Сатана правит бал-8

Галина Айзенштадт
  "Режим преступил все границы, в нем больше не осталось ничего человеческого. Это абсолютное зло, которое должно быть остановлено",- до внешнего мира дошли ответы Марии Колесниковой, находящейся в Жодинском СИЗО под Минском, куда ее перевели из СИЗО КГБ, на вопросы телеканалов "Настоящее время", "Дождь", немецкого журнала "Der Spiegel".
  На это ушла не одна неделя, и не на все вопросы Колесниковой удалось ответить или не смогла, и как вообще  они попали на волю - тайна.
  История задержания и ареста Марии Колесниковой хорошо известна. Ее хотели насильно выдворить в Украину(Лукашенко утверждал, что она сама хотела сбежать, к сестре, живущей там), но на границе Мария порвала белорусский паспорт, и, выпрыгнув из машины, направилась в сторону Беларуси.
  Белорусские силовики , применив физическую силу, задержали ее, после чего ее отправили в тюрьму "за призыв к свержению власти".
  Адвокат Колесниковой Людмила Козак потребовала от МВД  возбудить уголовное дело о похищении подзащитной(Мария узнала похитителей и назвала их имена), но ей отказали.
  Более того, Людмилу Козак саму похитили в один из сентябрьских дней, когда она направлялась на судебное заседание. Трое - омоновец и два милиционера - насильно задержали ее на улице, втолкнули в машину и увезли в один из РОВД.
  Ей не давали позвонить ни домой(у Людмилы трое маленьких детей), ни сослуживцам, не вызвали "скорую", когда ей стало плохо, а, составив протокол, отправили на Окрестино, изолятор с самой жуткой, палаческой репутацией.
  В чем же обвинили Козак? В том, что 30 августа она якобы была "на массовом мероприятии".
  Но в это время Людмила с дочерью покупали всё необходимое для нового учебного года.
  Тогда ее обвинили в неподчинении сотрудникам правоохранительных органов при задержании и дали крупный штраф.
  Вряд ли бы ее выпустили через сутки на свободу, если бы с протестом не выступили адвокаты не только Беларуси, но и Европы, усмотрев в аресте явную политическую подоплеку.
  В портфеле у Козак были материалы по делу Колесниовой, которые  составляли адвокатскую тайну, и они  были у нее изъяты в нарушение закона.
  Впрочем, говорить о необходимости соблюдения закона в нынешней ситуации просто наивно.
  "Свидетелями" "неподчинения" Козак были "Иван Иванович Иванов" и два "Александра Александровича Александрова".
  Козак явно хотели запугать, но, признавшись, что ей действительно страшно, она заявила, что продолжит защищать Колесникову.
  Тем временем Колесниковой продлили срок содержания под стражей уже до февраля следующего года.
  Как ей "живется" в тюрьме? Как проходит день? Как ей удается держать себя в тонусе?
  Из ответов Марии складывается следующая картина. Их трое в камере на шестерых.
  По сравнению с условиями на Окрестино "очень неплохо".
  "В камере курят, для меня это сложновато, потому что я некурящая.
  На прогулку водят раз в день, в душ - раз в неделю.
  Я просила встречу с врачом, но она так и не состоялась.
  Постоянно проблемы с письмами, то доходят, то потом их две недели нет, а часть писем не пропускают".
  Рассказала Мария и о книгах, которые прочла или читает. Среди них "Колымские рассказы" Шаламова. "Многое изменилось с тех пор, но главное не поменялось. Лишение человека свободы - это уже достаточное наказание, а эта система, как и ранее, пытается лишить человека достоинства.
  Но, как бы ни было тяжело, человек всюду может найти в себе силы оставаться человеком".
  Пока письма Марии дошли на волю, администрация тюрьмы  изъяла у нее  книгу Хиккинга и две книги Харари, которые она не успела дочитать.
  Об этом сообщила Людмила Козак.
  "Больше всего не хватает семьи, друзей и близких, хотя чувствую их поддержку физически,- пишет Мария.- Очень не хватает живой музыки, искусства".
  Все происходящее Колесникова воспринимает "как обучение, новый опыт - и быта, и общения в изоляции".
  Собирается она в будущем заниматься политикой?
  "Еще полгода назад я представить не могла, что буду выступать на сцене не с флейтой в руках, а с политическими лозунгами.
  Сейчас я получаю сотни писем и вижу поддержку людей. Для себя я определилась:я буду бороться, пока Беларусь не станет свободной, демократической и процветающей".
  Нынешний режим Мария определяет как "банду  наперсточников", вступивших в сговор с целью удержания власти,  и "после бесед с ними, и всего, что произошло со мной, я в этом не сомневаюсь".
  Тем временем продлили сроки ареста Бабареко и его сыну Эдуарду, другим представителям штаба Бабарико.
  На блогера Сергея Тихановского завели третье уголовное дело,- он в тюрьме дольше всех, с конца мая.
  Стали арестовывать и судить участников "Марша пенсионеров".
  Попадают в СИЗО и те, кто вообще не участвовал в акциях протеста. Сына Станислава Шушкевича, первого главы парламента независимой Беларуси Станислава Шушкевича, посадили на десять суток за репост одной записи в соцсетях, признанной экстремистской.
  В камере, где он сидел, у пяти человек был коронавирус.
  "Запад заинтересован в белорусском кризисе,- вещает Лукашенко,- он является историческим шансом остановить российское влияние". И дал указание разработать закон о лишении гражданства тех граждан Беларуси, которым не нравится нынешний режим власти.
  Так можно и без граждан остаться, без лучших из них, приносящих Беларуси успех и славу, но, похоже, Лукашенко это не волнует. Главное самому оставаться при власти.
  Но, несмотря на репрессии, народ продолжает бороться за свободу.
  "Трепещи, тиран! Огрызок гитлеровского режима!"- такой транспарант появился на очередном марше протеста.
  "Народ не забудет этот кошмар и это противостояние",- уверена Мария Колесникова.
  "Мы не оппозиция. Революция в Беларуси, прежде всего народная. Люди объединились и сейчас берут все больше ответственности за будущее своей страны".