Черный рыбак

Людмила Григ
Однажды приехал к деду Макару внук.
- У, как ты вырос-то, Егорка. Скоро и меня перерастешь,- говорил дед, хлопая внука по плечу.
- Я уже самый высокий в классе,- хвастался восьмилетний Егорка.
- Ну, ты брат, даёшь,- улыбался в усы дед.
- А помнишь, дед, ты говорил, что когда я вырасту, то ты мне дашь свою удочку и возьмёшь утром на рыбалку?
- Помню. Как же не помнить. Значит надо идти копать червей.

Егорка очень старался. Накопал целый коробочек и, вытирая рукавом лоб, присел рядом с дедом.

- Помниться, когда я был таким вот мальцом, как ты, то однажды собрался на рыбалку. Накопал червей, перебрал свои уды, и наказал матери разбудить меня с первыми петухами.
Эх, вставать страсть как не хотелось. Вылезать из теплой постели, это самое скверное, что может быть утром. Но, как говорится охота пуще неволи.
Вышел я из дому, когда солнце вот-вот просыпаться начало. Трава такая росная, что я в пять минут промочил свои штаны, которые не догадался закатать. А от реки поднимается густой, как молоко туман. Тихо утром и мирно.

Спускаюсь к реке, захожу в самый туман, погружаясь в него по самую маковку. Мне всегда было интересно как оно там, в тумане-то. Оказалось, что никак. В тумане совсем не страшно.

Сел я значит на бережку, нацепил червя на крючок, закинул удочку. Сижу. Зябко возле реки. Накинул я дедов плащ, который тот всегда брал на утреннюю рыбалку, когда силы были ходить. Тепло мне стало, как дома на печке. Я даже, вроде бы, и задремал. Дернулся во сне, открыл глаза. Смотрю поплавок пляшет. Я давай быстрее тянуть. Из воды показалась спина щуки. Я обрадовался, вскочил на ноги. Но не тут-то было. Сорвалась моя щука, стукнув на прощание по воде хвостом. Я от обиды аж заплакал.
И тут слышу голос рядом с собой:
- Сорвалась? Не беда. Да и всё в жизни не беда, когда родные и любимые люди живы.

Смотрю, сидит на берегу не пойми кто. Черный плащ закрывает всё тело, капюшон на голову надвинут так, что лица не видно.
А дед мне рассказывал, что, иногда, на берегу речки появляется чёрный рыбак. И если он заговорит с человеком, то надо ждать беды.

Испугался я. Бросил свои удочки и побежал домой.
Прибегаю, а там мать вся в слезах - дед помер. А через два дня война началась.
Вот так мне чёрный рыбачок повстречался в детстве,- закончил свой рассказ дед.

Задумался Егорка, голову опустил вниз.
- Деда, а больше ты черного рыбака не встречал?
- Не, с тех пор не встречал. Может быть, его в война с лица земли стёрла. Тут же у нас такие бои были, что не приведи Господи. Рыба сама на берег выпрыгивала. А может быть, надоело ему людям плохое предрекать. Война-то вон сколько жизней унесла. Так что, нет, не видели его больше в наших краях.

А по утру разбудил дед Егорку. Таки правду он говорил, что встать с тёплой постели, это самое скверное утром. И трава тоже была мокрая от росы. И туман над рекой стелился. А небо было такое ясное-ясное, будто росой умытое. Понял Егорка всю прелесть таких вот ранних пробуждений. Красота же кругом, пока все спят.

И на речке было тихо. Где-то в кустах просыпались птицы, переговариваясь отрывистыми трелями. А первые лучи солнца сверкали в каплях росы на траве, как драгоценные алмазы в ожерелье королевы.
 
Егорка закинул удочку и украдкой посмотрел на деда, который сидел поодаль и следил за своим поплавком.

"И хорошо, что этого чёрного рыбака больше нет. Так хочется, чтобы дедушка жил ещё много-много лет",- думал Егорка, радуясь, что у деда клюёт и клюёт.

Поплавок Егорки дернулся и начал танцевать.
- Деда, деда, у меня тоже клюёт,- закричал Егорка, хватая удочку.
- Ты главное резко не дергай. Плавно. Плавно веди к берегу и подсекай,- улыбался дед, следя за действиями внука.

Егорка радостно бегал вокруг своего первого карася, лежавшего на берегу. Он казался ему самым большим и самым красивым.
И так хорошо ему было рядом с дедом, которому ещё жить и жить. Потому что нет черного рыбака, и войны нет, и пусть беда никогда не приходит в дома людей.