Книготорговцы

Олег Сенатов
Свой срез общественного мнения я получаю при посещении книжных магазинов, и он разочаровывает; - среди их посетителей преобладают левые взгляды. Но и в этой публике все же выделяются двое старых книжников, - Слава и Паша, знакомые мне еще с советского времени.
Паша – нескладный субъект с короткими ногами, длинным туловом и большой головой, на которой вылуплены бесцветные злые глаза, отличается особым радикализмом: он не только с пылом клеймит российский капитализм, но и обливает сарказмом КПРФ, выдвинувшую кандидатом в президенты «предпринимателя» Грудинина. Он вовсю рекламирует молодежи труды классиков марксизма и пропагандирует принципы социалистической экономики, которые якобы «с успехом заимствовали  за рубежом, а наши дураки от них отказались». Обо всем этом он орет во весь голос – хоть уши затыкай!
Слава, изящный брюнет, лицом напоминающий  композитора Шнитке,  ведет себя иначе, нежели Паша: он скулящим, жалобным голосом повествует о счастливой жизни в Советском Союзе, и о том, как коварно обманули народ «демократы», отменившие социализм. При этом он себя так растравливает, что, кажется, вот-вот заплачет.
Несмотря на различия в происхождении (Паша русский, а Слава – еврей) и характере, у Паши и Славы есть много общего. По образованию оба  они – математики, и в советское время были заняты по специальности, но ходили на работу только для вида, так как зарабатывали книготорговлей. Нет, они не были примитивными «спекулянтами», торговавшими  книгами из-под полы на Кузнецком мосту или на черном рынке в Сокольниках, рискуя попасть под статью, грозившую высылкой из Москвы на «стройки народного хозяйства». У каждого  была своя клиентура, принимавшая их на дому; Паша и Слава выполняли их заказы, рыща по букинистическим магазинам и толкаясь близь мест покупки книг в поисках дефицитных изданий. За нужную книгу они предлагали сдатчику вдвое большую цену, чем товаровед, обязанный руководствоваться официальным каталогом, так как знали, что продадут ее в пять раз дороже номинала; правила государственной торговли обеспечивали Паше и Славе прибыль более 200% на вложенный капитал; при этом они нигде не «светились», и поэтому ничем не рисковали. Получаемый от торговли доход многократно превышал их зарплату, и они могли содержать свои семьи в достатке, ни в чем себе не отказывая. По-видимому, они относили себя к элите, так как оба держались весьма солидно; деньги всегда имеют свойства повышать самооценку тех, кто ими обладает; помню, с каким удовольствием Слава, покупая книгу, отслюнивал купюры от толстенной пачки денег, которую всегда носил с собой. Через двадцать лет такой жизни их специальностью стала уже не математика, а книготорговля.
После выхода указа Ельцина 1992 года о свободе торговли Паша и Слава, естественно, продолжили свой бизнес, вскоре на своей шкуре испытав один из фундаментальных законов капитализма: норма прибыли в торговле никогда не может превышать 13% (против 200%, к которым они привыкли при социализме); причем в условиях резко ожесточившейся конкуренции, когда все бывшие «спекулянты» легализовались, а спрос на книги упал из-за всеобщего безденежья, прибыль почти что обнулилась. Так, в результате смены социализма на капитализм, наши герои в одночасье из зажиточной элиты рухнули на социальное дно, вблизи которого пребывают до сих пор, живя на пенсию и ту мелочь, которая им перепадает от книготорговли, ставшей занятием для маргиналов (более гибкий Слава еще подрабатывает репетитором, натаскивая абитуриентов ВУЗов по математике).
Их политическую позицию можно понять: буржуазная революция в России стала для них жизненной катастрофой, незаживающей травмой.
Как-то Паша, вперив в меня ненавидящий взгляд, произнес:
- Это ваша, демократов, вина, что социализм похерен!
- Полноте, - возразил я – валить с больной головы - на здоровую; каковы бы ни были мои идеологические установки, работая на предприятии ВПК без выходных и отпусков за среднюю зарплату, я упрочивал никуда не годную систему - коммунизм, в чем готов перед всеми повиниться. Вы же, развивая в СССР рыночные отношения, и тем самым разрушая основы социалистического строя, оказались на правильной стороне Истории, и за это я вам премного благодарен.

История Паши и Славы – не исторический курьез, в ней проявляется закономерность социализма, что видно сейчас на примере чавистской Венесуэлы. В соответствии с принципами социализма там все цены жестко зафиксированы государством. В результате в стране сложился целый класс предприимчивых людей – торговцев, приобретающих товары по государственным ценам, а продающих – по ценам черного рынка, и эта социальная группа служит самой рьяной опорой режима, наряду с военными, которым президент Мадуро не мешает заниматься контрабандой наркотиков,

Итак, оказалось: самые ярые сторонники социализма – это мелкие буржуа, сумевшие капитализировать коммунистическую быль.
                Сентябрь 2020 г.