Часть 1. Глава 4

Сергей Конюхов
Глава 4. Поездка к Юре.

Как красива и загадочна бывает осень в  сентябре.
Какие восхитительные закаты раскрашивают небосвод, когда солнце прячется за кромкой леса. Тут и там сплетаются облака, рисуя на небе фантастические сюжеты. Медленно тает золотая полоска на западе. Вокруг нее все еще розовое небо постепенно темнеет, становится багряным, пурпурным, бездонным. Нахальные звезды гурьбой рассыпаются на небосводе, и восхитительно-фиолетовая мантия - сказочная пелерина заботливо укутывает встревоженную холодными ветрами землю  в ожидании нового дня.
Осеннее утро холодное влажное тревожное. От земли поднимается туман. Воздух густой, тяжелый, как перед грозой. Небо уже не такое голубое, как в июле, оно постепенно сереет и как бы спускается ближе к земле. Как будто там за его пастельным покрывалом кто-то сверху силится рассмотреть землю, запечатлеть ее благоухающую нивами и плодами в своей памяти, чтобы потом уже без оглядки на лето засыпать все ее великолепие белым снегом.
Но это будет потом. А пока серые тучи наползают отовсюду на беззащитный небосвод и вот уже серый, нудный дождь изливается на землю бесконечным потоком. Изредка промелькнет одинокая птица и с громким встревоженным криком  исчезнет за пеленой дождя. Капли барабанят по стеклам и крышам домов, и, кажется, этой дроби не будет конца.
Чуть позже где-то над лесом,  на краю неба можно заметить приближающуюся полоску света. То тут, то там возникают просветы в облаках в какие можно увидеть кусочки голубого умытого неба. И о чудо. Барабанная дробь стихает. Свежий ветер все увереннее разгоняет свинцовые тучи, и вот, наконец, долгожданное солнце пытается согреть распухшую от влаги, уставшую землю.

Я наблюдал за перипетиями природы, сидя на кухне своего старинного друга Юры Маришина.  Дождь, который начался в субботу вечером и лил всю ночь воскресенья, прекратился, и пейзаж за окном перестал быть таким унылым и безрадостным. Перед моими глазами был поросший бурьяном пустырь – некогда колхозное поле, а за ним начинался лес – конечная цель моего приезда к Юре. Каждый год в конце сентября мы с женой приезжали к нему на выходные за грибами.
В этот раз Наташа неважно себя почувствовала, поэтому я  приехал один. Вечером Юра позвонил ей с моего телефона и долго сожалел о ее отсутствии. В конечном итоге мы уселись с ним ужинать Он, как и всегда, радушно встретил меня. Мы много ели, еще больше пили, вспоминали нашу дружбу и прожитые годы. В общем, все было непринужденно и весело. Наверное, поэтому сейчас, глядя на лужи за окном, я испытывал легкое чувство стыда и досады на то, что, видимо, нам так и не удастся сегодня добраться до леса.   
Солнечный луч проник на кухню, и сразу же на душе стало веселей.  Юра с неожиданным для воскресного утра энтузиазмом принялся убирать со стола и мыть посуду.
- Давай я тебе помогу, Юр! – Я оторвался от созерцания и попытался ему помочь.
- Нет. Нет, Андрюш! Ни в коем случае. Я за пять лет холостяцкой жизни так насобачился вести хозяйство, что тебе за мной просто не угнаться. К тому же ты у меня в гостях. Видишь, солнышко проглянуло. Сейчас сходим на станцию, пивка возьмем, и тогда уж посидим по-человечески.
- А за грибами никак сегодня? – Я вопросительно посмотрел на чернеющую вдали кромку леса.
- Ну, это как посмотреть. – Юра оторвался от раковины. – В лесу после такого дождя делать нечего. Ты там просто утонешь без сапог. А грибы – можем купить на станции, хоть ведро, хоть два. Привезешь Наташе, чтобы оправдать поездку.
- Знаешь что! – Я вдруг представил Наташу, ее лицо, улыбку, если бы я рассказал ей об этом предложении. – Мне нет нужды оправдываться перед Наташей. У нас нет секретов друг от друга, и нас это полностью устраивает
- А зря. Привез бы ей пару ведер белых, подосиновиков, она была бы довольна. – Юра говорил примирительно, как бы успокаивая меня.
Мне стало неловко за свою резкость. Юра – мой старинный и самый близкий друг. Человек, с которым я учился в школе с первого по десятый класс. Который знал все мои секреты и недостатки. Он никогда не забывал обо мне и не предавал. Наверное, за столько лет дружбы мы стали настолько близки, что нам порой не нужны слова, чтобы доказать свою преданность и дружбу. В общем, для меня Юра был настоящей опорой, одним из корней, которые привязывают нас к месту на земле к самой жизни. И хотя в последние годы мы виделись с ним редко, три-четыре раза в год, для меня он оставался самым близким и желанным другом.



Несколько лет назад он купил себе небольшой домик на окраине Наро-Фоминска, и теперь жил здесь практически не наведываясь в Москву. До своего переезда Юра работал художником – оформителем в известном киноконцертном зале. В основном он рисовал огромные плакаты, афиши с рекламой фильмов или готовящихся гастролей. Но, иногда, писал, как он это называл,  для души. Несколько раз участвовал в выставках и даже сумел продать часть  своих работ. На вырученные деньги он и  приобрел этот домик. В Москве у него остались две жены и два сына, по одному для каждой их жен. Он не любил вспоминать свою семейную жизнь и всегда болезненно относился к этой теме. Мне не стоило подчеркивать свои близкие доверительные отношения с Наташей, чтобы не вызвать неприятные воспоминания о его московской жизни.
Юра сел за стол и улыбнулся.
- О чем задумался, Андрюш? Ты какой-то тихий сегодня.
- Извини, если я был излишне резок. Этот дождь, да и вообще, настроение. Какое-то упадническое.
- Скорее - осеннее. Я уже привык к этому. Здесь я часто остаюсь наедине с природой, и научился улавливать ее настроение, ее оттенки. Это может показаться тебе странным. Но, каждое состояние природы, леса, этого заброшенного поля имеет свою гамму, свой цвет, свои оттенки. И малейшее изменение влияет на восприятие пейзажа, и соответственно меняет нашего внутреннее состояние, настроение.
Посмотри за окно: серый дождь действовал угнетающе. Тебе не хотелось видеть эти темные тучи, слышать бесконечную дробь по подоконнику. Сейчас, когда все стихло и выглянуло солнце, тебя охватило тихая грусть. Ты настроен на медленное, созерцательное восприятие происходящего. Не хочется никаких действий. Только ты и это заброшенное поле, кусочек леса и немного теплых воспоминаний об ушедшем лете. Осень – прекрасное время чтобы переосмыслить свою жизнь. – Юра смотрел на меня внимательно, не отрывая глаз. Не знаю почему, но мне вдруг стало неуютно от его взгляда.
- Да ты – поэт, Маришин. – Иногда мы обращались друг к другу по фамилии, чтобы подчеркнуть значимость своих фраз.
 – Нет. Ты не подумай, что я иронизирую. – Я похлопал его по руке. – Я серьезно. Ты же всегда мечтал заниматься чистым творчеством. Здесь на природе, я думаю, у тебя наилучшие условия для этого. Ты же понимаешь, как это важно – выразить себя. И судя по твоим наблюдениям, у тебя получается.
- Это так. Но, тут многое должны сойтись. Чтобы написать что-то настоящее художник должен бесконечно верить в себя.
- Неплохо бы еще и талант иметь. – Юра посмотрел на меня с досадой.
- Это само собой. Это настолько банально, что мне даже странно это слышать, Андрей. Мы же с тобой уже давно вышли из школьного возраста. Кстати, если уж на то пошло, бесталанный человек не может верить в себя. У него за душой немного и поэтому они, а таких людей миллионы, вынуждены тянуться к сильной, яркой личности. Так было во все эпохи. Наверное, поэтому история человечества состоит из сплошных войн и катаклизмов.
Но, я не об этом хотел сказать.
Итак. Я утверждаю, что художник должен верить в себя. Но еще одно. И это очень важно. Рядом с ним обязательно должен быть еще кто-то. Хотя бы один, но самый близкий человек, который так же безоговорочно, фанатично верит в него, в его талант. Та понимаешь, о чем я, Сапрыкин?
- Конечно, понимаю. Только не надо жаловаться на то, что тебе два раза не повезло с женами.
- Фу ты. Я совсем не об этом. Я про них и думать забыл. Давай-ка лучше выпьем! – Юра разлил водку. – Давай выпьем за Наташу, за твою жену.
- С удовольствием, но…
- Никаких но. Безоговорочно. Именно такого человека, как твоя Наташа я имел ввиду, когда говорил о таланте художника. Она у тебя такая понимающая, такая терпеливая. Сам ведь знаешь, человек проявляется не тогда, когда все хорошо, а, наоборот, когда человеку плохо, когда нужно принять на себя чужую беду  или вытащить любимого человека из ямы. Каждый из нас может там оказаться.
И твоя Наташа именно такой человек. Повезло тебе с женой, Сапрыкин.   Или я говорю что-то не то?
Что ты молчишь, Андрюш?  Мне кажется, тебя что-то гложет.  Может, отсутствие Наташи так на тебя действует?
- Нет. Нет. Наташа здесь абсолютно не причем.
- Вот и хорошо, что не причем. А то знаешь, я тут было, уже подумал. Впрочем, неважно.
Я что хочу сказать, Андрюш! – Сказал он после небольшой паузы. – Для того чтобы быть счастливо женатым, надо быть умеренно трезвым или умеренно пьяным. Но, ты же знаешь, Андрей, что я не могу быть «умеренным». Я всегда довожу свои устремления, в том числе и порочные, до предела, до абсурда. Поэтому, какая уж тут семейная жизнь.
 
Я вдруг почувствовал, что теряю нить разговора. При упоминании Наташи в моей голове пронесся вихрь мыслей – воспоминаний. При чем здесь Наташа? Со мной действительно что-то происходит. Да еще этот сон из детства.
- Дело не в Наташе. – Я говорил торопливо, как будто оправдываясь. Может, потому что сам не был уверен в своих словах, стараясь быстрее развеять собственные сомнения.
- Вернее не только в Наташе. После отъезда Женечки в нашей жизни действительно кое-что изменилось. Хотим мы того или нет, наши отношения постепенно охладились. Женечка была таким связующим звеном, общей идеей, как бы цинично это ни звучало, объединяющим нашу семью в единое целое. Наши заботы, интересы во многом совпадали. Надо было вырастить Женечку, дать ей достойное образование. И теперь, когда она упорхнула от нас во взрослую самостоятельную жизнь, внутри образовался вакуум, который пока нечем заполнить. 
Возникло некоторое отчуждение. Может быть, потому что Женечка уехала, и у нас больше нет необходимости совместно заботиться об ее воспитании, учебе и прочее. Наташа и до этого была довольно закрытым человеком, а сейчас – тем более. Я не знаю, о чем она думает, чем живет. Да я и про себя не все знаю.  Сны дурацкие снятся. Воспоминания в голову лезут.
Юра смотрел на меня с удивлением. Он присел на табурет, скрестил пальцы и слушал меня, не перебивая. 
- Знаешь, Андрей! – Его голос звучал звонко и немного торжественно. – Мне кажется, ты сгущаешь краски. Вам надо просто поговорить с Наташей об этом. Об отъезде Женечки, о том, как жить дальше. Она женщина мудрая и найдет пути из сложившейся ситуации. Тем более, что, на мой взгляд, ничего страшного не произошло. Да, дочь уехала, теперь живет в другом городе. Рано или поздно это происходит в каждой семье.  Тебе надо внимательнее присмотреться к Наташе, или просто шире посмотреть на то, что тебя окружает. Возможно, появятся какие-то новые интересы, точки соприкосновения. Может, взять отпуск и махнуть с ней куда-нибудь к теплому морю или в ту же Прагу, например. Глядишь, через месяц-другой от твоей тоски не останется и воспоминаний. 
Юра похлопал меня по плечу.
- Давай, Андрюш, до станции прогуляемся. А то, как я про Прагу вспомнил, ужасно захотелось пива. Да и вообще, воздухом подышать.

Солнце пригревало по-летнему. Оно слегка подсушило асфальт и все еще зеленую траву в сквере. Мы с Юрой расположились на скамейке в небольшом скверике недалеко от вокзальной площади. Мы открыли по бутылке пива и с животным удовольствием сделали несколько освежающих глотков. В Юрином портфеле лежала бутылка коньяка, и будущее казалось нам светлым и прекрасным.  Отовсюду исходили восхитительные запахи: запах антоновских яблок, жареного шашлыка из придорожного кафе, мокрых листьев, отдаленно напоминающих запах горького шоколада, и еще чего-то из далекого детства.
Вот тут и появилась эта старуха, которая с тех пор никак не идет из моей головы. Строго говоря, слово «появилась» здесь совершенно не подходит. Она беспардонно нарушила нашу осеннюю идиллию, усевшись на скамейку рядом с Юрой.
- Здравствуйте, художник! – Обратилась она к Юре. – Угостите бабу Раю пивом! Или еще чем-нибудь покрепче. С утра жуть как пить хочется!
Одета она была довольно аккуратно, что никак не вязалось с ее агрессивным поведением. В руках ее была старая хозяйственная сумка, набитая каким-то хламом. И на первый взгляд, она была типичной бомжихой. Но, было в ее внешности что-то другое, что отличало ее от обитателей московских ночлежек. Может, уверенные и даже несколько резкие движения. Может, глаза, смотревшие на мир ясно и независимо. 


- Здравствуйте, Раиса Ивановна! – Юра отдал старухе пиво и смущенно посмотрел на меня. – Раиса Ивановна – моя соседка. Мы с ней иногда общаемся на разные темы, умнейшая женщина.
Я улыбнулся такому странному знакомству моего друга, в этот момент я бы не удивился ничему, такое беззаботное и спокойное настроение было у меня в ту минуту, как в детстве.
Старуха допила пиво и вдруг запела удивительно чистым и хорошо поставленным голосом:

«Поедем, красотка, кататься.
Давно я тебя поджидал.»

Я с изумлением посмотрел на нее. Мне сразу же вспомнилась запись этой песни в исполнении Нины Руслановой. Голос был удивительно похож.
- Спасибо, сынки! Хорошо так на душе стало, что петь хочется. Пойду я от вас, не хочу мешать вашему разговору. 
И она медленно направилась к автобусной остановке.
 
- Встречаются иногда странные существа на жизненном пути. – Юра достал из портфеля бутылку с пивом и сделал большой глоток.  - Да и не только со мной такое происходит. Наверняка, и у тебя Сапрыкин было что-то, что незаметно направляет тебя на скользкую дорожку. Нет. Я не так выразился. Извини. Есть вероятность что ты, встретившись с кем-то или с чем-то, что может изменить тебя или твою жизнь. И ты можешь оказаться в таких местах, о каких ты и не догадывался.
- Что ты имеешь ввиду? – Я посмотрел на Юру.
 - Да ничего особенного.  Пять лет назад я и не помышлял о том, что перееду жить в Подмосковье. А теперь - я здесь свой. Меня узнают на улице, со мной здороваются незнакомые люди. Другая жизнь, новая, интересная.
Взять, к примеру, Раису Ивановну. Человек удивительной судьбы, сложной и трагической, как и всего ее поколения, да и не только ее. Я тебе расскажу, и ты сам поймешь, о чем я.
Родом она из этих мест, но много лет жила в Шатуре, там ее первый муж работал завклубом, ну а она в самодеятельности выступала. Обратил внимание, какой у нее голос?
- Да. Роскошный! – У меня в голове до сих пор звучит.
- Вот-вот. А ведь ей уже семьдесят восемь лет.
- Неужели. Я думал меньше.
- Ну, да дело не в этом. Первый муж умер рано, уж не знаю отчего, то ли выпивал, то ли болезнь, она не рассказывала. Она сразу же вышла замуж второй раз и родила девочку, а от первого брака было двое пацанов – погодки. Кстати говоря, они были бы старше нас лет на пять – семь.
- Что значит, были бы?
- Нет их уже на свете, умерли. Вернее – старший умер, он и пил, и на игле сидел, так и ушел, едва за сорок перевалило, а младшего еще раньше зарезали в пьяной драке.
Мое беззаботное настроение мгновенно улетучилось. Я посмотрел вслед ушедшей старухе, но ее уже не было видно, видимо села в автобус.    
- У старшего сына была семья, жена осталась и двое детей. Так вот сын – Максимка, тоже наркоманил и в двадцать два года покончил с собой – выбросился из окна. То ли передоз, то ли просто, все надоело. В общем, у бабы Раи остались одни женщины, дочь - Марина и две внучки.
- Да. Жуткая история. Ну и зачем ты все это мне рассказал? Такое хорошее настроение было!

- Знаешь, Андрей! Раньше я думал, что за пределами МКАД живут одни люмпены, ну или быдло, судя по тому, как к ним относятся власть имущие.
Но, когда оказался здесь, понял, что это и есть наш народ со всеми своими горестями и радостями. Здесь, так же как и в столице кипит жизнь. У людей свои интересы, устремления. Да, у людей маленькая зарплата, да иногда им не хватает на элементарные вещи. Но, они умудряются думать не только о материальной стороне жизни. Люди как-то держатся, влюбляются, рожают детей, читают книги.

   Человек это не столько тело, сколько его душа. Невозможно отделить одно от другого. Здесь важно, как душа реагирует на окружающую обстановку. На погоду, на природу, на людей. Как ты это все воспринимаешь, со смирением или с гордыней. Я уже давно смирился со своим положением. Скажу больше – мне нравится то, что я вижу вокруг, и как моя душа воспринимает происходящее.  Я стал лучше понимать людей и что с ними происходит. Их устремления, мотивацию. И скажу тебе, Сапрыкин. Мотивация простых людей и власть предержащих не сильно отличается. Простые люди проще, чище и понятнее. Им приходится выживать и некогда думать о высоком.

   За полгода я стал для них своим. Мои соседи – нормальные мужики. Один служил в дивизии, второй работал электронщиком на заводе. Сейчас оба на пенсии. Бывает, выпиваем вместе. Присутствует обида на наших правителей. Получается, их как бы выбросили из жизни. А они так не хотят. Постоянно что-то придумывают, предложения разные.
   Очень сильно их власть обидела. Не какого-то конкретного человека, а всех. Своим наплевательским отношением к людям этого поколения. А ведь это, в какой-то степени,  и наше поколение тоже.
В СССР  власти поддерживали несколько мифов для населения.
Например, у нас были дешевые продукты питания. Правда, их нельзя было купить в свободной продаже, но, об этом пропаганда умалчивала. Или миф о светлом будущем. Нам говорили, надо еще немножко потерпеть, ну, лет двадцать или пятьдесят, и у вас все будет. Да, неважно, что там еще вещала пропаганда, главное, они делали вид, что заботятся о населении. И вся их деятельность направлена на улучшение жизни народа.
   А сейчас у меня такое впечатление, что власти все по фигу. Они прямо говорят, знаете, мы устали вас обманывать и теперь будем говорить только правду. Так вот нам все равно как вы там живете, вся наша деятельность направлена для удовлетворения наших же потребностей. А ваши проблемы нас не волнуют, выживайте, как хотите. Только не лезьте к нам со своими просьбами и нравоучениями. Не отвлекайте от дела. Наше время стоит слишком дорого, чтобы тратить его на чернь.
Теперь вам будет жить намного легче. Так как теперь вы знаете правду. Наш мир жесток, и природа власти такова, что она не придет вам на помощь в трудную минуту.  Помните, что вы можете рассчитывать только на себя и на своих близких. У власти свои задачи и свои близкие. И они никак не связаны с вашими нуждами.
Все. Адьос!

Здесь столько драматических и даже трагических сюжетов. Что там Ромео и Джульетта, у нас и похлеще бывает. Вот я сейчас расскажу тебе одну историю.
Юра на мгновенье замолчал, посмотрел мне в глаза.
- А ты помнишь, что хотел написать роман, Андрей? Я – помню. – Он поднял палец вверх и попытался придать торжественности своему голосу.
- Это все в прошлом. – Я отмахнулся от него.
– Много раз пытался начать. Но, всякий раз что-то меня останавливало. То денег не хватает, то еще что-нибудь. Вот выйду на пенсию, тогда и возьмусь за написание.
- Так тебе до пенсии еще лет пятнадцать, Сапрыкин! Нет. Ты это брось.

   Я тебе еще вот что скажу. Господь всегда дает второй шанс. Во всем, во всех человеческих начинаниях, в учебе, в работе, в творчестве, в любви. Что бы ты ни делал, к чему бы ни стремился, Он там наверху наблюдает за тобой и мягко направляет в нужное русло.  Сначала все легко получается, как бы само собой. Но, в этом-то и кроется главная опасность. Вместо того чтобы использовать свой шанс добиться желанной цели, мы начинаем думать, что так легко и безоблачно будет всегда, и я еще обязательно успею воплотить в жизнь свои задумки. Проходит время. С каждой попыткой собственные усилия, и цель удаляется все дальше и дальше.
   Я много раз наблюдал это у разных людей. Потом, чтобы повторить эту легкость восприятия нужно потратить много сил и времени. Художники годами оттачивают свое мастерство и без всякой надежды ждут, что вот-вот на них снизойдет Божественное вдохновение. Но, проходит время, постепенно тело стареет, и мысли о приближающемся конце убивают последние надежды на творческий успех.  Кажется, что возможностей больше нет. В такие моменты легко впасть в отчаяние, скатиться на дно. Можешь, мне поверить, Сапрыкин! Я знаю, о чем говорю.   И вот когда уже все меркнет, Господь дает тебе второй шанс. Но, к сожалению, большинство из нас оказываются не готовы им воспользоваться. Далеко не все даже успевают понять, что это чудо было совсем рядом, а они в это время были заняты решением мелких проблем.

Юра еще долго рассказывал мне о своих соседях, случайных знакомых, о жизни в этом тихом подмосковном городе.
Мы вернулись в его квартиру. Юра пожарил безумно вкусную картошку. Мы вили коньяк и потом долго сидели на кухне, вспоминали друзей, музыку, поездки на дачу.  Позже любовались сказочно красивым закатом. 
Домой я вернулся поздно и без грибов.