Иван Константинович Айвазовский

Павлова Вера Калиновна
               
 Иван Константинович Айвазовский

Иллюстрация из интернета; "Девятый вал"

     Айвазовский И.К. родился наИллюстрация из
 берегу моря, что с детства предопределило его чувствования, стремление к морской стихии и обусловило его яркое дарование пейзажиста. Он начал свой творческий путь в великую эпоху А.С. Пушкина, которая озарила художника такими именами, как Глинка, Гоголь, Жуковский, Крылов,  направившие его первые шаги в искусстве. Позднее, проживая в Феодосии, в зимнее время приезжая в Санкт-Петербург, он постоянно общался с многими передовыми людьми своего времени.

    Айвазовского не привлекало обычное, спокойное состояние  природы. Его воображение часто было занято ярким отражением борьбы стихий, его захватывали грандиозные, захватывающие  явления, в чём ему не было равных.
Искусство Айвазовского в своей патетичности всегда отражало сильные чувства и  яркие переживания. Эта черта его творчества сообщала его картинам удивительную выразительность и покоряющую силу. В русской живописи это было явлением новым и исключительным.

     И.К. Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье мелкого
служащего. Его талант живописца был замечен,   и он был определён  в Академию художеств г. Петербурга. Здесь его талант развернулся в полную силу так, что  совет академии сократил его срок  обучения, и он на два года был направлен в Крым для самостоятельных работ. Для этого он принял участие в учебных плаваниях Балтийского Флота и Черноморского флота к берегам Кавказа. Во время плаваний он сблизился с выдающимися флотоводцами, стал любимым художником.

    Осенью 1850 года И.К. Айвазовский работает за границей: в Неаполе, в Риме, Сорренто, Венеции, выезжал в Париж, Лондон, Амстердам и вскоре приобрел европейскую славу. Не замыкаясь в своей мастерской, он общался с Н.В. Гоголем, взгляды которого оказали на него большое влияние.
Выдающийся английский маринист посвятил ему такие стихи: «Искусство» твоё велико и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений…»

     Путешествие по Европе завершилось в 1844 году в Амстердаме, где Айвазовский был удостоен звания академика не только потому, что Голландия родина маринистической живописи, Сам Айвазовский считал голландских мастеров-маринистов своими духовными учителями. За четыре года работы за границей: Италии, Англии, Франции, Африке, Америке  он вырос в первоклассного мастера. 

    Осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург прославленным художником. Академия художеств присвоила ему звание академика. Его назначили первым художником военно-морского штаба и поручили большой правительственный заказ: - зарисовать все укреплённые города на Балтийском море. На выполнение этого заказа ушла зима 1844-45 года. Весной 1845 года И.К. отправился в плавание к островам Греческого архипелага, побывал в Турции и Малой Азии, создал большое количество зарисовок, где, как предполагалось находилась,  античная Троя.

    В 1845 году  Айвазовский в Феодосии приступил  к строительству дома и мастерской в Феодосии. В этом доме прошла  вся трудовая жизнь художника, где он создал свои основные картины. Он проводит множество выставок во многих городах.
Все денежные поступления от выставок он передавал в фонд  местных благотворительных  обществ.

    Картины Айвазовского знакомили русское общество с морем, расширяли его представление о родной природе. Недаром он был избран  членом Российского Географического общества. Никто в искусстве Х1Х века не сумел возвыситься до восприятия морской стихии как грандиозного, величественно-спокойного или грозно-могущественного  явления.  Айвазовский воплотил на полотне жизнь моря во всей её капризной изменчивости и многообразии.  Он ощущал неуловимый  ритм движения волн; в его маринах чувствуется пульсация морского прибоя.
 
      В 1850 году великий маринист написал картину «Девятый вал».  Первые лучи солнца осветили бушующий океан, громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках  мачт погибшего корабля. Картина  увлекает сюжетом, благодаря вводу художником в картину повествовательного элемента: зритель сразу понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Тем острее воспринимается яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющее уверенность в победном исходе борьбы. Картина полна  глубокого внутреннего звучания. Несмотря на драматизм сюжета она  вовсе не оставляет мрачного впечатления. Напротив, полна света и воздуха, включает  в себя целую гамму цветовых оттенков жёлтого, оранжевого, розового, лилового, в сочетании с зелёным, синим, фиолетовым.


   
     Эта картина нашла широкий отклик в момент её появления и остаётся до наших дней самым популярным произведением живописи. Символом свободы вошло море в творчество Айвазовского. Его творчество пронизано идеей: «Живописец,  только копирующий природу,- говорил он,- становится её рабом, связанным по рукам и ногам… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, писать порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры…»

Иван Константинович был наделён не только прекрасной зрительной памятью, но и способностью поэтически осмыслить многое из того, что видел в природе. Айвазовский писал свои картины, как бы импровизируя. Небольшие произведения он часто создавал в течение нескольких часов, поражая окружающих
поистине моцартовской лёгкостью воплощения.

     Совсем иначе Айвазовский изображает тихое, штилевое море. Раннее утро.
Вдали на горизонте – гряда розовых облаков, из-за которых встаёт солнце. На переднем плане – большая лодка с группой рыбаков, перебирающих сети; дальше, у города, стоит парусный корабль. Ясный,  голубой цвет картины усиливает состояние глубокого покоя, разлитого в природе… В картине «Лунный свет» сказалась особая музыкальность, присущая живописи великого мариниста. Айвазовский знал и любил музыку Бетховена, Россини, Доницетти, Шопена и, конечно, Листа, народный характер мелодий которого  был ему особенно близок. Патетика симфонических произведений Листа родственна форме выражения живописных образов художника.

    В построении своих марин Иван Константинович  уделял большое внимание
небесному океану. Небо у него и грозовое, с мчащимися мрачными тучами, и
тихое светлое сияние облаков на горизонте…. Будучи главным художником штаба, Айвазовский составил множество картин живописной летописи боевой славы русского военно-морского флота.

    Искусство Айвазовского всегда находило глубокое признание в передовых слоях русского общества. Вот как это отражено в одном из приветствий по поводу  многолетней творческой деятельности Ивана  Константиновича:

    «Русская земля во все времена не бедна была даровитыми, истинно талантливыми людьми, и если из них многие забыты, то лишь потому, что талант свой они зарыли в землю, не приложа к развитию его той любви и доброй воли, той бодрости духа и настойчивости; которую с такой силой проявлял наш почтенный юбиляр с самых юных лет и по сей день… Такую силу воли, такую энергию духа можно почерпнуть только в любви к своему делу… Впечатлительный ко всем явлениям природы, к её красотам, всегда готовый воспроизвести их своей мощной кистью, Иван Константинович оказался не менее чутким и отзывчивым к нуждам ближнего. Как истый патриот, он, понятно, не мог остаться и не остался равнодушным к славным подвигам наших моряков. Написанные им картины боёв под Чесмою, Наварином, Синопом и другие составляют блестящую иллюстрацию славной боевой истории нашего флота. Картины эти он принёс в дар питомцам-морякам, чтобы грядущие поколения; глядя на подвиги своих предков, грудью честь и славу своей Родины…»