но и взяли в союзники всю свою 5 – ти тысячелетнюю цивилизацию. Синергия означает подключение к процессу развития и совершенствования настоящего, прошедшего, и будущего.
      Коммунисты сыграли историческую роль: в разгроме фашизма и милитаризма,  в относительном выравнивании социальных условий на Западе и Востоке, Юге и Севере,  они привили миру феномен «социального государства». Думаем, что коммунизм или реальный гуманизм не ушёл и не уйдёт с исторической арены. Он продолжит своё дело созидания социально справедливого общества, но уже опирающееся на более богатый опыт и более глубокие научные знания, на искусство синергии.