Про оговорки по Фрейду, или Браво, няня!

Татьяна Латышева
    Не отображающее зеркало, а увеличительное стекло -2 

"Безотказный способ определить, является ли человек русским интеллигентом, –
  истинный русский интеллигент никогда не антисемит; если же есть налёт этой  болезни, то это уже не интеллигент, а что-то другое..."
  (Андрей Сахаров)
***
   "После фильма «Тевье-молочник», показанного по телевидению, я получил много, очень много писем. Одно из них было очень интересное. Оно заканчивалось словами: «Если Вы – еврей, то ясно. Если русский – непонятно». Так думали не только евреи. Один из наших актеров, узнав, что я взялся за роль Тевье, подошел ко мне со словами: «Говорят, ты согласился сниматься в “Тевье-молочнике”. Ты подумай…». А что тут думать? Я же играю Ричарда III – англичанина, я играю Наполеона – француза, я играю Карамазова – русского и что, что я играю Тевье-молочника – еврея? Что от этого меняется? Ничего. Я не говорю о тех, непреодолимых до сих пор, трудностях, которые с годами становятся то глубже – я имею ввиду проблему антисемитизма – то затухают." МИХАИЛ УЛЬЯНОВ
*
 "Скажи, как можно сегодня отделить русских евреев от русской культуры? Куда девать Маршака, Пастернака, Райкина? Что делать, если у еврея Бродского русский язык чище и прозрачней, чем у любого рвущего на себе рубаху русофила?"    
           (Леонид Филатов)
 
    Для актеров это нонсенс, слишком много замечательных и любимых актеров, художников, писателей – евреи. Эта среда особая. Хотя были годы, когда обижали даже всенародно любимого Аркадия Райкина. Но это как раз, к счастью, в прошлом…
 (Инна Чурикова).

*
    Государсвенный - да. В прошлом. (Надеюсь. Просто потому что: "А где вы их
   берете?..").  А вот оговорки по Фрейду неистребимы. Они и в инерции мышления, и в - "основном инстинкте", не осознаваемом самими людьми... Увы.

Тот самый альбом "Их вы тоже не любите?.."
************************
    ...Одна виртуальная подруга как-то написала мне, что провела интервью сама с собой - такое самоанкетирование  и обнаружила, что ВСЕ САМЫЕ-самые ее любимые режиссеры, певцы, киноактеры, композиторы, поэты и писатели - в этом альбоме. И хотя она явно не принадлежала к  любого рода "фобам", но... призналась, что раньше не корежило от неумных высказываний на тему... Ее это удивило, и... теперь она стала активной анти тех, кто анти...

    Кажется,  "плоды просвещения" на тему очевидны. Не раз убеждалась.  Так что,  все, что собирала по поводу  разновидностей пещерного чувства - это достаточно давнее.

 И  те диалоги  с приличными во всех смыслах людьми тоже, кажется, были не зря:

Ю.:
Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что такие альбомы не только не борются с антисемитизмом, а, напротив, способствуют ему. Разве мы любим этих людей за их национальную принадлежность? Вовсе нет! Я раньше вовсе об этом не задумывалась. А теперь, когда акцентировали... Не знаю, мне кажется, это лишнее. Если каждый начнет кричать о том, какой крови в нем намешано, ничего хорошего из этого не выйдет.

-Это Ваше частное мнение, Ю.! И ничего плохого нет в том, что кто-то вспомнит об их национальной принадлежности и задумается  наконец.

 Мой опыт, увы, подсказывает, что  АБСОЛЮТНОЕ большинство людей слышать не хочет о том, что их любимцы, упаси Бог, евреи. Вы не сталкивались  с этим - и Слава Богу! Всего масштаба этой мерзости Вам не понять.
Не задумывались, а теперь...Значит, дремало внутри, как  дремлет до поры, увы, у очень многих.
  Для меня это пробный камень в отношениях с людьми. Пока не коснешься темы - приличный человек. Так что, пусть будет  индикатором. Кое-что уже для себя выяснила.

Mарина W. ответила Ю.:
 -Позволю себе добавить: зато очень настойчиво напоминают о национальности некоторых олигархов, а в новых российских сериалах адвокаты сплошные Ароны Моисеевичи и все они как правило "плохиши", вот это и подкармливает российский антисемитизм, а не альбом, в котором  с гордостью вспоминают славных сынов и дочерей еврейского народа, только некоторые почему-то от этого раздражаются, Танечка права-это и есть своебразная лакмусовая бумажка.

***
 ...  - И не надо делать вид,что речь идет об интернацинализме. Каждая нация гордится своими героями, и это можно только приветствовать. Мне очень понравился бы такой альбом на странице, к примеру, армянина, белоруса, узбека или грузина.
НЕВЕЖЕСТВО - основная причина любого национализма(не путать с патриотизмом).
 Все, о чем  люди знают мало, кажется враждебным. Но евреи - это особая статья. Вечные стрелочники. Народ так привык, что еврейство не афишируется, тема закрытая, табу. С детства возмущало!

   Знаете сколько раз мне приходилось слышать:"Да какая ты еврейка? Ты - наша!".  Или "Ты хоть и еврейка наполовину, но девка хорошая!"
Роскошные комплименты !А я, может, потому и хорошая, что еврейка! Или это, с понижением голоса, будто извиняясь, рассказывая про кого-то:"она же евреечка"... Пытаясь смягчить "оскорбление"…  Не еврейка -"евреечка"...          
 
   Вот и не собираюсь я "понижать голос"! НИКОГДА не понижала. Со многими, по жизни не выдержавшими испытания "пятой графой", пришлось расстаться.               
Это при том, что открытого антисемитизма при мне не позволяли. А уж быть мальчишкой-евреем в нашей стране! Чуть ли не каждый день с  кулаками  биться за свое достоинство или мимикрировать - выбор не велик. Отношу себя к интернационалистам не на словах. С той же страстью буду биться  за непочтение к ЛЮБОЙ нации.

   Хочется ошибиться,  но Ваша реплика, Ю., - это тоже «оговорка по Фрейду». Он присущ людям, которые не могут себе позволить открытого, пещерного, или "антисемитизма идейного» (грамотно разбить можно в 5 минут - суть одна). Они и себе не всегда признаются, что есть в них этакая червоточинка - они же интеллигентные люди. Я называю этот вид - "с оговоркой по Фрейду".

   Ю.: Видно, сильно  у вас накипело... И вот уже предельно корректный человек, высказавший свое мнение - юдофоб.

   •- "Юдофоб" -  это сильно.  Именно та разновидность, о которой  я писала выше –«По Фрейду». А накипело не только у меня. У всех, кого это касается или касалось. Поверьте, не "за хорошей жизнью" уезжали  люди!

-----
 И. Т.:
Татьяна, а вот когда человек постоянно интересуется у другого человека: а ты не наш, не еврей?  нет, ты точно еврей! и т.п. дедушка Фрейд к этому как относится?

-А Фрейд тут причем? У любой маленькой и гонимой нации всегда есть чувство родственности. Это то же, что чувство землячества: "Ты тоже из Курска?" - Нет? А хэкаешь, как у нас  в деревне!"
Таких,  кто домогается насчет,  точно ли  еврей или не еврей,  я не знаю.  Это Ваши личные впечатления.
 
   Ну и гордились бы, если  кто-то вдруг  Вас "заподозрил" в еврействе. Чего так  переживать? Умным, наверное, считают. Хотя  не все  евреи, безусловно, "сионские мудрецы", но такая легенда (не ими придуманная, одна из многих) имеет место быть.

В тему анекдот для снижения пафоса:

   Еврейская семья на опере «Евгений Онегин». Бабушка спрашивает у зятя: — Скажи, Мойшенька, а Онегин — еврей? — Нет,  Роза Марковна, он русский. Проходит пять минут. — Скажи, Мойшенька, дорогой, а Ленский-то еврей? — Нет, Роза Марковна, русский. Проходит ещё пять минут. — Мойшенька, сынок, а Татьяна, я вижу, еврейка? — Нет, что вы, Роза Марковна. Она чисто русская. Проходит ещё немного времени. — Мойша, ну, а няня Татьяны, она-то ведь еврейка, да? — Еврейка, еврейка… Бабушка поворачивается к сцене, хлопает в ладоши и кричит:  — Браво, няня!