Герой Советского Союза убит в Баку 20

Серафим Григорьев -3
К о л я д и н  В и к т о р  И в а н о в и ч

   И, о – чудо!.. В номер входит эстрадная звезда Е л е н а  В а е н г а. Много лет отдавшая Санкт-Петербургу, певица не могла не появиться именно сейчас и именно в этом месте.
Аэропорт... улетаю...
Миллион глаз и я тону,
Как ты успел, а я не знаю,
Не опоздать на минуту...
Ну где же ты раньше был, 
И где была раньше я?
И как я могла так жить - я не понимаю....
Где же ты раньше был
И где была раньше я?
Давай же на этот раз друг друга
Мы не потеряем...
 
   - Елена Ваенга — «тонкая, художественная, мечтательная и романтичная натура. Музыкальная одарённость, природный темперамент, трудолюбие, жизнерадостность — всё это составляющие её жизни и творчества»! - с этими словами она вступает в номер. – Это обо мне, дорогие мои фронтовики.  На самом деле, я – дочь Северного флота, а родители отца — коренные петербуржцы, пережили блокаду Ленинграда.
   - К столу!  - восклицает «старший по кубрику» генерал-полковник Михаил Одинцов.
Удивительные это люди – Герои Советского Союза, которые дожили до 50-летия Дня победы!.. Застроенные суровыми законами военного времени, допросами и не раз находившиеся в пограничных ситуациях, не однажды раненые и попадавшие в лапы смерти, а после войны в меру обласканные властью, торжественными встречами, подарками и банкетами, они никогда не повышают голоса, даже после многочисленных «Алаверды». Беседуют спокойно, не вскрикивая даже при упоминании скоропостижной смерти боевого товарища. А если и смеются, когда кто-то вспоминает комичный эпизод, делают это практически бесшумно, не показывая десен.
   Слышу рассказ летчика – генерала:
   -  Начальник штаба полка приказывает наблюдателю: " Как появится самолет. Ты мне сразу докладывай - скорость, высота, намерение". И вот как-то раз этот солдат подбегает, докладывает: "Самолеты идут со скоростью, с высотой, с намерением!"
   С мобильным телефоном в руке генерала перебивает будущий Президент РФ:
   - Звонит Валентина Терешкова, извиняется, что не попрощалась именно с летчиком Колядиным…(пауза).
   Закрыв связь, он с фирменной усмешкой спрашивает:
   - Это вы, Виктор Иванович, послали на три буквы трижды Героя Советского Союза, самого Ивана Кожедуба??..
   Генерал Виктор Колядин, несколько смутившись от такого вопроса, отвечает:
   -  Дело было в Корее. Сменяла нас дивизия Кожедуба. Командный пункт полка был на сопочке, аэродром хорошо просматривался. На командном пункте находился Кожедуб. Его летчики не летали, только мои. Нас подняли на перехват группы бомбардировщиков. Мы их разогнали и возвращались домой. И в тот момент когда мы подошли к аэродрому через него проходил этот Б-29. Кожедуб по радио говорит: "Видите его?" - "Вижу". - "Атакуйте". Я подхожу. Думаю: "Сейчас врежу!" Раз! Не стреляет! Перезарядил - нет ничего. Ведомый подходит - коротенькая очередь: "Командир - ничего нет". Что делать? Домой идти. Говорю: "Боеприпасов нет". - "Тарань", - кричит Кожедуб. Я промолчал, ничего не сказал. Сел. Он на меня чуть ли не с кулаками: "Что же ты?!" – «Чем таранить? Х..м? Винта-то у реактивного самолета нет".  В пылу боя Кожедуб обо всем забыл. Это в войну винтом можно было срезать зад немцу и прыгнуть с парашютом…
   *Командировка в Севастополь. Мы встретились на набережной возле знаменитого «Памятника затопленным кораблям». Прекрасный солнечный майский день, синее море, белоснежные чайки, молодые женщины с детьми, нам выплатили валюту, и даже мне самому не верится, что все это было в жизни этого могучего пожилого человека с  медалью «Золотая звезда» и орденскими планками на черном пиджаке (я уговорил его это сделать).
   - Оказался я в госпитале в Ярославле. У меня были ноги подбиты, лицо обгорело, а рядом со мной на топчане лежал человек - видно летчик, прикрыт регланом. Он все молчит и молчит. Потом смотрю, реглан отвернулся, открылась грудь, я по ней червячки ползают. Приходит нянька. Я ей говорю: "Вы что же, етить вашу мать?! Человека черви грызут, а вы?!" Пришла медсестра: "Чего шумишь?" - "Да у него рана гниет, а эти черви гной снимают".
   - Как воспринимались столь большие потери на войне?
Такого ощущения что нас бьют не было. Тебе все равно надо лететь, надо готовиться. Потеряли ?   Ну и что, завтра тебя потеряют. Я никак потери не переживал. Такое было "грубое" состояние, или я сам по себе такой. Ни каких страданий я не испытывал, вообще не обращал внимания.
В тылу - Пензенскую область.
   - Хотя в полку были самолёты Су-2 и Ил-2, но летать мы не летали - валяли дурака. Лётчиков "улётанных" быстро брали, а мы продолжали бездельничать. Городок Каменец - Белинский был небольшой, делать в нем было не чего и такое праздное шатание быстро надоело. Возле штаба полка повесили объявление о формировании полка на У-2 и Р-5 с приглашением желающих лететь на фронт записаться в такой-то комнате. Честно говоря, любителей воевать на У-2 было мало - хоть в ЗАПе и кормили плохо, а всё же с неделю полк собирали. Так сказать, что все с энтузиазмом рвались на фронт и были готовы "летать хоть на палке" нельзя. В особенности не рвались те, кто уже понюхал пороху, понял что немец имеет преимущество и количественное и качественное, и на земле, и в воздухе. Некоторые сознательно, некоторые бессознательно начали не то, что осторожничать, а трезво смотреть на жизнь. Но мой штурман, Миша Моисеенко, говорит: "Пойдём, запишемся" - "Ну, пойдём"...
   К нам подходят молодые мамы с детьми, спрашивают:
   - Можно с вами сфотографироваться?
   Наш видеоператор снимает, как мамы щелкают затвором, некоторые из них, прислушиваясь к воспоминаниям фронтовика, начинают плакать – дети не понимают причин материнских слез, начинают капризничать.
   К нам подходят украинские полицейские.
   - Кто такие?
   Представляюсь.
   - Документы!... «Центральная телевизионная и радиовещательная студия Министерства обороны России»… Що, є така студія?..
   - Как видите.
   - Хто дав дозвіл?..
   - Это режимный объект? – делая вид, что я «крутой», набираю телефон Пресс-службы Черноморского флота.
   - Фото-видеосъемки на этой набережной только платные, - подходит к нам «гарный хлопец».
   Понимаю ситуацию и спрашиваю:
   - Сколько с меня?
   - Сто гривень.
   Слава богу – не тысяча. Хлопчик принимает плату за проведение видеосъемок «именно на этой набережной», надо следить за порядком, чтобы мусора не было и пустых бутылок.
   - Брехати, - комментирует эпизод наш герой. – Я был начальником фотоцеха в комбинате «Бетэкэкспресс». Плату брали фотографы.
    Возвращаемся к главной задаче дня – интервью.
   - Сто граммов грамм давали, когда полк воюет. Если боевых вылетов не было - не давали. Водка такая дерьмовая была, так от неё воняло – ужас.   Я вначале совсем не пил. Под конец начал пробовать. И курить начал.
   - Шоколад давали ?
   - Нет. Когда я уже на истребителях воевать стал, там давали шоколад и «Кола-кола»… Под конец войны мы стояли под Кёнигсбергом. Возле города Пилау немцы поднимали аэростаты для корректировки артиллерийского огня. Нас послали парой их уничтожить. Ведомым у меня полетел молодой лётчик Рожнев. Нашёл я аэростат. Он был на земле. Мы зашли, проштурмовали - он загорелся. Делаем повторный заход, смотрю мимо меня трасса проходит. Я маневр - смотрю пара "Кобр" выходит из атаки. Я прилетаю домой, докладываю: "Что же получается?..   Свои бьют своих!"   Разобрались. Оказалось, что это вылетал летчик N из 28-го ГвИАП. Вроде он меня спутал с "Мессером". Как он меня мог спутать, если в этом районе одни FW-190?!   Он ещё потом Героя получил по блату (выше наркома). Сам москвич, а его тётя ведала торговыми организациями. Ездил в Москву, подарки привозил...
… А с Валентиной Терешковой мы знакомы еще с времен Первого отряда космонавтов, были встречи с летчиками - Героями, я учился в академии Генерального штаба. Когда она приезжала в Крым, обязательно заказывала фотосессию в моем комбинате.
*Колядин Виктор Иванович.
Родился в семье рабочего-шахтёра. В начале 1930-х годов семья переехала в город Кадиевка (теперь Стаханов Луганской области). Там окончил 8 классов школы № 4, в 1937 году поступил в Кадиевский аэроклуб, в 1938 году окончил его.
С декабря 1938 года — в Красной Армии. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
С ноября 1950 по октябрь 1951 года во главе полка участвовал в боевых действиях Корейской войны 1950—1953 гг. Выполнил свыше 40 боевых вылетов на реактивном истребителе МиГ-15, провёл около 20 воздушных боёв, сбил 6 американских самолётов (2 стратегических бомбардировщика B-29 «Superfortress», 2 реактивных истребителя F-86 «Sabre», 1 реактивный истребитель F-80 «Shooting Star», 1 поршневой истребитель P-51 «Mustang»
**Итог эпизода легендарной ночи в гостинице «Ленинград»
подводит будущий Президент РФ своим коронным вопросом:
   - Помните позывной Ивана Кожедуба в Корее?..
   - Это была соседняя дивизия, как я мог знать? – отвечает генерал Калядин.
   - Крылов! – улыбается ВВП. – К р ы л о в…
   Надо же, подумал я, все знает!..
   Смотрю на Героев Советского Союза и полных Кавалеров орденов Славы, и свербит мысль: «Как можно было продать детей и внуков таких «Гарних хлопців»?.. За что нам такое настоящее и будущее??..
   Однако Елена Ваенга не хочет уступать первенства чиновнику из окружения мэра Анатолия Собчака.
   А я узнала интересный момент
  Что и Ван Гог, и Матисс, и Дали
  Курили таба-табак, употребляли абсент
  И кое-что, кстати, тоже могли.
  Курили таба-табак, употребляли абсент
  И кое-что, кстати, тоже могли.
  Будущему Президенту не остается шанса победить, и он приглашает Елену Ваенгу на танец… Ничья!..

P.S. Судя по всему, на 4 дек 2020 в живых их осталось 3 (трое) Героев Советского Союза - фронтовиков.

   

    П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т:


Предыдущая глава: http://proza.ru/2020/12/02/231

Фото: Виктор Колядин
 
Инфа-Инет