Газетная проза. Фонд капремонта-театр абсурда?

Борис Ильич Комиссаров
Народная трибуна

ФОНД КАПРЕМОНТА – ТЕАТР АБСУРДА?

Гром среди ясного неба

Около пяти лет назад мы с женой (оба льготники по коммунальным платежам) перестали платить за капремонт в связи с прекращением поступления счетов из Фонда капремонта. Одновременно в отделе соцзащиты нам по телефону разъяснили, что мы с женой по возрасту (супруге более 70 лет на тот период, ветеран труда Забайкальского края,  я - неработающий пенсионер, инвалид 2 гр. и ветеран труда) освобождены от уплаты взносов на капремонт.

И вдруг спустя пять лет в наш почтовый ящик в подъезде приходит из Фонда капремонта счет за июль 2020 года, уже в конце августа, в котором нам предъявляется   задолженность на сумму  28748 руб.04 коп., не считая текущей оплаты  за июль в размере 520 руб.35 коп. Тогда я обратился с электронным письмом на имя генерального директора Фонда. На мои резонные возражения о том, что задолженность искусственно создана Фондом, так как счета не отправлялись нам в течение  пяти лет и никто нас не предупреждал о растущей задолженности, начальник отдела по управлению Фондом Горлова М. А. ответила, что работники Фонда  ежемесячно выставляли нам счета, а в их недоставке виновата ФГУП "Почта России", которой будет направлена претензия.

Обращаясь поименно ко мне и моей супруге, начальник отдела указала, что наша обязанность (квартира находится в совместной собственности, проживаем вдвоем) быть предусмотрительными и своевременно вносить взносы. Мы со своей стороны на письмо Горловой М.А. от 28.09.2020 г.№  02-1-4001 предъявили Фонду другую претензию, указав на отсутствие со стороны Фонда информации о нашей задолженности в течение длительного времени.

Кроме того, попросили учесть фактор непреодолимых обстоятельств, сделавших невозможным оплату взносов в силу ст.401 ГК РФ. В частности, мы сообщили, прикрепив к ответу файлы документов, что я являюсь 72-летним инвалидом 2 гр., жене уже 79 лет (прикрепил файл ее паспорта), по состоянию здоровья она не выходит из дома, не владеет интернетом и много лет только заполняет квитанции об оплате коммунальных платежей исключительно на основании полученных квитанций, которые я хожу оплачивать в ближайшее почтовое отделение. У самого тоже проблемы с подвижностью из-за частых приступов подагры. Поэтому в данных обстоятельствах нам, в результате не предоставления счетов об оплате, а также  информации о растущей задолженности, Фондом были созданы условия, сделавшие невозможным оплату  нами взносов за капремонт.

Короче, хорошую жирную свинью подложил нам Фонд, требуя с пенсионеров неподъемную для них сумму почти в 30 000. Ее мы бы без труда могли выплачивать ежемесячно в течение пяти лет, если бы не халатное или  ненадлежащее исполнение работниками Фонда своих служебных обязанностей.

А кому нести ответственность?

Независимо от того, кто виноват в недоставке  счетов, ответственность за это должны нести не пожилые и больные пенсионеры, невольно введенные в заблуждение, а Фонд капремонта, как одна из сторон заключенного между ними договора, не выполнившая его условия. И хотя официально никакой письменный договор не заключался с плательщиком, по общим правилам Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей договор считается заключенным с момента первой оплаты за услугу (даже если ее выполнение предстоит в далеком будущем, до которого старики еще не факт, что доживут).

Любопытно было бы узнать у  представителей Фонда, приняла ли Почта России претензию от Фонда о недоставке счетов в наш большой многоквартирный дом. Мне как-то трудно представить себе тысячи бумажных счетов, отпечатанных на принтере в офисе Фонда и затерявшихся в нашем 42-м отделении связи.  Куда же они подевались либо в какую ближайшую канаву выброшены почтальонами? И еще, если бы Фонд интересовался своими неплательщиками, он бы давно выяснил у нас причину прекращения оплаты взносов и принял бы меры к почте, не выполняющей свои обязанности, за которые сполна расплачивался Фонд. А мы бы стали бесперебойно получать квитанции и смогли бы своевременно рассчитаться за свои еще не такие космические в то время долги.

Являясь оба льготниками по оплате коммунальных платежей, мы всегда своевременно оплачивали все жилищно-коммунальные счета. Но после прекращения доставки счетов по взносам за капремонт я обратился в отдел соцзащиты Черновского района с вопросом о компенсации взносов за капремонт. По телефону мне ответили, что нам не начисляют компенсацию за капремонт, так как мы освобождены от уплаты взносов в связи с достижением моей супругой возраста более 70 лет. Этот ответ окончательно убедил нас в том, что к нам прекратили поступать счета-квитанции на законном основании, в соответствии с нашим правом на освобождение от взносов за капремонт.

В то же время после получения в конце августа 2020 г. счета по уплате взноса за июль 2020 г. я тремя отдельными платежами (30 сентября, 2 октября и 6 октября)  перевел через мобильный банк на наш лицевой счет № 100141750 взносы за июль, август и сентябрь (квитанции сохранил и файлы скриншотов прикрепил к письму начальнику отдела по управлению Фондом в размере 1561 руб. 05 коп.). То есть по 520 руб.35 коп. за каждый  месяц с июля по сентябрь 2020 г.

Однако нашему изумлению не было границ, когда в окне мобильного банка  Забайкальского Фонда капремонта на нашем  лицевом счете появилась новая сумма задолженности,  ровно на 1561 руб. 05 коп. больше, чем до оплаты. То есть сумма задолженности после перевода денег увеличилась с 28748,04 до 30309,09. Можно себе представить, насколько мы бы увеличили свою задолженность, если бы повелись на требования Фонда и нечаянно уплатили  всю сумму, указанную в чеке, не разбивая взносы  отдельно за три текущих месяца. Наш долг бы вырос вдвое и достиг 60 тысяч рублей! Еще раз проверил все данные сохраненного чека: получатель – Забайкальский фонд капитального ремонта, номера лицевого и расчетного счета совпадают с номерами, указанными в бумажной квитанции Фонда. Дважды обратился к М.А. Горловой: кому ушли наши деньги? Прикрепил файлы оплаченных трех чеков по 520,35 рублей каждый. А в ответ тишина.

Фактически Фонд капитального ремонта создал нам непреодолимые  препятствия не только для возврата  задолженности, накопленной по его вине вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, но и для оплаты текущих взносов.
Что касается  вопроса о реструктуризации долга, мне предложили явиться в офис Фонда для заключения соглашения. И это в условиях острой эпидемиологической обстановки. Объяснил, что это не представляется возможным, так как я живу в отдаленном районе в пос. КСК, нахожусь в зоне риска из-за пожилого возраста, наличия инвалидности 2 группы, многих хронических заболеваний, малой мобильности. Нарушать режим самоизоляции, ехать в ковидо-вирусной маршрутке и подвергать смертельной опасности жизнь мою и моей супруги не имею права.

Может ли  Фонд  требовать оплату задолженности за пять лет? Ведь существует ч.1 ст. 196 ГК РФ, ограничивающая требования оплаты  периодом не более, чем 36 месяцев.

А что говорит закон?

За юридической консультацией я обратился на частично платный  сайт юридической социальной сети. И получил в течение 5-10 минут платную консультацию от трех юристов по заданному мной вопросу: «Каковы обязанности Фонда капремонта перед
собственником квартиры в многоквартирном доме».

Из нескольких ответов мне предложили выбрать «лучший ответ». Лучшим и самым полезным, если дело дойдет до суда, мне показался ответ юриста Парфенова Валерия Николаевича из Новокузнецка:
 «Функции регионального оператора Забайкальского края прописаны в следующем документе: Постановление правительства Забайкальского края от 31 января 2020 года №17 "Об утверждении Регионального краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта..."

Постановление правительства Забайкальского края от 31 января 2020 года №17 "Об утверждении Регионального краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, на период 2020-2022 годов".

Согласно этим документам, в служебные обязанности сотрудников Фонда входит обеспечение ежемесячно платежными документами и обязанность по своевременному информированию плательщика о растущей задолженности по платежам!

Что касается вопроса, имеет ли право Фонд требовать оплату задолженности за период более 36 месяцев, то я буду руководствоваться советом моего юридического интернет-консультанта:

«Такое право, к сожалению,  есть у Фонда, но вам в этом случае не следует добровольно платить. Пусть Фонд обращается в суд.  В суде вы заявите о применении срока исковой давности ст. 199 ГК РФ и тогда суд откажет Фонду во взыскании платежей, по которым истек срок три года. У Вас же есть право на основании ст. 188 ЖК РФ взыскать с регионального оператора все ваши убытки.

Статья 188 ЖК РФ. Ответственность регионального оператора.
1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи».

Вместо эпилога

Из-за ненадлежащего выполнения своих обязанностей сотрудниками Фонда капитального ремонта наша семья не смогла осуществить  законное право  воспользоваться  50-процентной скидкой  при оплате в течение пяти лет взносов на капитальный ремонт. А это уже предполагаемая половина нынешней задолженности!
Надеюсь, что Фонд капитального ремонта извлечет урок из моего рассказа о мытарствах и переживаниях, возникших из-за ненадлежащего выполнения им своих обязательств по ежемесячному обеспечению плательщиков  платежными документами и пренебрежения обязанностью своевременно информировать  плательщика о растущей задолженности по платежам.
Фонд также  создал неустранимые препятствия для внесения взносов по текущим платежам, не засчитав внесенные на наш лицевой счет деньги за июль-сентябрь 2020 года, а наоборот увеличивая задолженность на сумму внесенного ежемесячного взноса. Все это рождает у меня, как плательщика, смутные подозрения о какой-то мошеннической (это только предположение) схеме. И развеять их не торопится руководство Фонда, несмотря на два моих запроса, по которым необходимо было бы немедленно исправить в цифровых платежных документах незаконно увеличенную сумму задолженности.

Надеюсь, полезным будет мой опыт и для десятков тысяч читателей, которые для Фонда, как следует из нашего рассказа, не более, чем  плательщики. И никогда не дорастут до статуса партнеров. Но даже в этом качестве Фонд не проявил вовремя заботу о том, чтобы каждого обеспечить платежными документами и сообщить о растущей задолженности, как это регулярно делают все иные предприятия ЖКХ.

Борис КОМИССАРОВ,
г. Чита

От редакции: в день верстки этого номера стало известно, что в данной ситуации разбирается прокуратура. Результаты проверки - в ближайших номерах.

(Газета "Вечорка" № 49
за 2 декабря 2020 г.)