Пожалуйста, будьте любезны...

Аркадий Паранский
(Отрывок из повести "Собачья жизнь")

«Нахаловка». Люди, бывавшие на севере лет 30 назад, хорошо знают, что это такое - посёлок в посёлке - так называемый «самострой». Домики , сколоченные бог знает из чего: каких-то ящиков, коробок, досок, железяк... Из всего, что попадалось под руку или удавалось где-то прихватить и пустить в дело. Снаружи, чтобы защитить от ветров, сооружения обивались рубероидом или плёнкой для изоляции газопровода. И то, и другое - чёрного цвета, поэтому «нахаловка» имела мрачный и неприветливый вид. Но население её, в основном, было работящим и неунывающим.
Однажды, когда в очередной раз, решив защитить жену от тягот и невзгод северной жизни, я отправил её на «землю» (так называлась территория страны южнее полярного круга), мне тоже захотелось построить что-то в нашей «нахаловке». Надоело скитаться по временным жилищам, спать на сдвинутых столах и стульях (бывало, даже, на бильярдном столе), перебираться из общаги в общагу... Короче, я начал строить свой дом!
      У нас они назывались балк`ами и строились на санях. Почему? Наверное, потому, что место нахождения такого домика могло часто меняться, а на санях перетащить его по замёрзшей и заснеженной тундре - очень просто. Нашёл я подходящие трубы для саней, договорился со сварщиком, и дело пошло... Через месяц-другой балок уже был готов и доставлен в выбранное мной в «нахаловке» место, рядом с моими сослуживцами и приятелями. Пристроил сени, внутри навёл относительный комфорт и уют. Остался совсем пустяк, но жизненно необходимый. Надо было договориться с поселковым водовозом, чтобы он иногда заезжал ко мне и давал воду. Воды-то в «нахаловке» не было...
      Подготовил я двухсотлитровую бочку, вычистил, крышку приладил, чтобы от грязи защищала, и стал ждать, когда водовоз приедет. А он приезжал не каждый день... И вот, однажды - приезжает и встаёт на другом конце «нахаловки». За водой очередь выстроилась. Кому - прямо из шланга в бочки, а кому - в вёдра... Иду... Подхожу к водовозу, его дядя Миша звали.
      - Здравствуйте, - говорю, - дядя Миша. Я, вот, тут дом построил... Пожалуйста, будьте любезны..., если вас не затруднит... , не могли бы вы....
      Дядя Миша - мужичок лет 50-55, невысокого роста, рябоватый, в чёрном ватнике и в кепчонке - смерил меня презрительным взглядом, сплюнул и сказал, чтобы я отправился... понятно куда. Что он меня знать не знает и знать не хочет... И дальше последовал длинный монолог, через слово сдабриваемый отменным матом, о том, что «ходють» тут всякие.., что вода всем нужна..., что воды мало, а вас много, и откуда вы только берётесь...
      Я был так удивлён и ошарашен ответом, что пошёл, почти по тому направлению, куда меня дядя Миша отправил...
Вот так я брёл, не зная, что делать и, находясь в некоторой растерянности, добрёл до балка своего друга - Володьки Федоренко. С ним мы работали в одной партии. Я был начальником, а Володька - мотористом на моём 66-м «газоне». Несколько лет назад он строил себе дом на территории нашей экспедиции, и я, видя, что парень работает в одиночку и как трудно ему приходится, предложил помощь. Так наша совместная работа переросла в дружбу... Мы были ровесниками, но я был юношей, что называется - «интеллигентным», «тютей», а Володя с пятнадцати лет жил один и познал все прелести самостоятельной жизни. Поэтому был готов к любым ситуациям.
      - Володь, ерунда какая-то получается. Мне вода нужна, а этот отказывается.
      - Ну и что? И кто этот - Этот? - процедил Володя, чистя картошку и периодически зубами подтягивая засученные и постоянно сползающие рукава тельняшки.
      - Этот... дядя Миша, который... Подошёл я, попросил, чтобы он ко мне подъехал - воды набрать, а он меня послал...
Вовка посмотрел на меня с ироничной ухмылкой.
      - Так ты, наверное, со своим «пожалуйста, будьте любезны» подошёл? Точно? Я, ведь, тебя знаю. Без этого не можешь.
      - Точно.
      - Ну ты и «лапша». Кто ж так подходит? Если бы ты ко мне так же подошёл, я бы тебя тоже послал и по тому же адресу.
      - А почему?
      - Тьфу ты... здоровый мужик, а толку - чуть. Слушай внимательно, запоминай и делай как скажу.
Володя прекратил чистить картошку, сел на табурет и голосом старшего по званию стал назидательно отчеканивать.
      - Значится так... Иди - ка ты, друже, в магазин. К Зинке или Ленке... Или в ДСУ... Туда, вроде, завозили. Купи какого-нибудь вина... что будет. Ну и закуски прихвати - колбасы, субпродуктов, килек в томате... Тащи всё это домой, ставь на стол, да, стаканы не забудь, а то с тебя станется, и топай к дяде Мише. Подойдёшь, и без всяких, там, твоих «пожалуйста, будьте любезны» говори ему, что купил, мол, вина, закуски и приглашаешь его в гости. Да, погрубее так, не мямли. Усёк?
      - Усёк, - ответил я без должной уверенности. - А если он меня опять пошлёт?
Володя, как опытный волчара, который всё про всё знает, улыбнулся и, небрежно отмахнувшись, пошёл к стоящему на столе тазу, где в чёрной воде среди очисток и ещё не очищенных картофелин, почему-то, плавали уже очищенные.
      - Не бойсь, не пошлёт...
      Преисполненный решимостью, отправился я в магазин и купил, как было велено. Дома расставил на столе и жду водовоза... Смотрю, едет. Я - к нему. Иду, а сам думаю, как бы не вырвалось моё «пожалуйста, будьте любезны»... Подхожу и со всей грубостью и развязностью, на которые был способен, говорю заранее придуманную фразу:
      - Слышь, мужик. Вон, вишь, балок стоит с высокой трубой. Это - мой. Внутри на столе - вино, стаканы и закуска. Приглашаю тебя в гости.
      Сказал и жду, что сейчас всё повторится. И что тогда?... Но дядя Миша, вот уж чего не ожидал, вытаскивает из зубов «беломорину», улыбается и хлопает меня по плечу.
      - Ну, паря, с этого и надо было начинать.... Мать твою растак ... А то - «пожалуйста, будьте любезны»... Мать твою растак... Щас приеду... А ты иди пока... Готовься... Ядрёна корень ..., - и засовывает «беломорину» обратно.
Я даже не ожидал, что всё будет так просто и гладко, и от радости, что получилось, почти побежал домой. Через некоторое время, слышу, машина подъехала... Сели мы с дядей Мишей за стол, выпили, закусили, поговорили о том, о сём... Налил мне дядя Миша полную бочку воды и стал собираться.
      - Когда надо... Мать твою растак... в любое время дня и ночи... ты приходи. Где живу, теперь знаешь. И вода всегда будет. Понял?... Мать твою растак..., - потом хитро подмигнул, - но, только, подливать - то не забывай... Ядрёна корень ...
Натянул свою кепчонку и уехал....
      Вот так я понял, что иногда можно обойтись и без «пожалуйста, будьте любезны...».

2010. Москва.