Как я пресёк воровство электроэнергии

Николай Павлов Юрьевский
В 1984 году я поступил на работу главным энергетиком на Костромской завод имени 17 партсъезда. Завод относился к Минлегпищемашу, так как его основной продукцией были прессы для очистки виноградных вин. До меня должность главного энергетика исполнял Владимир Костенин. С первого месяца своей работы я столкнулся со странным явлением на заводе.

Я заметил, что Костенин регулярно, в середине каждого месяца зачем то переводил электроснабжение завода с одного трансформатора на другой. (Электроснабжение завода осуществлялось от ТП где были установлены два силовых трансформатора 10/0,4 КВ -  630 КВА, когда один работал, то другой был в резерве).

Оказалось, что завод испытывает катастрофическую нехватку лимита электроэнергии, выделяемого Минлегпищемашем. И Костенин пустился на обман государства: сделал так, что счётчик на одном из трансформаторов практически не учитывал расхода электроэнергии. А манипулируя трансформаторами, точнее электрическими счётчиками, Костенин делал так, что завод не выходил за рамки выделенного лимита, которого едва хватало на половину заводской потребности в электроэнергии.

Это было наглое воровство электроэнергии у государства! Об этих махинациях со счётчиками я сразу же доложил главному инженеру завода Романову Николаю Владиславовичу, технически очень грамотному специалисту и прекрасному человеку. Заручившись его поддержкой, для решения вопроса увеличения лимита я поехал в Москву, в Министерство лёгкой и пищевой промышленности.

Когда я рассказал главному энергетику Министерства Головачёву о проблеме с электроэнергией на заводе, он спросил, а почему же у вас такой большой расход электроэнергии? Я пояснил, что на заводе работают несколько электропечей для плавки алюминия. Головачёв спросили и что же вы льёте? Я сказал ложки, вилки и шайбы для игры в "классики" с зайцем и надписью "Ну Погоди!" Кроме того работники допускают образование "козла" - застывание алюминия в тигле, что приводит к тому, что потом на разогрев тигля требуется очень много электроэнергии.

Главный энергетик министерства удивился такой примитивной технологии и сказал, а как же я могу увеличить вам лимит, если по вашим отчётам его вам хватает? Надо отметить, что дополнительный лимит электроэнергии предприятиям мог выделяться только при необходимости и только в последнем месяце каждого квартала.

Тогда я пошел на хитрость, для начала восстановил нормальную работу электросчётчиков. Затем, в первые два месяца текущего квартала в отчётах я показывал не истинный, а расход электроэнергии в пределах установленного лимита. В конце последнего месяца квартала я видел, какой у завода намечается  перерасход лимита электроэнергии. Он был очень большим, около 500 тысяч киловатт часов. Весь этот перерасход электроэнергии я относил на последний месяц квартала и просил у Министерства дополнительный лимит электроэнергии в этом размере, который мне и выделялся.

Дополнительный лимит электроэнергии выделенный заводу сообщался как на завод, так и Костромаэнерго.

Когда я первый раз получил дополнительный лимит и отчитался перед Костромаэнерго в расходе такого количества электроэнергии за последний месяц, то мне не поверили и прислали инспектора с проверкой, но у меня всё было, как говорится, "тютелька в тютельку": и показания электросчётчиков и расход электроэнергии соответствовал лимиту.

Так я вывел завод из преступного тупика. Но на заводе возросли расходы на электроэнергию, хотя электроэнергия и стоила тогда для предприятий не дорого всего 3 копейки за киловатчас (для населения больше 4 копейки за киловатчас). На заводе соответстнно произошел рост себестоимости продукции.

Но я и тут нашел выход. Чтобы сэкономить в расходе завода на электроэнергию, я перевёл завод на двухставочный режим потребления электроэнергии. Этот режим заключался в том, что предприятие платило отдельно довольно большую сумму за заявленную мощность и отдельно за расход по 1 копейке за киловаттчас.

Этот режим могли иметь только предприятия с установленной мощностью трансформаторов от 1000 КВА и выше. Я сфазировал оба трансформатора по 630 КВА и включил их на параллельную работу. Таким образом установленная мощность заводской ТП стала 1260 КВА. Тогда я без проблем перевёл завод на двухставочный тариф.

Правда теперь нужно было строго контролировать потребляемую мощность завода, особенно в утренние часы и это было часто в присутствии инспектора Энергонадзора. Но это были детали, главное было в том, что расход денежных средств на потребляемую электроэнергию на заводе резко упал.

Не буду хвастать, но где я бы ни работал, старался честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Но среди нас есть такие людишки, которые философски рассуждая и ковыряясь в своих извилинах, считают, что не нужно высовываться, а надо просто приспосабливаться под любые гадости.