Герой Советского Союза убит в Баку 19

Серафим Григорьев -3
             В и ц е-а д м и р а л  В л а д и м и р  П и л и п е н к о




   Минорное настроение в номере после новеллы о казни Генерального комиссара Белорусии Вильгельма Кубе сменяют моряки Черноморского флота. Белоснежные красавцы по форме «Раз» (бескозырка белая, в полоску воротник) сопровождают Героев Советского Союза, вице-адмирала и генерала в летной форме, фирменной южной песней.
Тихо плещет волна,
Ярко светит луна;
Мы вдоль берега моря идем
И поем, и поем,
И шумит над головой
Сад осеннею листвой.
   Душевное исполнение «Гимна Севастополя» позволяют присутствующим переключиться от треволнений предыдудущей темы и наполнить граненые стаканы (таков художественный замысел режиссера мероприятия) «святыми» Наркомовскими.
   Вице-адмирал представляется страшему за столом – Михаилу Одинцову:
   - Пилипенко Владимир Степанович, вице-адмирал, Город-герой Севастополь!..
   - Колядин Виктор Иванович, генерал-майор, Севастополь, - представляется летчик.
   Редкая коллекция наград поражает своим количеством и разнообразием. Однако внимание привлекают некоторые ордена вице-адмирала, и следует вопрос всезнающего Владимира Карпова:
   - Это вы тот самый Пилипенко, который возгавляет   Севастопольскую организацию В с е у к р а и н с к о г о объединения ветеранов Второй мировой войны??..
  - Так, а що таке? – отвечает моряк.
  - И ордена, вот эти алые, тоже у к р а и н с к и е? – продолжает вопрошать Карпов.
  - Так, ордена Богдана Х м е л ь н и ц к о г о! – с некоторой долей гордости поясняет вице-адмирал. – Это не «Герои Небесной сотни».
   - Это вас газета «Севастопольская Правда» обвиняла в предательстве воинской присяги и своих боевых товарищей? – не унимается полковник ГРУ.
   - Коммунисты Севастополя вступились за нашего товарища, и суд снял все обвинения в его адрес. И прибыли они сюда, можно сказать, п о д п о л ь н о, - вступает в полемику будущий Президент РФ. 
   - Подтверждаю, - гость в летной форме ставит на стол скромные подарки - пятилитровую бутыль портвейна «Массандра», кольца кровяной колбасы и арбуз.
   * Владимир Пилипенко родился 25 октября 1918 года в селе Кальнишовка ныне Тывровского района Винницкой области Украины в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил два курса Харьковского института инженеров транспорта.
В Военно-Морском Флоте с 1939 года. В 1941 году окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир звена торпедных катеров старший лейтенант Владимир Пилипенко в период несения дозора, конвоирования кораблей и судов, высадки десантных групп подбил три торпедных катера и потопил десантную баржу противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом геройство и отвагу старшему лейтенанту Пилипенко Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
   Впоследствии мне довелось встретится с ним в Севастополе, во дворе его дома, где ныне стоит ему памятник.
   - Представляюсь: режиссер и редактор «ЦТРС Минобороны России», офицер ВМФ СССР, сын фронтовика, Борис Обазюк.
   Бальзам на душу – дед расцвел, и интервью получилось не только содержательным, но и теплым, благо двор в мае цвел и благоухал. Он будто только и ждал, когда же до него доберутся российские журналисты, тем более родного Министерства обороны.
   - Я окончил Мурманское мореходное училище имени Месяцева, в котором некоторое время учился дважды Герой Советского Союза Александр Ш а б а л и н, он торпедист-катерник! – бросаю я козырную карту.
   Моряки быстро, можно сказать мгновенно, находят общий язык, стоит произнести несколько фраз или даже слов. Далее следует рассказ прославленного вице-адмирала, нам следовало только менять видеокассеты.
   - Служба на катерах была очень тяжёлой. Предполагалось, что моряки будут находиться на катере не более шести часов, а остальное время жить на береговых базах. Поэтому катера не оборудовались никакими бытовыми удобствами: на них отсутствовали даже умывальники, не было и печки, чтобы подогреть еду, просушить мокрую одежду, скипятить чай. А походы в условиях войны продолжались по 12 часов. Ни кают, ни коек на катерах предусмотрено не было - если ночь застигла в море, спать приходилось где попало.
   Невольно я вспоминаю родной белоснежный ТР «Матиас Тезен» немецкой постройки, с немецким фарфором в шикарной кают-компании, сауной, каюту с кондиционером, смену белья, питание по высшему флотскому стандарту «парохода» загранплавания.
    - В декабре 1943 года идем полным ходом к мысу Такиль для обследования двух шлюпок, обнаруженных с воздуха. Людей в этих шлюпках обнаружить не удалось, а наш катер атакован истребителями противника. "Мессершмитты" сделали шесть заходов, из моего немногочисленного экипажа два матроса погибают, пять получают ранения (крики, мат-перемат). Повреждённый катер быстро заполняется водой, однако я продолжаю вести огонь по вражеским самолётам. На шестом заходе один "мессершмитт" был сбит, а второй ретировался. Благо подходят наши корабли, сняли с тонущего катера людей… А сам катер затонул, - смотрю на лицо Героя: ни капли страдания (столько пережить).
   Смотрю на играющих ребятишек на детской плащадке, цветущие вишни, а в душе грусть – как же все быстро забыто, на экранах главные герои: проститутки, менты и наркоманы.
   - Я применил необычный способ маскировки торпедных катеров, закапывая их в прибрежный п е с о к, - продолжает рассказ катерник-торпедист.
   - Как же в песок, товарищ вице-адмирал? – спрашиваю я. – Когда белоснежным платком проверяется чистота палубы?..
   - Решил эту проблему, выписал со склада п а р у с а, реи, доски и получилась как бы полуподводная шхера, - улыбается моряк. – Немцы ни разу нас не бомбили, не догадались, что катера в песчаных дюнах.
   Я подготовился к встрече с ветераном, спрашиваю:
   - Вы впервые освоили применение «Катюш» на торпедных катерах?..
   - Эффект применения РСЗО (ракетные системы залпового огня) превзошел все наши ожидания, они заменили даже торпеды!.. Однако высокая установка РСЗО снижала остойчивость катера, а при волнении выше четырех баллов ракеты легко срывало с направляющих. От удара об воду ракеты могли взорваться, что грозило серьёзными повреждениями лёгкому катеру.
   Мне, как судоводу, понятие «Остойчивость корабля» известны не только в теории, но и на практике: однажды мой Транспортный рефрижератор чуть ли ни сыграл оверкиль, благо во-время капитан проснулся.
   Владимиру Пилипенко, трижды раненому, не раз предлагали штабную должность, однако всякий раз он возвращался обратно, в свой отряд катеров (катерная болезнь).
   *Закінчив війну Володимир Пилипенко на Дунайській флотилії, під австрійським містом Лінц. Однак не демобілізувався, а назавжди пов’язав своє життя із флотом.
   В післявоєнні роки Володимир Степанович спочатку командував дивізіоном торпедних катерів в Севастополі. В 1952 р. він із відзнакою закінчив командний факультет Воєнно-морської академії імені Ворошилова. Потім був начальником штабу бригади торпедних катерів, командував великим з’єднанням у Феодосії, до складу якого входили три крейсери і тральщики. Свої знання згодом передавав підростаючій зміні. З 1963 р. Пилипенко був заступником начальника Тихоокеанського вищого військово-морського училища імені С.О. Макарова, а в 1967-1982 рр. – начальником Калінінградського вищого військово-морського училища. Тут він став доцентом, кандидатом технічних наук. В 1982 р. віце-адмірал Пилипенко вийшов у відставку, але зразу ж був запрошений у КБ “Інтеграл”, де його дуже цінували за знання та досвід. Оселився у Севастополі, у вільний час працював над мемуарами. У 1989 р. його книга “У бій ідуть катерники” була надрукована видавництвом “Военное издательство” в Москві. Ця книга одна із найзачитаніших у бібліотеках флотських моряків. Тривалий час Володимир Степанович очолював Севастопольське відділення Всеукраїнського об’єднання ветеранів війни, був заступником голови Всеукраїнського об’єднання ветеранів війни, проводив велику роботу серед ветеранів Великої Вітчизняної війни та молоді. Був членом Соціал-демократичної партії України (об’єднаної). В роки незалежності став почесним членом екіпажу корвету Військово-Морських Сил України “Вінниця”. Помер 13 березня 2005 року, на 87-м році життя.
Припев:
 Севастопольский вальс,
 Золотые деньки;
 Мне светили в пути не раз
 Ваших глаз огоньки.
 Севастопольский вальс
 Помнят все моряки.
 
                Продолжение следует:

Предыдущая глава: http://proza.ru/2020/11/27/385

Фото: вице-адмирал Владимир Пилипенко

Инфа – Инет.