Бабушка Васюта

Михаил Полев
Бабушка Васюта…
Жила эта женщина - легенда с прозвищем народым КОСТОПРАВ в нашем многолюдном поселке Свеженькая.
Маленький домишко ее стоял вросшим в завалинок неподалеку от станции на рязанской стороне.
Неграмотная, скорее всего, женщина была знаменита тем, что правила – вправляла вывихи, травмы и тому подобные неприятности.
Дорожка к бабушке – костоправу была проторенной. Поскольку в поселке практически каждая семья была многодетной, а любые занятия, будь то физический труд, либо занятия спортом, были ни грани экстремального.
Физический труд с самых малых лет был неотъемлемой частью жизни и трудового воспитания. Детский же разум не всегда способен соизмерить способность к силовой нагрузке с хрупкостью не окрепшего еще организма.
Вот и выскакивали суставы при занятиях спортом и детских шалостях.
Была в поселке больница. Но больница имела трудовой график, очереди в коридоре и не имела такой практики и авторитета, которые были у бабушки.
Бабушка славилась тем, что оказав первую помощь, ставила диагноз и давала направление в больницу, подозревая необходимость операции либо наложения гипсовой повязки.
И надо отметить тот факт, что ее диагнозы в большинстве своем были безошибочны.
Вот примеры ее лЕкарства по рассказам земляков:
«… Как-то моя младшая сестра стала жаловаться на боли в ноге, нога стала распухать и она сама толком пояснить не могла- как обычно, на велосипед и к бабушке, та сразу определила, что в ноге  трещина. Пришлось ехать в Сасово накладывать гипс. Другой случай...
 Это было в классе 9, мы играли на школьном стадионе в футбол и на моих глазах при падении  Женя Хрящев, мой одноклассник, получил вывих в локтевом суставе. Я со своим приятелем  отвели его к этой бабушке, она на наших глазах и при нашем содействии( мы держали Женю)   вправила вывих и мало того,  дала  указание, что нужно ехать в райцентр Сасово, чтобы ему сделали операцию  какую-то, иначе рука не будет полностью сгибаться. В Сасово  его отправили и , действительно, сделали операцию. Мы, одноклассники,  ездили его навещать.
В тот раз бабушка заодно и мне вправила большой палец правой руки, при этом тоже предупредила, что он все равно будет выскакивать из-за того, что нарушена суставная сумка. Вправляла она вывих и моему однокласснику Вите Филатову, насколько помню, в плечевом суставе.
Конечно, никаких вознаграждений она не получала, по-моему об этом никто и никогда не задумывался…
…Помогала всем, даже переломы лечила. Врачи и те к ней направляли, а она к врачам, если нужна была операция. Помню младшую мою сестру Тоню папа возил на лошади к бабушке,  у нее был вывих лодыжки и нога сильно распухла. Мало того ,что ногу ей вправила, так еще трещину в кости заподозрила и сказала,  чтобы мама натолкла яичной скорлупы и  давала Тоне с творогом. А ведь у нас была и поликлиника своя и больница, а лечиться ходили к ней…
… Зимой 1975-1976 к нам приехали гости и мы пошли кататься на салазках ( самодельные санки) , когда мы  шли с горки домой я упала и подвихнула правую ногу. До дома меня привезли на салазках, благо что горки у нас были через дорогу. Родители долго не думая , отвезли меня к этой бабушке.   Она посмотрела и сказала что вывих. Родители меня держали , а она вправляла мне косточку. Бабушка сразу сказала что в райцентр  меня везти не надо…»
Занималась Васюта и ветеринарной помощью.
Когда соседка семьи Корнеевых Матрена Потарыкина обнаружила в своем огороде корнеевскую курицу в пылу скандала вошла в раж, то вывернула бедной птице ноги, перебрасывая назад на хозяйскую территорию.
Любая домашняя скотинка была в деревне на вес золота. И Евдокия Корнеева отправила своих девчат к Васюте за помощью..
Бабушка Васюта курицу вылечила.
Но высшей планкой признания таланта и способностей неграмотной бабушки было то, что приехавший по распределению в поселковую больницу молодой врач набрался мужества и отправился к целительнице брать уроки диагностики и практического лечения.
                *  *  *
Занимаясь краеведением родного края и в процессе сбора материалов на тему мистики и знахарства , я впервые услышал от земляков о бабушке, которая давала уроки дипломированным врачам.
После выхода моего очерка «Ворожея» (http://proza.ru/2020/11/28/234) мне написал письмо замечательный мой земляк, патриот малой родины и фотограф Владимир Степанов, рассказав об изумительной целительнице.
Была по памяти известна только фамилия бабушки. Я обратился к землякам.
А дальше к поиску через социальную сеть Одноклассники подключились не менее увлеченные родиной землячки Аня Корнеева, Таня Веряева…
И мы вспомнили, разыскали имя сельского самородка.
Звали ее БОРМОТКОВА ВАСИЛИСА ВЛАДИМИРОВНА.
Старость свою бабушка Васюта провела и закончила у детей под Рязанью.
Продолжая и в последние годы на новом месте помогать людям и, что удивительно, консультировать врачей.
Вечная память…
И низкий поклон землякам моим, памятью своей прославивших  одного из самородков земли русской…