Коменты к цитатам Гюго и Золя

Рок-Живописец
изо: голова в фас


Гюго

"Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остаётся только жить со смехом." - с горьким смехом при наличии ума...

"Когда человеком владеет одна мысль, он находит ее во всем." - и она легко во всем находится, потому что всё во всем... (На этой идее построены мои последние "художественные эксперименты")

"Судьба никогда не отворяет одной двери, не захлопнув прежде другой." - ты просто не будешь искать других дверей и путей...

"...рай богатых создан из ада бедных..." - и они (хотя бы мужики) это не могут не понимать? Отчего рай становится адским... А с другой стороны, адский ад  для бедняков невыносим, поэтому они свою адскую бедность компенсируют райской природой, райской  добротой, раскованностью, чем-то ещё... Законы человеческой природы таковы, что в итоге все живут примерно одинаково - хотя и с разным внутренним знаком...

"О, с каким удовольствием я утопился бы, не будь вода такой холодной!" - удовольствие длилось бы недолго: вода бы начала душить и это бы тоже слишком не понравилось... То ли утопиться он хочет, то ли  покупаться...

"Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам" - смотря кто любит... И  всякое "вопреки" порождает не высшее счастье, а весьма специфическое... Раз высшее счастье, значит, речь просто о взаимной любви - и не радуйся, что тебя полюбили, несмотря на твои недостатки - у полюбившей недостатков может оказаться не меньше...

"Я имею счастье проводить время с утра и до вечера в обществе гениального человека, то есть с самим собой, а это очень приятно." - гений, сделай и нам приятно... Гений приятного...  Был бы трудным гением, старался бы убежать от себя? Но вообще да - с собой приятно; надо только пробиться через наваленное сверху (заслушаешься ютубов и не заметишь, что тебя опять завалило)

"Ко всем человеческим поступкам можно относиться двояко: за что клеймят одного, за то другого венчают лавром." - надеюсь, он не абсолютизировал? К самой двоякости тоже можно относиться двояко!

"Недостаточно быть счастливым - надо быть в мире с самим собой" - счастье без покоя, как дом на песке...

"Кто читает, тот мыслит, а кто мыслит, тот рассуждает." - похоже, он топчется на месте! Усердно толчет воду в ступе. Наверное, другое надо было почитать... "Кто рассуждает, тот ещё читает"...

"Разве на свете мало слепых? Нет. Все мы слепы, каждый по-своему. Слеп скупец: он видит золото, но не видит богатства. Слеп расточитель: он видит начало, но не видит конца. Слепа кокетка: она не видит своих морщин. Слеп ученый: он не видит своего невежества. Слеп честный человек, ибо не видит плута, слеп и плут, ибо не видит бога. А бог тоже слеп - в день сотворения мира он не увидел, как в его творение затесался дьявол. Да ведь и я слеп: говорю с вами и не замечаю, что вы глухи." - во, выдал на гора! А ведь я к нему совсем пренебрежительно в последнее время относился... - тоже слеп! Но, читатель, не вздумай  посчитать себя за зрячего! Смейся над собой...

"Ничто не делает человека столь склонным к рискованным предприятиям, как ощущение невесомости своего кошелька" - или скверная, за копейки работка...

"Умереть — это ничего; ужасно — не жить." - а жить нам удается далеко не полностью, серый мир поглощает любые краски, любые таланты, любые порывы (хотя мир не только сер, но и полон крикливо ярких попугаев, всяческой, но одинаково  бессмысленной попсы...)

"книги — это друзья, бесстрастные, но верные." - тоже слишком скучно было... Ни хера не друзья мне даже самые лучшие книги, картины и музыки - хотя лучшие все-таки немного помогают... Другом может быть только человек...

"Существует правило: если хотите иметь прелестных женщин, не истребляйте пороков, иначе вы будете похожи на тех дураков, которые, страстно любя бабочек, истребляют гусениц." - ах, ты старый греховодник с гусеницей (небось и слюну по бороде пускал в иные минуты)

"Если можно вообразить себе что-то страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают" - кому что ближе - он явно не страдал, но скучал...

"Бессонница - это насилие ночи над человеком." - это наша неправильная жизнь,  это наши неправильные дни...

"Подлинное неравенство в браке - это неравенство душ" - различие душевного опыта, различие ума - да и физическая разница имеет значение... Но с другой стороны, брак - это неравенство и есть; равные всегда отталкиваются...

"Есть зрелище более величественное, чем море, — это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, — это глубь человеческой души." - нередко он вот так пустозвонит, "романтик". Человеческая душа ведь и на болото похожа; как раз зрелище неба и моря - или слушание музыки из моей суперколлекции! - ее может поднять и углубить...

"Кривому хуже, чем слепому. Он знает , чего от лишен." -  но сам кривой так не думает! Напротив, утешается обратным... Но вообще интересный вопрос: мироощущение слепого... Или глухонемого... (Надо бы почитать... -  но не "романтика", конечно)

"Кстати, единственное средство меньше страдать - это наблюдать собственные муки и отвлекаться, описывая их." - это ещё ручные, писательские муки - настоящие парализуют, распинают... Но вообще не надо искать забытья, от собственных мук и проблем отворачиваться...

"Не видя человека, можно предполагать в нем любые совершенства." - романтическая и детская история, хорошо мне знакомая...

"Любовь не знает середины - она или губит, или спасает" - губит одно, спасает другое - вот тебе и середина...

"Казаться легкомысленной и быть недосягаемой - верх искусства." - потому и легкомысленна, что знает, что недосягаема, а недосягаема потому, что принадлежит другой среде и другим людям (вот он пример мнимых совершенств!) Бабе тяжеломыслие вообще ни к чему, пока она пользуется спросом...

"Равнодушие - это благоразумие. Не шевелитесь - в
этом ваше спасение. Притворитесь мертвым, и вас не убьют. К этому сводится
мудрость насекомого." - француз, элита , а звериные нравы хорошо знает... Вспомнил насекомого Кафки...

"Первый признак истинной любви у молодого человека - робость, у молодой девушки - смелость." - эту тему тоже знает досконально...

"Безупречный не упрекает." - а счастливый не злится... Вообще-то, можно не упрекать и потому, что слишком знаешь (безупречно знаешь!) свои собственные недостатки...

"У народов существует идиотская привычка приписывать королям свои собственные подвиги." - с богами на самом деле похожая история... Только нет их, подвигов! В народных представлениях существуют только мифы и  сказки... Это та стадия прозрения, когда видят людей как деревья... Боги и короли, как и подвиги, в таком мире заводятся очень легко...

"Путешествовать значит рождаться и умирать каждую секунду" - вообще-то это везде и всегда, просто в непривычном путешествии  обостряются чувства...

"Принципы в конце концов увлекают людей в бездну." - да, в жизни  надо думать каждую секунду и не надеяться, что принцип вывезет. Это тема христианской свободы от смертного законничества... Наши принципы и законы слишком несовершенны...

"Большая толпа — это маленькие люди" - лучший лозунг на любом митинге! Но с другой стороны это лом маленьких людей - чтобы большим людям жизнь медом не казалась...
Лучше этот принцип отнести не к митингам - где всё-таки смелость нужна - а к раскрученности авторов: собрал вокруг себя толпу? - зато из маленьких людишек... (Диву даюсь коментам их - вечно лижут зад и отсасывают! Со сладострастием, совершенно бесплатно и добровольно!)

"При таком обилии знаний можно жить только впроголодь." - обо мне? Но я не энциклопедист ни разу и вечно страдаю от переедания...

"...коллекционирование книг не мешало ему читать..." - если коллекционирование - страсть, то в смысле чтения увлечь его может только книга про таких же коллекционеров! А общем, я сомневаюсь, что можно одинаково любить книгу и как вещь и как суть, это уж слишком, и одной любви за глаза...

"Сначала я любил женщин, потом животных. Теперь я люблю камни." - французское остроумие, что ли? Я люблю  всех, кто достоин любви и насколько достоин...

"Смех — это солнце: оно прогоняет с человеческого лица зиму." - зимнее солнце зиму не прогоняет, а скрашивает...

"Он скользил, карабкался, падал, поднимался, нащупывал дорогу и упорно шел вперед – вот и все. В этом тайна всякой победы." - но игроману, например, такое маниакальное упорство не поможет... (В жопу победы?!)

"Никогда не надо бояться ни воров, ни убийц. Эта опасность внешняя, она невелика. Бояться надо самих себя. Предрассудки - вот истинные воры; пороки - вот истинные убийцы.
Величайшая опасность скрывается в нас самих. Стоит ли думать о том, что угрожает нашей жизни и нашему кошельку? Будем думать о том, что угрожает нашей душе." - если опасность невелика, то ее не надо бояться, ага. А опасность, скрытая в нас самих только потому и велика, что перед ней мы беспомощны... (Даю только два процента, только чеховскую каплю на то, что это не так)

"Разговор вслух наедине с собой производит впечатление диалога с богом, которого мы носим в себе" - эпическая картина "разговор ВиктОра с собственным богом"! (Интересно, его кто-нибудь "Витькой" звал?)

"Есть такая степень страха, когда человек сам делается страшен. Кто боится всего, тот уже ничего не боится." - эта степень страха называется "безумием". И, обезумев, человек делается опасен...

"Собака - экое странное животное! - потеет языком и улыбается хвостом." - потеет языком?! Может, ртом? И , может, не потеет...

"Если я существую, существует ли все окружающее? Если существует все окружающее, существую ли я?" - не обращайте внимания, это преходящий заскок у ВиктОра...

"...с той лишь разницей, что они были люди конченые, а он - человеком завершенным." - бог и черти, романтика.

"Нет ничего приятнее, чем удивлять глупцов" - было бы приятно, но не выполнимо. У баранов во всем свои приоритеты, нам их не понять. "Моргенштерн" их удивляет... "Дудь-бдуть" и прочее...

"Комплимент-это нечто похожее на поцелуй сквозь вуаль." - говорил комплименты даме, облизываясь...

"В проступках жен, детей, слуг, слабых, бедняков и невежд виноваты мужья, отцы, хозяева, сильные, богатые и ученые." - виноваты все (перекладывать свою вину на другого это вообще-то мерзко...)

"Учите невежественных людей всему, чему только можете; общество виновно в том, что у нас нет бесплатного обучения; оно несет ответственность за темноту. Когда душа полна мрака, в ней зреет грех. Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто порождает мрак." - чему может научить тот, кто не знает, что он и сам невежа? Что ему самому тоже есть чему поучиться у народа...

"Бесконечное существует. Оно там. Если бы бесконечное не имело своего «я», тогда мое «я» было бы его пределом, и оно бы не было бесконечным; другими словами, бесконечное не существовало бы. Но оно существует. Следовательно, оно имеет свое «я». Это «я» бесконечного и есть бог." - бурда вместо настоящей  философии, можно только усмехнуться и поставить троечку с минусом. "Бесконечное" и "бог" - это, по сути, синонимы и нечего тут разводить слова...

"Скажем мимоходом, что ненависть к роскоши — ненависть неразумная. Она влечет за собой ненависть к искусству." - любая "роскошь" - это всегда лапша и избыточность, в ней заведомо нет ни правды, ни справедливости. "Одни обжираются, а другие голодают" - причем, те, кто обжираются, лгуны и тупицы... Если искусство обслуживает и оправдывает эту дрянь, то тем хуже для него...

"Города создают кровожадных людей, потому что они создают людей развращенных. Горы, море, лес создают дикарей; они развивают суровость нрава, не всегда уничтожая человечность." - а тут он прав (то хорошая мысль его посещала, то неважнецкая). Кровожадные ботаники на своих диванах беспрерывно играют в стрелялки - и вот уже тысячи реальных дронов заполняют пространство...

"Избыток импровизации понапрасну опустошает ум. Откупоренное пиво не пенится. Не спешите, господа." - современным рэперам и юмористам  хороший совет, так торопятся, так торопятся... Выкрик на выкрике, шуточка на шуточке... - в итоге ничего не разберёшь; что-то типа чечётки, могли бы не трещать языками, а стучать каблуками...

"Запомните: каждая наша страсть, даже любовь, обладает своим желудком, который не следует обременять. Нужно уметь вовремя написать на всем слово finis, нужно обуздывать себя, когда это становится необходимым, запирать на замок свой аппетит, загонять в кутузку фантазию и отводить собственную особу в участок. Мудрец тот, кто способен в нужный момент арестовать самого себя." - типично западное благоразумие. Это не мудрость, конечно, а просто отказ от усугубления глупостей... Поэтому у них и пьяные на улицах никогда не валялись...

"Цветок должен обладать ароматом, а женщина - умом." - он хотел сказать, что женщина должна обладать ароматом ума...

"Есть такие разлуки, которые как будто протекают спокойно, но они полны отчаяния." - не только разлуки так протекают, а чуть ли не вся жизнь...

"В наше время какого-нибудь мальчишку-волопаса нередко зовут Артуром, Альфредом или Альфонсом, а виконта — если еще существуют виконты — зовут Тома, Пьером или Жаком. Это перемещение имен, при котором «изящное» имя получает плебей, а «мужицкое» — аристократ, есть не что иное, как отголосок равенства. Здесь, как и во всем, сказывается непреодолимое вторжение нового духа. Под этим внешним несоответствием таится нечто великое и глубокое: Французская революция." - интересный факт... Т.е. французкая революция "назрела", она не была надуманной - и всё равно получилась насильственной, кровавой и безобразной.... Людишки - это горы говна, проливающие реки крови... И неважно, как вас зовут, идиоты...

"Тупоумие в человеке допустимо, но оно должно иметь границы." - тупая мысль! Острые границы-то?! Опять налицо типичный буржуа, настаивающий, что он не какой-то там дикарь...

"Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией" - "демократичный поздний Рим"?!  Он, наверное, говорит не о началах и концах, а о низе и верхе: "демократия - высшая стадия цивилизации".  Ну да, дерьмократией она станет чуть позже. Ещё чуть позже обнаружится, что дерьмом она всегда и была... И даже разницы с теократией нет никакой... Как, господа ослы, вы не садитесь, а всё в музыканты не годитесь...

"Быть мудрым - значит быть неуязвимым." - как в кино, в боевике...

"Нагая женщина- это женщина во всеоружии" - а у тебя вся армия состоит из одного предателя...

"Говорят, что европейская цивилизация упразднила рабство. Это заблуждение. Оно всё ещё существует, но теперь его тяжесть падает только на женщину, имя его — проституция.
Его тяжесть падает на женщину, то есть на грацию, на слабость, на красоту, на материнство. Это позор для мужчины, и при этом величайший позор…" - была бы позором, давно бы исчезла; вполне возможно, что вместе со всем сексом. Слишком любимо это позорное занятие!

"— Главное, не выродись в человека, — дружески говаривал ему хозяин." - в обычного человека, в типичного западного буржуя... (Для того и существует романтика и весь этот литературный театр... - создаёт иллюзию, что ты не такой, как все, напыляет тонкий слой лака сверху...)

"Тщеславие - страшная сила, действующая внутри нас, но против нас же самих." - "тщеславие" - это какое-то устарелое и непонятное слово... Похоже, речь просто о глупости и желании похвал. Мы все глуповаты и все хотим похвал, но только чтобы они были не глупее нас самих... (Меня просто невозможно дурню похвалить!)

"Иногда он стучался в какую-нибудь дверь. Никто не отзывался. Теплая постель обладает способностью превращать человеческое сердце в камень." - я бы испугался, начни кто-нибудь стучаться ночью. И мне бы дико показалось, что кто-то рвется у меня переночевать... (И это моя слабость...)

"В улыбке всегда есть некие начала примирения, тогда как смех часто выражает собою отказ примириться" - бессердечный смех, добрая улыбка...

"Эгоизм - самая надежная основа счастья." - эгоист - это дурак, а дурак лишён горя от ума... А с другой стороны, мне бы не помешало просто любить себя и быть с собой... - это же тоже можно назвать "эгоизмом"? Хотя Иисус и  говорит "отвергнись себя", но любовь-то к себе не отвергает... "Неси крест свой шесть дней, а в седьмой отдыхай и люби себя" - что-то типа того. (Только в дни я не очень верю - там вполне могут стоять даже минуты...)

"Моды нанесли больше вреда, чем революции" - революции - это всегда макси моды, а моды - это всегда мини революции...

"Люди согласны умереть - лишь бы убивать" - убил! Людишки надеются выжить на войне, так же как выжили в рабстве работы на дядю  мирного времени...

"Пусть вокруг меня все однообразно и серо, зато во мне самом бушует буря, кипит борьба, разыгрывается трагедия." - у меня такая ситуация? Да, но подумать есть о чем...  Может, надо в себе самом побороться дополнительно... Трагедию однообразия и серости ведь тоже никто не отменял...

"Я полюблю только того мужчину, который сумеет защитить меня." - она уже полюбила защиту...

Ладно, хватит, цитаты у него как орехи - есть пустые, но и полных немало...



Золя

"Зачем хотеть или не хотеть, раз никогда не выходит так, как хочешь?" - захотел не хотеть?! Наши хотелки неистребимы... Но он, наверное, имеет в виду и  планы: зачем планировать? Лучше действовать спонтанно, как отморозок...

"Если хочешь выжать из людей все силы и даже сыграть немного на их честности, их следует прежде всего столкнуть с их же потребностями." - тоже цинизм, он хочет выжимать из людей все соки и предлагает играть на их честности, а главное, учитывать их нужды - типа, если нужно, если на них кредиты висят, то они никуда не денутся...

"Тот, кто сидит в грязи, не любит, чтобы на него падал свет." - вполне возможно, что это он и о себе... Даже наверняка.

"Лучше издохнуть от любви, чем от скуки." - лучше издохнуть от любовных афер и от афер вообще... Аферист скучать не любит.

"Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным — вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека." - здоровый аферист, жизнерадостный, неунывающий, весьма боевитый...

"Когда в будущем нет надежд, настоящее становится омерзительно-горьким." - не всё коту масленица...

"В каждом маленьком городке есть бездельники, которые живут за счет родителей, иногда делают вид, что работают, а на самом деле возводят свою лень в культ." - тоже, наверное, склонны к аферам, поэтому и сталкивался с ними...

"Общение с целой кучей девчонок, вконец загубленных нищетой и пороком, окончательно отшлифовало ее. Девушки работали бок о бок и разлагались все вместе — так подгнивает целая корзина яблок, в которую попалось несколько штук с гнильцой." - со знанием дела написано, людишки гниют и становятся  похожи, заражая друг друга...

"Бывают положения, из которых извлекают выгоду только люди с запятнанной репутацией. Они строят свое благополучие там, где люди с лучшим положением и большим весом побоялись бы рискнуть своим именем." - вот случайно ли все цитаты у него про аферы и грязные делишки?! Я, кстати, тоже не собираюсь стесняться, мне нечего терять...

"В наше время найдется всего-навсего два-три человека, которые могут прочесть книгу, понять ее и вынести о ней суждение." - аферисту раздолье? В том числе, и в книжном бизнесе...

"Каждому нужно перебеситься; после этого голова делается свежее…" - перебесишься и будешь готов к серьезным аферам...

"Бывают минуты, когда ружья в руках трусов стреляют сами собой." - да, аферистам нельзя расслабляться...

"Никогда вы не будете достойны счастья, пока не перестанете гнаться за собственностью и пока ваша ненависть к буржуазии будет вызываться только бешеным желанием самим сделаться буржуа" - настоящий аферист презирает буржуа и равнодушен к собственности, он как игроман...

"Там, где нет уважения — нет и любви." - это как с лестницей: ты проходишь ступени, уровни (хотя почти всех есть за что уважать или ценить, но любишь-то редко - т.е. условие это необходимое, но далеко не достаточное... Хотя сильное уважение при разнополости к любви приводит запросто?)

"Он утверждал, что женщина бессильна против рекламы и что ее фатально влечет ко всякому шуму. Впрочем, он расставлял ей и более хитрые ловушки, анализируя ее душу как тонкий психолог. Так, он установил, что женщина не в силах противиться дешевизне и покупает даже то, что ей не нужно, если только убеждена, что это выгодно." - мужскую душу тоже может увлечь дешевизна и интересный шум. Попсовая реклама меня сплошь и рядом отвращает, но более тонкая, конечно, манит, вызывает любопытство... (Но наш Золя  и тут циничен, как прожженный аферист)

"Его картина была подобна взрыву в старом чане для варки асфальта, из которого хлынула грязная жижа традиций, а навстречу ей ворвалось солнце..."  - варварские понятия афериста о художестве, образчик дурновкусия на самом-то деле (ещё еду он описывает подобным же наглым образом)

"Но его образованность напоминала чистую рубашку, надетую на грязное тело." - аферисты именно так и надевают рубашки...

"...жажда творчества переполняет его, доводит до бешенства." - аферист - это человек страстный, часто и бешеный...

"...искусство — это не что иное, как передача своего видения." - искусство - это умение навязать свою лапшу, свою интерпретацию; аферист обязан уметь вешать лапшу и заговаривать зубы....

"Да, изволите ли видеть, кто наживает деньги, тому все кажется прекрасным." - аферист постоянно мечтает о баблишке... Хотя и мне мир бы показался прекрасным с деньгами, а?!

"Теперь, когда меня принялись хвалить враги, - кому же как не друзьям на меня нападать!" - аферист постоянно попадает в такие сложные ситуации, потому что предает "друзей", сговаривается с "врагами" и так далее...

"А сыр жероме с анисом, покоившийся в своей тонкой коробке за весами, до того вонял, что мухи попадали кругом на красный мрамор с серыми прожилками." - аферист обожает подобные злачные картины...

"Надо умереть, чтобы тебя признали." - моя последняя надежда?! ...надо умирать, страдать, чтобы сделать что-то действительно ценное и новое...

"- Так ты знаешь об этом? Да? - сказала Фелисите, сразу становясь серьезной и насторожившись. - Ну что же, значит, ты не так глуп, как я полагала. Может быть, ты вскрываешь письма, как один наш знакомый?
- Нет, я подслушиваю у дверей, - отвечал Аристид с великолепным апломбом." - типичные для аферистов разговорчики

"В каждой политической партии бывают свои шуты и свои подлецы." - они же и аферисты...

"Успех — это всеочищающий золотой огонь." - успех м- это всеочищающий мешок с деньгами...

"...столь революционное, еще никем не признанное искусство, в котором удивленный глаз зрителя не отыскивал ни одной из установленных форм." - новые формы и виды афер?!

"Картина была необычайно трудна совершенно новым воплощением света, во всем его, точно прослеженном художником, последовательном разложении, нарушавшем все обычные представления человеческого глаза; художник акцентировал голубые, желтые, красные тона там, где никто не привык их видеть." - поверьте мне как художнику: всё сказанное, от первого до последнего слова - отборная лапша, типичная для "искусствоведов" и наверняка у них списанная...

"...вы требуете, чтобы врач все знал, а мы почитаем за счастье, если удается хоть немного разобраться в этой сложной машине — человеческом организме."  - прошло 150 лет, а ничего не изменилось, всё те же речи (и ее он списал)

"Когда люди собираются вступить в брак, им уже не лезут в голову всякие глупости." - оплакивает старых дружбанов, с которыми занимался аферами...

"Он требовал, чтобы всюду были шум, толпа, жизнь, потому что, говорил он, жизнь притягивает другую жизнь, рождает и множится." - в толпе аферисту легче затеряться, а в мутной воде - ловить свою рыбку...

"Разве вам непременно нужны бог и рай, чтобы быть счастливыми? Разве вы не можете сами создать себе счастье на земле?" - да, аферист сам кузнец своего счастья.

"Никогда насилие не приводило к добру. В один день мир не переделаешь. И кто обещает вам переменить все сразу, тот либо болтун, либо мошенник." - одни мошенники обещают переделать всё  сразу, другие - постепенно (и делают вид, что плюются от первых), и многие мошенники не любят насилия (Бендер, по-моему, тоже не любил)

"Там, где нет уважения — нет и любви." - это как с лестницей: ты проходишь ступени, уровни (хотя почти всех есть за что уважать или ценить, но любишь-то редко - т.е. условие это необходимое, но далеко не достаточное)
(И многие аферы строятся на использовании доверия и уважения)

"...он отдал искусству всю жизнь и погиб из-за него..." - искусство аферы имеется в виду..." - искусство аферы имеется в виду...

"Преступление казалось им острым наслаждением, по сравнению с которым любые ласки становились непривлекательными и ненужными" - это как игромания; фанат своего дела...

"...несчастье тоже подчас покупается дорогой ценой." - наверное, советует аферистам не жадничать и не зарываться...

"Они ещё трусливее, чем я думал. С такими людьми Франция всегда окажется в руках того, кто дерзнет ею завладеть." - с такими людьми не только Франция, но и весь мир вечно в руках аферистов

"...они были добры к нему, но сама доброта их заставляла его страдать." - совестно стало аферисту? Или это страдания хищника при виде добычи, которой по каким-то причинам неудобно воспользоваться...

"Тереза забралась в постель первая и легла в глубине, у стенки. Лоран дал ей время устроиться, потом сам лег с краю. Между ними оставалось свободное место. Здесь лежал труп Камилла." - вряд ли аферист долго церемонился с трупом...

"Случается, что люди умирают, - прошептала она наконец. -Только это опасно для тех, кто остается." - убивать надо только  так, чтобы не вычислили...

"Когда мы поженимся, нам нужно будет очень много счастья." - надо ослепить ее, чтобы не заметила, что  связалась с аферистом...

"Свидание? На что это ему? В женщине он готов видеть соратника, товарища, если она отважна, как мужчина, и способна оказать братскую поддержку в борьбе. А для чего давать доступ в сердце чувству любви, источнику возможного слабодушия? Нет! Ни жены, ни друга - никаких уз! Он будет свободен от волнений крови - своей и чужой." - ему нужна соратница по аферам, а не обуза...

"Главное, видишь ли, это желать, действовать — словом, созидать… У тебя возникает идея, ты борешься за нее, вколачиваешь ее людям в голову и видишь, как она разрастается и торжествует…" - у него возникает идея аферы, он вколачивает, всучивает людям лапшу, афера разрастается и торжествует...

"Этот веселый ловкач с черной как смоль бородой, этот шумливый кутила с горячей гасконской кровью, румянившей его лицо, думал о том, что светские женщины отнюдь не отличаются добротой, а когда они осмеливаются обнажить свою душу, получается малопривлекательная картина! Даже любовницы его товарищей, продавщицы из лавчонок, и те никогда не разрешили бы себе большей откровенности." - этот весёлый аферист не думал о бабах ничего хорошего - знал их хорошо... И что светские бабы такие стервы в аферах постоянно надо учитывать...

"часто ведь не делаешь ничего дурного потому только, что случая не представляется" - такую откровенность аферист себе может позволить, скрывшись за маской персонажа...

"А дамы не выпускали кружев из рук. Кружева опьяняли их. Куски разматывались, переходили от одной к другой, еще более сближая их, связывая тонкими нитями. Их колени нежились под чудесной тонкой тканью, в ней замирали их грешные руки. И они все тесней окружали Муре, засыпая его нескончаемыми вопросами. Сумерки сгущались, и, чтобы рассмотреть вязку или показать узор, ему иной раз приходилось настолько наклонять голову, что борода его касалась их причесок. Но, несмотря на мягкое сладострастие сумерек, несмотря на теплый аромат, исходивший от женских плеч, и воодушевление, которое он напускал на себя, он все же оставался властелином над женщинами. Он сам становился женщиной; они чувствовали, как он своим тонким пониманием самых сокровенных тайников их существа проникает им в душу, постепенно овладевает ими, и, обольщенные, покорно отдавались ему; а он, вполне уверившись в своей власти, грубо царил над ними, как деспотический король тряпок." - он воспринимает кружева как лапшу, которую сам обожает вешать, поэтому кружева над ним не властны; какой он был бы аферист, если бы его могли бабы охмурить...

"Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: "У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак"." - совет от старшего товарища лучше камуфлировать свои истинные мнения. Когда слишком не уважаешь жертву своей аферы, она это может заметить, это может подвести...

"Надо прощать друг другу, если мы не хотим жить, как дикари." - аферист, но цивилизованный. Хочет, конечно, чтобы ему прощали его проделки...

"Меняя мужчин, она хотела бы менять и кожу." - разным аферам - разные маски

"Кроме того, вам у Бурра совсем не место, его дом пользуется дурной славой, он сдает комнаты таким особам… — Но, почувствовав ее смущение, он поспешил прибавить: — Впрочем, можно остаться честной везде; в этом даже еще больше заслуги, если человек не богат." - помещает бабу к ****ям и в утешение говорит об ещё больших заслугах! Если и не он помещает, всё равно это циничная шутка афериста...

"Искусство заключается не в том, чтобы продать много, а в том, чтобы продать дорого." - т.е. по завышенной, авантюрной цене. Искусство заключается в том, чтобы облапошить...

"Только люди, у которых нет ни кола ни двора, люди, которым нечего терять, хотят, чтобы на улицах стреляли" - аферы любят тишину (хотя шум-гам тоже хорошее прикрытие, но не каждому подходит)

"Ну и сволочи же эти «порядочные» люди!" - такие же аферисты, он хочет сказать... Я, кстати, согласен.

"Деньги можно любить за то, что они дают средства к жизни и ценить свое благосостояние вполне естественно. Но наживаться только ради наживы, мучить себя, не видя никакого удовольствия, — этого я не понимаю. Тогда уж лучше сидеть сложа руки." - да, мужик любит процесс, он игроман и трудоголик - а само "богатство" побрякушками и игрушками по-настоящему увлекает только баб...

"Я люблю, когда мужчины сами дают деньги, не дожидаясь, чтоб у них просили..." - не только бабы, но и аферисты любят, для них это высший пилотаж.

"Провинциальная медлительность, над которой подсмеиваются в Париже, таит предательства, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения. Затроньте их интересы, и эти мирные люди, не выходя из дому, убьют вас щелчками так же верно, как убивают из пушек на площадях." - похоже, Париж для афер больше подходит...

"О, дорогой маэстро, перчатки штука удобная: можно за все браться, не пачкая рук." - и не оставляя следов.

"— Случилось ли вам видеть, мой друг, что бы женщина, которую любят, постриглась в монахини?" - все богомольцы просто неудачливы в аферах, они просто неудачники.

"Над ними просто издевались, когда объявили их свободными. Да, им дали полную свободу подыхать с голоду, и уж этой свободой они пользовались вовсю!" - свобода как обман и афера

"Попробуй-ка пожелать женщину и добиться ее: один миг вознаградит тебя за все страдания." - добиться бабы - это тоже дело и афера, это тоже азартная игра...

"Радостей нет, даже дурные поступки не доставляют удовольствия." - даже любимые аферы не доставляют удовольствия?! Вот так депрессия...

"Угрызения совести носили у него чисто физический характер" - пердел, что ли, угрызаясь?

"Больше ста лет назад дворяне избрали аллею, которая проходит по южной стороне бульвара, вдоль ряда особняков, откуда раньше уходит солнце. Простой народ довольствуется северной аллей - той стороной, где находятся кафе, рестораны, табачные киоски. Целый день простонародье и аристократы разгуливают взад и вперёд, вверх и вниз по проспекту, и никогда ни одному рабочему, ни одному дворянину не приходит в голову перейти на другую сторону. Их разделяют шесть или восемь метров, но между ними тысячи лье, и они строго придерживаются параллельных линий, которым не суждено соединиться в этом мире."  - эффектная картина, но на самом деле ни хера никакой народ нигде не гулял - а шел конкретно в указанные кафе и табачные киоски. Если с другой стороны были чьи-то особняки, то там изредка кто-то из хозяев, конечно, появлялся или гулял с собакой, но не более.

"Муре все смотрел и смотрел на армию подвластных ему женщин, толпившихся в этом пламенном зареве. Черные тени резко вырисовывались на белом фоне. Встречные течения разрывали толпу, лихорадка базара носилась подобно вихрю, волнуя беспорядочную зыбь голов. Начинался отлив, груды материй загромождали прилавки, в кассах звенело золото… Обобранные, изнасилованные, побежденные покупательницы удалялись, пресытившись и испытывая затаенный стыд, как после предосудительных ласк в какой-нибудь подозрительной гостинице. А Муре господствовал над ними: он подчинил их своей воле, добившись этого непрерывным потоком товаров, низкими ценами, обменом купленных предметов, любезностью и рекламой. Он завоевал даже матерей, он властвовал над всеми с самоуправством деспота; по его прихоти разрушались семьи. Он создавал новую религию; на смену опустевшим церквам и колеблющейся вере пришли его базары, отныне дававшие пищу опустошенным душам. Женщина бывала у него в праздные часы, в часы трепета и волнения, которые раньше проводила в сумраке часовен, ища выход своей болезненной страстности, прибежища в нескончаемой борьбе между божеством и мужем; она предавалась здесь культу тела, вводившему ее в мир небесной красоты. Если бы Муре вздумал закрыть двери, на улице началось бы восстание, раздался бы отчаянный вопль фанатичек, у которых отнимают исповедальню и алтарь." - и речь, как я понял, об обычном магазине! Эмиль везде видит свои любимые злачные места, и главные слова тут - "обобранные и изнасилованные" Мечта афериста...

"Провинция боится и разрушения и созидания." - боится аферистов (тем более, что их и там избыток)

"Вы, женщины, искушение ада, малодушие, последнее падение. У служителя церкви нет более лютого врага, чем вы, и вас следовало бы изгнать из церквей как нечистые, проклятые существа!" - если баб изгнать, то кто останется?! Всё, придется закрываться... Чувствуется, с темой религий он вовсе не знаком (хотя и религии - афера)

"...женщины простофиль не любят." - аферистки любят аферистов...

"У каждого свои дела. Хотите жить, как вам нравится, так не мешайте и другим жить, как они хотят.
Я всем довольна, я никому не мешаю.
Я только не хочу, чтобы в меня швыряли грязью люди, которые сами сидят по уши в грязи." - аферист хочет, чтобы ему не мешали и его не упрекали - "сами-то тоже наверняка аферисты или грязные свиньи"

"Гютен готов был все поглотить и всех сожрать, и не потому, что был голоден, а просто так, ради удовольствия." - я уже утомился. Картина ярчайшая, очевиднейшая - и ведь это писатель-классик! Идол, б.лядь...