Живые книги Людмилы Улицкой

Джон Быков
«Не читал,но осуждаю». Именно по этой абсурдной формуле, которую впервые применили для травли Бориса Пастернака, большинство читателей оценивает современную русскую прозу. Заранее, без прочтения, современных авторов начинают хаять и принижать,даже не пытаясь дать шанс. Как это по — нашему. Молиться на прошлое и поносить настоящее. Между тем, в современной российской словесности всё не так плохо, как это пытаются представить «сектанты», канонизировавшие Толстого и Достоевского и»похоронившие» русскую литературу вместе со столь милым их сердцу «совком».  Не хочу сейчас обсуждать некрофилов, которых возбуждает лишь творчество давно умерших людей, лучше поговорим о живых. И похвалим их! Безусловно, у нас уже есть немало имён в литературе, которыми наша страна может и должна гордиться. И в первых рядах, совершенно точно находиться Людмила Евгеньевна Улицкая. Её произведения написаны в традиционном ключе, её слог близок к русской классике и более всего — к Бунину. Та же бессюжетность, тот же лёгкий, но очень выразительный язык произведений. А ещё Улицкая, будучи биологом, совершенно спокойно, без стеснения и внутреннего стыда добавляет в текст различные физиологические подробности. Они смотрятся очень естественно,вплетаются мимоходом и присутствуют просто так, как часть нашей обычной жизни. Улицкая — мастер обыденного.Это настоящий, классический реализм, истории из жизни, воплощённые в тексте. Именно поэтому невозможно воспринимать её книги, как выдумку. Кажется, будто к тебе в гости пришла подруга твоей бабушки и стала вспоминать разные случаи, что происходили с её знакомыми.От прозы Улицкой исходит какое — то душевное тепло, ощущение воспоминаний о неких реальных событиях. И те самые физиологические подробности, которые многих отталкивают (хотя написаны они столь деликатно и непринуждённо, что совершенно не режут глаз), лишь добавляют «дыхания жизни». Потому что опять — таки, только в доверительном, родственном разговоре на диване или на кухне, тётя или бабушка может вот так, между делом, упомянуть, как ребёночек причмокивал материнский сосок и пил молочко из груди. Семья, любовь, любимое дело — герои Людмилы Улицкой редко занимаются глобальными делами, они пытаются построить свою жизнь, своё счастье. Людмила Евгеньевна в одном из интервью сказала, что «всегда на стороне отдельного человека», а не государства. И эта же мысль чётко прослеживается в её книгах. Жизнь человека, обыкновенная, безрадостная или полная призрачных надежд всегда в центре внимания. «Сонечка», «Бедные родственники», «Медея» — неважно, что творится вокруг, чем дышит и о чём думает «большой мир». Никакие грандиозные замыслы и подвиги не заслонят простую жизнь. Видимо, это ещё одна причина нелюбви многих наших граждан к творчеству Улицкой. Ведь вся советская литература была основана на идее, что общее благо, общество и страна важнее, чем чья — то отдельная жизнь. Советские герои умирали ради идеи, отказывались от счастья ради достижения других целей, фанатично трудились не ради себя, а ради великих достижений. В книгах того времени было много пафоса, лозунгов, но было ничтожно мало человечности, душевности, элементарного сопереживания. Даже монументальные саги, вроде «Вечного зова» хоть и пытались рассказывать о людях, но всё равно слишком много уделяли времени тому, что происходило вокруг героев, создавая обширную и подробную панораму эпохи. Именно эпоха, а не люди была первостепенна для советских писателей. Для Улицкой же важна именно жизнь и люди. Их мечты, разочарования, поиски себя, мысли и желания. И это опять же возвращение к традициям русской классики, к теме «маленького человека» (хотя «большие» люди в книгах Улицкой тоже есть. Только это не пафосные «герои», разведчики и прочие персонажи советской мифологии, а тихие и скромные люди, которые просто делают то, что считают правильным и нужным («Даниэль Штайн, переводчик», «Казус Кукоцкого»), при этом далеко не всегда получая за это награду, а скорее наоборот — наносят ущерб собственной жизни.). Поэтому Людмила Улицкая заслуживает куда большего уважения и почитания. Она истинный гуманист и неисправимая мечтательница, верящая в то, что человек существо доброе и что хороших людей больше, чем плохих. Ей не нравится Достоевский, оправдывающий зло в человеке, её противна сама мысль о «нормальности зла». И знаете, в нашем сумасшедшем мире, где столько агрессии, ненависти и неприятия друг друга так приятно знать, что есть человек, который продолжает верить в добро и в хороших людей. И ещё лучше то, что такой человек пишет книги, где раз за разом повторяет эту простую мысль — «в людях больше хорошего, чем плохого». Пока есть такие люди и такие книги, у человечества и впрямь остаются шансы на спасение. Читайте хорошие книги и будьте добрее друг к другу!