Практикум написания психотерапевтических сказок

Элеонора Тельериас-Кастильо
Дорогие друзья!
Хочу вам предложить этот мини-практикум, так сказка  - это очень интересный инструмент психотерапевтической саморегуляции.
Немного о себе - для тех, кто со мной пока не знаком:
Зовут меня Элеонора Тельериас-Кастильо (Осипова), я кризисный психолог, моя специализация "Экстремальная психология и психологическая помощь" ( работа с психотравмами, утратами, кризисами, психосоматическими симптомами и ПТСР). Один из моих любимых методов - нарративный анализ, то есть работа с текстами всех видов.
С НАПИСАНИЕМ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ  СКАЗОК работаю примерно с 2006-2007 ГГ. Примерно тогда же и позже я  обучалась в проекте CINEMOTION у лучших сценаристов. Пишу лирику, тексты песен, сценарии и ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ  СКАЗКИ!!! ;
Пожалуй, никто не сможет оспорить утверждение, что паттерны из любимых сказок оказывают влияние на протяжении жизни, как и сюжеты самых любимых книг. Здесь очень кратко изложены принципы написания сказок для самого себя, с целью  попытки сформировать "альтернативную реальность" (психологически благополучную действительность) через сказку, которая предлагала бы нетривиальное, смешное, неожиданное развитие сюжета вашей жизни, минуя ваш ключевой психологический конфликт (или служа  таким своеобразным выходом из него). Тут надо понимать первое, основное, и наиглавнейшее - сказка это вход в СОСТОЯНИЕ. Состояние ИГРЫ. Состояние Творения.
ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ СКАЗКИ.
Для начала необходимо найти собственно проблему, которая побуждает вас прибегнуть к этому инструменту. Самая  болезненная, тревожащая, не отпускающая ваши мысли долгое время,  цель, что определяется  как нереализованная, вызывает негативные эмоции, не решается после испробования всех доступных средств. Ну или наоборот - в незначительную, но актуальную и  тревожащую больше всего именно сейчас. Искать  цель  сказки лучше по отдельной  конкретной тематике.
Предлагаемая мной схема:
-Здоровье
- Личные отношения
-Социальное окружение
-Поиск призвания и работы
-Уровень жизни и финансы
-Самореализация
ПОИСК ЛЮБИМОГО (ПРИВЫЧНОГО) ГЕРОЯ и ЕГО СЦЕНАРИЯ.
При помощи сказок в нас "вшивается" определённая мораль и этика, но также сценарии жизни и ограничения. И это не так плохо - вернее, это необходимо, до тех пор, пока сценарий не начинает довлеть, влияя уже не на те процессы и ситуации, которые описываются для 3-5-7летнего ребенка. А во взрослой жизни, когда мораль и этика уже усвоены через опыт, требуется пересмотр существующих сценариев с целью «оптимизации жизненных задач».
Вы находите сказку, или группу сказок, которые для вас являются «самыми-самыми»  - любимыми, страшными, запомнившимися с детства.  Это признак того, что часть реальности для вас  "закодирована" на каком-то уровне через сказку, и может быть описана вот этим кодом. Как правило, лучше всего брать именно этот исходный сюжет для его дальнейшего преобразования.
Архетипичные сказки, сказки как сценарии на нас повлиявшие - мы  рассматриваем только  с целью НАПИСАТЬ/ПЕРЕПИСАТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ СКАЗКУ. Можно взять главного героя той сказки, которая вам нравится - и наделив его собственными чертами, отправить в путь собственной жизни, чтобы этот персонаж "вывел" вас на решение нерешаемых проблем и развязку неразвязываемых конфликтов...
СТРУКТУРА СКАЗКИ
У каждого законченного "произведения должна наблюдаться чёткая структура :
" Начало (пролог) - середина (действие) - конец (эпилог) ".
Эти части структуры конечно же не могут быть равны, но когда 90% отданы прологу  -  красоты в вашей персональной истории вы не увидите. Написание сказки превращается часто в долгий-долгий перечень жизненных неурядиц, мытарств, трагедий и прочих трудностей главного героя. В то время как цель – этот кривой  мученический путь для героя сократить, выпрямить, и волшебно украсить.
ПРОЛОГ . Предыстория, Краткий список  список «мытарств» главного героя, который есть ВЫ. То, что является базой вашей нынешней проблемы.
"Жила-была девочка, и была она сирота. И звали её...."
СЕРЕДИНА, ДЕЙСТВИЕ, трансформация - там где главный герой из минуса прыгает в плюс. Эта часть необходимо пристально изучать, писать лично, искать развязки и получать от неё эстетическое удовольствие .
ЭПИЛОГ - тот результат, который вы в конце концов хотите достичь. Желательно ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ.

КРАТКОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
Сказка отличается по жанру от мемуаров и прочих литературных форм. Читать и перечитывать вашу сказку должно быть интересно, особенно вам самим. Особенно в те минуты вашей жизни, когда только сказка и способна поднять ваш Дух.
Поэтому режьте без стеснения все то, что не имеет отношения к РАЗРЕШЕНИЮ ВАШЕГО КОНФЛИКТА : длиннющий список страданий, список перипетий, через который проходит ваш персонаж, прежде чем добраться в точку ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, где собственно будет разворачиваться основное действие
Ваша идеальная сказка может состоять всего из 3х предложений. Из 5ти. Из 10ти. Главное - чтобы каждое из них невозможно было "отрезать" от вашей сказки. Конечно же, вы можете её украшать стилистическими оборотами, идеологизмами, "вишенками на торте" - ведь вы пишете для себя. Но основу, там где скрыт самый смысл - делайте краткой.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (ПРОТАГОНИСТ)
Я в первую очередь предлагаю попробовать определить самого любимого/яркого  персонажа из самой любимой/шокировавшей сказки. Чтобы взять этого персонажа за основу для написания своего собственного произведения.
Но персонализированная, лично написанная сказка всегда лучше написанной для вас на заказ или по дружескому участию (хотя такие варианты, конечно, тоже возможны, и они тоже сработают). Поэтому в вашей личной сказке желательно ставить личные акценты, известные только вам - даты, возраст, обстоятельства, любимый сленг, жаргон, куски анекдотов, мемы, ссылки на произведения искусства или личные обстоятельства.
Какое имя дать Герою? Называть надо, "как сердце ляжет". С учётом того, что "старое Я" - в смысле персонаж вашей реальности, известная вам, по большей части, личность. А вот Новое Я - эта личность должна отличаться. В том числе, можно задать себе новое имя - чтобы стимулировать новые качества, новые свойства, новые привычки. А потом, известное правило - "как корабль назовёшь, так он и поплывёт".
АКТИВНОСТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.
Когда у нас уже есть на него "досье" - дефектная ведомость трагедий, конфликтов, мытарств и дефицитов, самое интересное что может случиться с персонажем/героем/протагонистом - это его активные действия, чтоб из мытарств выйти. Наша с вами задача - дать своему герою отправиться на поиск Решения, или призвать некие силы  - Антагонистов,  или отправиться на поиски  Артефактов. Все это можно записать в ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ, АКТИВНЫЕ - то есть от него самого исходит импульс на разрешение конфликта.
АНТАГОНИСТЫ. Те, с кем  Герой ступает во взаимодействие. Силы, волшебники, персонажи, неприятели, враги, конкуренты. Те, кто  противостоит, или те, кто искушает – но так или иначе, они помогают Протагонисту продвинуться на его пути.
АРТЕФАКТ. Нечто, что позволяет свершиться некоему волшебству,  повернуть героя из точки А в точку Б, наделить его качествами и свойствами, которых не было, определённые секретные слова, определённые секретные действия, знания о которых человек либо получает, либо добывает, либо сам изобретает и т.д.
ПУТЬ ГЕРОЯ - он должен возникнуть спонтанно как сюжет вашей сказки. При этом -  чем чудней, невероятней, фантастичней, смешней и восхитительней будет обрисован путь Главного Героя - тем быстрее и фантастичней в ВАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ сложится путь к результату. Непонятным и непостижимым образом.
РИТУАЛИЗАЦИЯ (ОТЫГРЫВАНИЕ)
Действие Главного Героя ,  после которого реальность волшебно меняется – как правило, кладётся в основу Ритуала - процесса, запускающего исполнение, воплощение сказки в реальной жизни.
Сказки "кодируют" нашу жизнь. И когда мы переписываем коды самостоятельно (или "впускаем" в себя эти коды, написанные другими) - начинается процесс подстройки и перестройки сознания/поведения. Метафоры работают лучше, чем прямые сообщения сознанию "в лоб", потому что прописаны в коллективном бессознательном. Когда мы пишем сюжет, в котором перед Героем встаёт выбор, - поступить так или иначе, и Герой поступает, как мы считаем нужным, то есть проявляет те качества, которые противоположные описанным нами в прологе. Влияет ли наше нынешнее состояние на то, чтобы сделать "первый шаг" к новой реальности? Шаг физический, символический, метафорический. Субъект сказки (то есть Вы или Я), должен преодолеть внутренние страхи, опасения, смущение, стыд и прочие неконструктивные эмоции и чувства. Как только вы делаете этот первый шаг по преодоления себя , - собственно это и снимает у вас те самые внутренние блоки.
 Так же как Герою, вам тоже после написания сказки необходимо сделать что-то необычное. Поскольку "квантовый скачок сознания" не появляется внутри страдания, он всегда появляется внутри СОСТОЯНИЯ ИГРЫ, куража – то самым первым шагом в вашей игре вы запускаете в себе эти состояния.
МЫ КОДИРУЕМ СВОЕ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В СЛОВАХ.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ В ПРАКТИКУМЕ!!!

CopyRight 2020 Tellerias Castillo Eleonora