Горец

Олег Крымцев
  Казбек учился в тогда называвшемся высшем военно- морском ордена Ленина училище(ВВМИОЛУ)имени Ф.Э.Дзержинского на одном из факультетов его, куда поступил, сдавая все экзамены и при большом вступительном конкурсе. Располагалось оно в здании Адмиралтейства в самом центре города, рядом с "Эрмитажем". Так что он был обречён на посещения этого музея в тогдашнем Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге.
В школе он не дотянул до серебряной медали, но учился очень прилично.
  По натуре Казбек,хотя и кабардино-балкарец из селения, всегда оставался добрым и спокойным человеком.Самое интересное в его судьбе было то, что после защиты диплома и завершения высшего образования, получив назначение служить на Тихоокеанском флоте, он отправился перед тем получать среднее образование  на 6-месячных офицерских курсах в Севастополе. Вообще интересно, что горнец мечтал о море и стал служить на нём.
  На втором курсе обучения он как-то с товарищем переходил Литейный мост через реку Неву. По пути им встретился старший лейтенант, которому они не отдали честь, как полагается младшим перед старшим. Ребятам просто надоело козырять, потому что в городе было очень много военных и , в основном, старше майора. Офицер остановил курсантов, сделал им соответствующее внушение, и, записав их фамилии в свой блокнотик, отправил дальше, велев доложить самим своему офицеру-воспитателю по возвращении из городского отпуска-увольнения. Курсанты явились к начальнику факультета и доложили ему, что с ними приключилось. Они пытались объяснить тому, что они подумали, будто бы на мостах честь не отдаётся. Однако, офицер, выслушав их, заявил, что надо твёрдо знать Устав, в котором ничего не говорится о мостах. После этого начальник объявил провинившимся по тридцать суток без берега, т.е. без увольнения в город. Их товарищи посмеялись объяснению курсантах о мостах, а те больше всего сожалели, что им не придётся участвовать в завершении цикла лекций по Эрмитажу, которые для их курса организовал комсомольский комитет факультета.
  Когда Казбек учился на четвёртом курсе, то он с приятелем посетил вечер танцев, которые регулярно устраивал педагогический институт им А.Герцена. В нём Казбек принялся участвовать в шутливом конкурса: кто быстрее съест свой кусок торта. Ел он свою порцию не очень торопясь, в то время как соперница норовила проглотить свою, как можно скорее. Оказалось, что Казбек с самого начала предпочёл получить удовольствие от того торта и ел его, не торопясь, со вкусом. Он не стремился к победе. Товарищ подивился проявленной мудрости горца.
  Однажды к Казбеку заявились его друзья-студенты из Ленинградских институтов. Они пригласили его в ресторан "Астория", расположенный около городского Главпочтамта и недалеко от Адмиралтейства на тихой улочке. Долго ожидая, когда ребятам принесут заказанное горячее, они в знак протеста стали кидать в потолок пустые бутылки из-под выпитого "шампанского". Ленивым официантам такое не понравилось и они вызвали военный патруль из расположенной недалеко от них на  улице Садовой комендатуры. Это случилось потому, что официанты были уверено, что раз один - курсант и одет в военно-морскую форму, то остальные его приятели - переодетые в гражданское также курсанты. Конечно, Казбек получил от своего офицера-воспитателя положенные тридцать суток без берега. С остальными ребятами разобрались в комендатуре и, поскольку они были не военными, их всех отпустили, поскольку гражданских лиц комендатура не могла задерживать.
 Впоследствии Казбек с товарищем русской национальности организовали ответный приём тех земляков Казбека в одном из ресторанов по их предварительному выбору, поскольку в первый раз заплатили за "Асторию" именно они. Таков был Казбек по натуре.Он всегда стремился равноценно компенсировать, как мог тому, кто на него потратился тем или иным способом. Ещё один момент. В своё время он не участвовал
в выпускном вечере своего курса, который давался на Васильевском острове Ленинграда в помещении в одной из столовых. Играл на этом вечере приглашённый эстрадный ансамбль "Диксиленд", широко известный в то время в городе. Так вот, Казбек внёс свою долю средств, приходящуюся на одного выпускника за участие вечере, на котором его фактически не было.
  Защитив на "отлично" свой диплом в училище, в основе которого лежала необычная подводная лодка новой конструкции с расположением цистерн главного балласта не снаружи, а внутри прочного корпуса,Казбек сократил время, выделенное для написания дипломного проекта по сравнению с товарищами, кто проектировал подводные лодки с наружным расположением этих цистерн. Это произошло из-за того, что их не нужно было обсчитывать, а практику такой работы он приобрёл, участвуя в работе научного общества курсантов, проектирую подводную лодку нового типа.
 Однажды он шёл с подругой около дома, из которого вылетела пустая бутылка задев чуть висок Казбека, бутылка разбилась около его ноги. Он хотел разобраться, возмущённый таким поступком, с бросившим и сделать ему серьёзное внушение, но подруга отговорила его и просила не связываться с хулиганом. На что Казбек заметил ей, что вот так происходит нередко, что хулигану прощается добрым человеком возмутительное действие. Но всё же он смирился в силу своего доброжелательного характера.
  Поскольку на последнем курсе обучения Казбек выбрал аварийно-спасательную службу в качестве основы для служения после училища на флоте, его после выпуска направили не на один из флотов, и он продолжил учиться, чтобы получить средне-техническое образование по водолазному делу на курсах в Севастополе. Окончив шестимесячные курсы, он попал служить на спасательное судно Тихоокеанского флота. Он пребывал на этом флоте несколько лет, прежде чем продолжил служить военпредом в городе Коммунарске.
  Он любил вспоминать свою свадьбу. За столом сидели одни мужчины разного возраста. Невеста однажды только появилась перед ними в самом начале торжества.
На столе стояла лишь одна бутылка водки, разливаемая выбранным тамадой.Когда она оказывалась пустой, тамада выбрасывал её куда-то в угол и ставил новую, приносимую стоявшей за ширмой и следившей за всем женщиной. Она также мгновенно исчезала. Аксакалам очень понравился один товарищ по училищу Казбека, который напился и, свалившись под торжественный стол, уснул. Старцы отмечали, что он хороший джигит и совсем не буянил, а тихо,не мешая никому, уснул. И вообще в горном ауле никогда не видели моряков, потому всех выпускников в лейтенантской форме и с кортиками принимали почему-то за железнодорожников.
  Молодая жена поставила Казбеку условие, чтобы он с ней никогда больше не возвращался в горы. Ей не нравились многие местные обычаи. Например, старший брат Казбека работал директором школы, однако его жена каждый вечер мыла, по обычаю, ему ноги. Не нравилось и то, что любому гостю нужно отдать из дома то, что ему понравилось. Так было и с ковром у родителей Казбека, подаривших  человеку, который похвалил тот ковёр.
  Работа в городских условиях длилась несколько лет, но качество воздуха сыграло с Казбеком злую шутку. В результате он заболел от него раком и ушёл из жизни. Жена, как могла, ухаживала за ним. В своё время она подарила Казбеку дочку и  сына, который особенно порадовал его. Жена воспитывала своих детей в лучших русских традициях, а не в традициях горцев, которые всегда, по её мнению, ставили женщину в подчинённое положение перед мужчиной.
  Казбеку было присуще чувство товарищества. Он старался попадать на юбилейный торжества, которые бывшие выпускники его курса устраивали каждые пять лет в ставших для них родном городе на Неве. Его выступления на вечерах-встречах всегда отличались деликатностью Он лишь однажды вспылил на пятом курсе перед своей свадьбой,когда однокурсник из города обучения рассказал ребятам не очень приличный анекдот про слушателя с гор. Вот его суть:  когда предсвадебный пир был в разгаре, один аксакал спросил присутствующих, кто ещё не общался с невестой. Он рассказал это в более грубой форме. Так вот, раздался голос жениха, что он не знает, кто станет его женой. После анекдота Казбек воскликнул, что он пять лет молчал, не отзываясь на грубые шутки товарищей, но больше не хочет. Сделал он это с таким выражением лица, что даже рассказчику анекдота стало неудобно и он извинился перед Казбеком. Выслушав,и приняв извинение, Казбек простил его. Сам же он всегда, даже рассказывая анекдоты, старался передать их приличными словами. Таков был Казбек.