Прожить всё заново

Аркадий Шакшин
 
       Наверное, ни у кого нет в нашем селе такой возможности, как у меня, прожить всё заново. Здесь я прожил большую часть своей жизни, около половины которой я занимался видео- и фотосъемкой. Я как специалист такой необычно профессии, виде оператора и фотографа, еще тогда, в начале своего творческого пути, взял за правило сохранять весь отснятый фото- и видеоматериал в своих архивах. Сегодня я так рад, что кассеты и файлы фотографий, несмотря на даже не очень хорошее качество, сохранились, и я в любой момент могу их посмотреть, этот уникальный архив, в котором сохранилась история моего села и района в целом, а главное — история моей жизни. Именно благодаря этому архиву я могу вернуться в своё прошлое.

    О том, что когда-то в моей жизни наступит время, когда я займусь обработкой и оцифровкой архивного фото- и видеоматериала, я знал. Думаю, сегодня наступило это время. Пандемия коронавируса заставила меня перейти на удалёнку и заниматься своими делами дома. Наступила самое благоприятное время для воплощения своей мечты в жизнь. Конечно, я не скажу, что я не занимался созданием своего архива в оцифрованном формате. Очень много материала оцифровано и передано на хранение в районный архив. Сейчас же я пошел дальше. Я создал свои платформы в Ютубе под названием «Иглино-ТВ», в Контакте — «Иглинский район в объективе фото-видео камеры», на Яндекс Дзен — «Иглинский район в объективе», куда закидываю свой отснятый фото- и видеоматериал. Благодаря этому мой архив может увидеть не только жители Иглинского района и республики, но и весь мир.
Идея купить видеокамеру в отдел культуры принадлежала Лекареву Михаилу Петровичу, который вышел с предложением к главе администрации Иглинского района Баширову Ракиту Габитовичу. Думаю, тогда это было правильным решением руководства района. Именно с 1992 года началась запись летописи Иглинского района на видеоплёнку. Кто-то может сказать, в такое время тратили большие деньги на покупку импортной видеоаппаратуры, но «Девятка», так мы её называли, или «Панасоник-9», записывающая историю района на простую бытовую кассету VHS, отработала затраченные деньги сполна, и то, что было отснято на неё, сейчас для района не имеет цены. Видеоистория района стала просто бесценна, а главное, она становится достоянием потомков, чьи родители своим трудом сделали свой вклад на приобретение видеокамеры через свои налоги.

     Второй месяц подряд ежедневно с утра до вечера я оцифровываю в домашних условиях отснятый когда-то видеоматериал. Вот и сейчас со старой VHS-кассеты на диск сбрасывается собрание Управления сельского хозяйства. С экрана своего старенького телевизора я вижу, как Хасан Идиятуллин рассказывает о своем крестьянско-фермерском хозяйстве «Идиятуллина». Он занимается разведением лошадей башкирской породы. Это уже начало двухтысячных годов. Буквально где-то десять лет назад, в начале 90-х, начался развал Союза. Начали один за одним разваливаться колхозы и совхозы. В те годы на их месте стали создаваться крестьянско-фермерские хозяйства. КФХ Идиятуллина было создано на месте ушедшего в лета совхоза «Улу-Телякский», которые должны были стать основой всего сельского хозяйства района. КФХ стало поддерживать государство, и это было велением того времени. Хасан Идиятуллин, Флюр Харрасов, Усков, Рябов были пионерами фермерского движения в Иглинском районе, которые приняли эстафету от колхозов и совхозов работы на земле. Этого требовало время, в этом была суть реформы сельскохозяйственного производства.

   Но это только одно событие прожитой мною жизни, о которой я напомнил вам, мой дорогой читатель, которое было прожито мной и которое я вспомнил, просматривая видеокассету с записью события, ушедшего в историю моей жизни, ну и, конечно же, моего родного района.

   Мною просмотрено и оцифровано километры видеоплёнки, на которую я скрупулёзно старался запечатлеть все мероприятия, проходившие в нашем районе с 1992 года. Поначалу это были культурно-массовые мероприятия, организованные отделом культуры нашего района, в которых я сам планировал, организовывал и проводил, держа в руках видеокамеру. В начале 90-х, тогда еще по старинке, мы проводили в Районном доме культуры райцентра концерты, посвященные красным датам календаря: 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 7 ноября — День Октябрьской революции. А сколько записано на видеоплёнку народных праздников: русская «Масленица» — Проводы Зимы, башкирский «Сабантуй», «Праздник гусей» — народный праздник татар, Ивана Купало — белорусов, «Сурхури» — чувашей, и это далеко не весь перечень праздников народов, проживающих на территории района. А сколько фестивалей, смотров, выступлений хоровых, танцевальных, театральных коллективов сохранилось в архивных видеоматериалах, каждый из которых — частичка жизни нашего района.

     А сколько материала сохранилось о жизни образовательных и медицинских учреждений! Там мероприятия, посвященные 1 сентября, окончанию школы, спортивные мероприятия — соревнования по футболу, волейболу, плаванию, бегу, в которых учащиеся школ принимали активное участие. Немало видеоматериала сохранилось по соревнованиям по вольной борьбе, посвященным бронзовому призеру Олимпийских игр, четырехкратному чемпиону мира по вольной борьбе, уроженцу села Чуваш-Кубово Сергею Корнилаеву. А одним из ярких событий, связанных с именем Сергея Корнилаева, был приезд его друга, ведущего Первого канала «Поле чудес» Леонида Якубовича.

Очень много материала по работе работников сельского хозяйства. Особый интерес вызовет у тружеников села, да и не только, техосмотр в колхозе имени Свердлова, расположенного на территории Калтымановского сельсовета. Шли 90-е годы, в трудное для страны время, а особенно для сельского хозяйства, механизаторы колхоза подготовили своих железных коней к весенне-полевым работам.
 Сохранились исторические кадры работы флагмана нашего района, Иглинского Весового завода, который возглавлял в последние годы Владимир Соловьев. Во время войны он именовался артелью «Металлист» и выпускал корпуса гранат, тем самым вносил лепту в историческую победу над фашизмом.
Сохранился видеоматериал о праздновании Дня Победы в селе Иглино, в селах Урман и Ауструм. Есть видеокассеты, в которых сохранились живые участники Великой Отечественной войны. Массово оно проходило у обелиска павшим иглинцам на полях сражений. На митинг в этот день собиралось большое количество иглинцев. В 90-е годы еще много было ветеранов, которые, несмотря на боевые раны, старались прийти на столь значимое событие. К сожалению, с годами их становилось всё меньше и меньше.

     В начале второго десятилетия двухтысячных годов появилась акция «Бессмертный полк», благодаря которой будто из небытия в колонну с живыми встали погибшие в годы войны и ушедшие из жизни в послевоенные годы участники Великой Отечественной войны. Смотреть шествие «Бессмертного полка» по главной улице села Иглино, улице Ленина, невозможно без слёз.
 
  А сколько иглинцев сохранила видеоплёнка в своей памяти. Павлов Геннадий Михайлович, Айдаров Шарифьян Муртазинович, Рябов Василий Григорьевич, Баширов Ракит Габитович - это первые лица района, а сколько простых тружеников села остались в живой летописи Иглинского района.
 
 Ежедневно, на работе или ночами дома, мне приходит просматривать и оцифровывать видеоматериалы, отснятый в разные годы моей жизни. Просматривая их, я вновь и вновь возвращаюсь в прожитую жизнь, вспоминаю прошедшие события, людей, многих из которых уже нет в живых, и радуюсь тому, что сумел сберечь их для потомков. И пусть где-то некачественная видеопленка, да неумело отснятый видеоматериал, но, просматривая их, можно вспомнить прошлое района, отследить прошедшие события, увидеть родных, близких, друзей, знакомых, да и просто незнакомых иглинцев, но когда-то живших в нашем Иглинском районе.

Найти его можно в архиве Иглинского района, районной библиотеке на кассетах и цифровых носителях, но и, конечно же, в социальных сетях: в контакте в сообществе «Иглинский район в объективе фото-видео камеры», на Яндекс Дзен «Иглинский район в объективе» и на канале в Ютубе «Иглино-ТВ».