Солнце первых

Антон Ридд
Солнце в зените. В это время года в Мараане очень душно. Пот градом льётся со лба. Рубашка прилипла к телу. Неприятное ощущение, словно меня обмотали в целлофан и прогнали 10 кругов по футбольному полю, пустив следом голодных собак. Движения порядком скованы. Кроссовки хочется просто скинуть, но тогда я получу ещё большую дозу неприятных ощущений, ибо местность полна живности. Мои ноги уже сильно отвыкли от подобного рода передвижений. Мошкара стремится облепить, подобно пчёлам, и осушить меня, наевшись до отвала вкусной, красной, густой жидкости. Ненасытные твари. Радует лишь то, что цель моего путешествия по этой зоне практически на расстоянии вытянутой руки. Конечно утрирую, но осталось немного. Место встречи прямо за холмом.
Сколько уже прошло? Плохо помню. Начинаю терять форму. Ну ничего, уже скоро.
***
- Рик! – Раздаётся зов где-то со стороны скалы. Оборачиваюсь и вижу знакомое лицо. Длинные светлые волосы собраны в пучок, лоб покрывает бледно-синяя повязка. Серая рубашка, конечно, отличный выбор под палящим солнцем при высокой влажности. Значит не я один отличился сегодня умом. Бриджи и кроссы. За спиной виден мешковатый рюкзак. Улыбается и идёт ко мне навстречу, приветливо махая рукой.
- Привет, Дайана. Как добралась? - Спрашиваю я.
- Не без эксцессов, но всё то, что могло пойти не так, обошло меня стороной.
- Это радует, – отвечаю, улыбаясь в ответ.
- И так, что же такого ты здесь нашёл, что мне пришлось тащиться не одну тысячу километров в эту глушь?
- Нечто очень интересное… - Ответил я, поддерживая в голосе интригу. Всё ещё виден блеск в её глазах, значит, мне не составит особого труда впечатлить Дайану. Столько жизни в них, в её улыбке. Всегда приятно видеть такой энтузиазм.
- Не тяни, рассказывай!
- Тут есть пещера. Совсем недалеко. Метров сто по скале. Она неприметна.
- И как тебя угораздило её тут откопать?
- Скажем так. Однажды мне стало слишком скучно.
- Не хочешь рассказывать? Не раскрываешь свои секреты… Ладно, показывай!
- После вас.
- Опять будешь пялиться на мою задницу?
Подхожу к Дайане и тихонько подталкиваю её вперёд, посвистывая себе под нос, чем вызываю ухмылку на её лице и средний палец в ответ на действия.
***
Свет врывается в узкий каменный коридор, слабо освещая пространство. Большая часть поглощается плотным кустарником, проросшим сквозь камни к солнцу, скрывая проход от посторонних глаз. Мелкие камешки срываются вниз и ударяются об отвесные стены, эхом отбивая дробь. Сыроватый воздух проникает в ноздри.
- Пф… Ненавижу такой запах.
- Леди вперёд!
- Нашёлся джентльмен…
Сев на корточки, Дайана медленно сползает вглубь пещеры, балансируя руками, придерживаясь за каменные стены.
- Второй пошёл!!! - Крик разрезал устоявшуюся тишину, если так можно назвать наши действия. Подрезаю Дайану - и мы оба полетели вниз, но очень быстро приземляемся на что-то мягкое.
- Тьфу! Рик! Ты что творишь!?
- Весело же, не?
Тут же получаю ногой в торс, а затем её кулак проверяет мой нос на прочность. Ощущаю хруст.
- Твою мать! Нос-то за что?
- За отсутствие мозгов!
Ещё более неприятный хруст, и нос вправлен. Что-то тёплое стекает по губе. Облизываю. Солоноватый привкус железа.
- Ещё и нос до крови разбила…
- Скажи спасибо, что в голову не вогнала за такое. Идиот!
- Спасибо… Я всё ещё помню сломанное ребро в Будапеште.
- Тебя, кажется, жизнь ничему не учит. Ты, вроде, адекватный парень, Рик. Но иногда ведёшь себя, как обдолбанный засранец. И да, это ещё комплимент. Но больше… - Рука достала фонарь, нажатие на кнопку - и свет разрывает тьму. - Офигеть…
Поднимаюсь на ноги и оглядываюсь. Мы стоим на сене вперемешку с листьями. Вокруг нас купол из камня небольших размеров, усеянный рисунками.
- Вот это да… Рик, что ж ты молчал про это место?
- В плане?
- Заготовленное место для посадки. Ты думаешь, я поверю в то, что оно здесь появилось волшебным образом и не сгнило за столько лет при подобном климате?
- Ладно, поймала.
Осматриваемся. Рисунки изображают странный обряд. Люди поклоняются какому-то царю или божеству. Обвешан он приличными тряпками, на голове подобие короны или шлема, а в руках - клинок и золотая сфера. Следующий блок рассказывает о ритуале, где человека приносят в жертву. Божество стоит над ним, а сфера в руке излучает свет. Следующий кадр - и у божества новые силы, а человек обернулся прахом. На другой части изображён быт. Люди работают, веселятся, охотятся. Ничего необычного.
- Интересно. Обряд, похоже, описывает способ получения вечной жизни. Некий артефакт передаёт жизненную силу от одного к другому. Один погибает, второй получает его срок. Как источник молодости.
- Интересная гипотеза. Смотри. Тут ещё что-то, – подзываю к себе Дайану, приманивая рукой. – Смотри.
Перед нами камень необычной формы, закрывающий ещё один проход. На нём изображён путь к солнцу. Но вместо солнца - та самая сфера. А на вершине камня изображено то же божество. Но у каждого изображения характерно изменены черты. Несколько десятков лиц…
- Помоги-ка мне?
Берёмся за камень и отодвигаем в сторону. На удивление Дайаны, он оказывается лёгким.
- Что это за материал?
- Понятия не имею.
Перед нами открывается проход, который с другого конца освещает слабая синева.
- Ух ты... – Дайана, как завороженная, проходит вперёд.
***
Новый зал разительно отличается от предыдущего. Здесь иного рода рисунки… Точнее символы. Они излучают тот самый тусклый синеватый свет, освещая странное помещение. Всё разукрашено ими от пола до потолка. Все они сходятся в странный узор в виде водоворота на полу и потолке. А в центре - каменная стойка и золотая сфера.
- Как красиво… - Выдохнула Дайана.
- Да…
- Ты здесь ещё не был?
Небольшая задержка в ответе.
- Нет. Я был лишь в первом помещении. Осмотрелся, и на этом всё.
- И ты не заметил этот проход? Ты? Действительно? – В голосе звучал скепсис.
- Думаешь, я вру?
- Явно не договариваешь. Я знаю тебя добрых десять лет. Ты всегда досконально всё изучаешь, пока не найдёшь ответ. Один из лучших археологов университета не нашёл это помещение? Ты явно лукавишь.
- Ладно, поймала. Всё подстроено. Наша встреча тут, чтобы заманить тебя и провести обряд… какой-то… как-то… - Говорю ей с явным сарказмом.
Дайана только улыбается, щурясь, и вновь обращает внимание на странный артефакт.
- И что же это? – Она подходит к стенду и осматривает сферу. – На ней те же самые рисунки. Как схема. Довольно странно для того времени.
Она сдувает пыль с артефакта и легонько приподнимает. Тишина.
- Вроде как всё хорошо. Потолок не собирается обвалиться.
- Индиану Джонса пересмотрела?
Смех.
- Не тяжёлая и очень приятная на ощупь. Гладкая… Что это за материал?
- Expergiscimini
Вспышка. От сферы по воздуху начинают расходится жёлтые линии, излучающие свет. Сама сфера, как солнце: переливается целой плеядой различных оттенков, излучая ультрафиолет.
Движения Дайаны сковало. Она лишь смотрит на меня с застывшей вспышкой начавшегося удивления. Лишь глаза её свободно могут двигаться.
- Наши шаманы рассказывали, что сферу принёс Бог молний в разгар грозы. Иронично. Тогда ещё земля только оправилась от глобального катаклизма. Солнечная вспышка. Никто не знал, откуда он. Сам Бог не считал себя божеством. Но про это я узнал позже, из книг. «Primus» - так он себя называл. Теперь я знаю, что он говорил про Первых. Видимо - самая первая цивилизация. Боги. Кажется, мы знаем о них слишком мало. Мифы про Атлантиду, Царство мёртвых, Олимп… Не были мифами. Просто людям это казалось божественным. Слишком глупы, чтобы осознать. Первые… Они назвали его Солисом. Инструмент порабощения. Но их несколько видов. Этот дарует жизнь за жизнь. Ты верно поняла. Он был богом для нашего народа. И убивал нас с помощью артефакта, забирая себе наши годы и часть сути… Внешности. Раньше здесь было очень красиво. Огромный город. Но взрыв уничтожил всё. Один глупец и воришка вмешался в проведение обряда. У него не было страха. Одно лишь любопытство. Он был изгнан из племени за то, кем являлся. И вот однажды, когда Первый слишком отвлёкся, он сбил его и схватил сферу. Изменение процесса вызвало цепную реакцию. Нет нужных генов. И прогремел взрыв, наподобие атомной бомбы локального масштаба. Всё было уничтожено. Но Солис выбрал нового носителя. Я обрёл практически тысячу лет в запас и сильно изменился. Оно собирало меня буквально по атомам и рассказало историю Первых. Открывает оно мне каждый раз лишь малую часть истории. Работать оно может лишь раз в пятьдесят лет. Не могли сделать батарею лучше. Благодаря поглощению Первого, я понял, что идёт активация гармоническими колебаниями. Забавно, что мёртвый язык, перерождение их речи.
Из глаз Дайаны потекли слёзы.
- Да, я знаю. Ты уж на меня не злись. Ты хороший человек и прекрасный друг… Но я хочу знать больше. Сonsume!
Вспышка - и артефакт начинает жужжать. Чем громче, тем больше начинает расщепляться тело Дайаны. Одежда сгорает, и я наблюдаю, как оно сдирает с неё слой за слоем, перерабатывая в энергию, собирая рядом с ней вихрем её останки. Мышцы, внутренности, кости - и пустота. Теперь она - лишь сгусток энергии. Солис парит в воздухе и ждёт носителя. Подхожу вплотную и беру в руки. Вспышка. Энергия смешивается с моим телом, видоизменяя меня, внося коррективы в ДНК. Вспышка - и всё кончено. Чувствую гибкость в теле, мышцы наливаются силой, зрение ещё чётче. Я вновь обрёл свою молодость. Кладу артефакт на место и покидаю пещеру.
***
Река Амазонка. Прошло немногим больше двух тысяч лет, а ты всё неизменна. Я всё ещё могу спокойно скрываться благодаря свойству артефакта. Смотрю в воду и вижу новые черты. Моё лицо изменилось, как и тело. А глаза… Теперь это её цвет. Мне нравится. Теперь пора исчезнуть. Новые возможности тела. Новые силы. Я снова живой. Иссы… Так вы себя называли. А то божество… Простой ремесленник, желающий выжить после вспышки. Такой же изгнанник за то, что сотворил. Так же убил своих собратьев, чтобы жить дольше. Извратил изначальное предназначение устройства. Но теперь - он часть меня. Нексус… Что это?
***
Канада. Эдмонтон. Университет Альберта.
- Майкл Раймон, добро пожаловать. Рады, что Вы теперь с нами.
- Я тоже. Всю мою жизнь меня интересовали две вещи: история и наука. Всегда было интересно преподавать и искать в новых умах что-то новое для себя.
- Хорошего Вам дня!
- Благодарю. Надеюсь, мы сработаемся!