Люстра

Валерий Раппопорт
      Так получилось, что некоторые жители нашего дома знали, что я разбираюсь в электрике. Наша управляющая домом лично мне приносит показания счетчика, которые она посылает в Энергосбыт, и квитанция приходят в строгом соответствии с её сообщениями. Это удобно.
Я с четырнадцати лет уже был знаком с паяльником и сплавами для пайки радиоэлементов и различных проводов. Флюсами служила твёрдая канифоль или растворённая в спирте. У меня  был всевозможный  инструмент, и он есть по сей день уже много лет.  Делал радиоприёмники, строил антенны. Это послужило желанием идти в радиотехнический институт, что я и сделал.
Все плафоны, люстры и бра в моей квартире я монтировал и вешал сам. В магазинах в советские времена было не так уж много запасных электротехнических деталей. Можно было купить патрон для лампочек, вилки, розетки, разнообразные пробки (тогда они были во многих квартирах, позже появились автоматические пробки).
В магазинах тогда продавались разные люстры, но ассортимент и исполнение их были какие-то традиционные: люстры с тремя лампочками или с пятью.
При строительстве домов в качестве потолочных перекрытий использовались железобетонные плиты. Они используются и сейчас. В этих плитах закладывался провод алюминиевый с выводом в центр потолка. Такой же провод выходил и к отверстиям в стенах, где ставились розетки.  Проводка была тогда и сейчас скрытая. О первоначальных проводках я здесь не пишу – это уже древность. В центре потолков выводили стальные крючки, чтобы повесить плафон или люстру. Но не у всех. Провода в советских люстрах всегда были с залуженными оловом концами.
                ***
Наступил двадцать первый век. Конечно, это были не первые его годы, когда речь шла о еде, одежде и обуви. Всё было много позже.
И пришло время, когда заходишь в магазин электротоваров, и там – видимо-невидимо всяких люстр, светильников, бра и различных подвесов. Любых исполнений, какие только может придумать фантазия. Цветные плафоны в люстрах, подвески с имитацией чешского стекла, с нежным синим свечением особых лампочек для спален.
Множество комплектующих, какие душе угодно. Огромная номенклатура проводов.
И всё это оказался Китай!!! Когда я спросил продавцов: есть ли что-нибудь не китайское, они с удивлением спросили: мужчина в какой стране вы живёте- у нас всё – Китай!
Я здесь не говорю о другой номенклатуре товаров. Это не для данного повествования. Но самое главное, что мы раньше всё это делали, а теперь не делаем.
                ***
Соседка недавно попросила меня помочь купить люстру и повесить ее. Сказала, что услуги оплатит. Благо магазин «Техносвет» был через дорогу. Пришли. Как я уже говорил: люстр – море, на любой вкус и любые деньги.  Её устроила люстра с тремя плафонами из светлобежевого стекла с белым рисунком. Плафоны повёрнуты вниз. Лампы диодные с нормальным цоколем.  Продавец вкрутила три лампочки, подсоединила к сети- всё горело прекрасно. Я проверил концы выведенных проводов. Они были из многожильного медного провода, но не залуженые. Значит, предстояло их зачистить и  покрыть оловом. Но грамотности продавцов (а они –женщины) не хватило. В комплект люстры не входил переходник для подключения к проводам из алюминия. Позже я там же купил этот переходник.  Китайцы в этой конструкции разработали крепление к потолку с помощью особой стальной планки, которая должна крепиться к потолку. А уже к планке крепится люстра двумя болтами и декоративными шариками снаружи.
Всё бы ничего, но: потолки железобетонные и простые победитовые свёрла здесь не годились. Да и вообще не годилось всё.  У многих людей в квартирах сделаны современные ремонты. Потолки  заклеивают  экструдированным пенополистеролом  в виде квадратов 50х50 сантиметров.  Вырезают отверстие для крючка в центре потолка.
 Если применять китайскую конструкцию, нужно применять специальную дрель и долбить отверстия в железобетоне и вставлять дюбеля. Люстра имеет в месте подвеса широкую полусферу. Значит, нужно вырезать. А вырезать хозяйка категорически отказалась. Этот материал крошиться с неимоверной быстротой.
 Я придумал систему микролифтов. Сначала укрепил люстру на служебной подвеске, чтобы соединить её с электросетью через переходник, помня при этом, что там фаза. Но все сделал аккуратно. После этого уже при помощи шёлкового шнура, перебросив его через крючок, начал поднимать люстру к самому потолку и закрепил её на бантовый узел.
Люстра заработала. Потолок остался цел. Хозяйка была изумлена и заплатила мне деньги.
Когда ты – пенсионер и хорошо разбираешься в электрике и сантехнике, хотя в институте этому не учат, то ты не пропадёшь.

Я иногда разговариваю с молодёжью, иногда с более взрослыми людьми. Спрашиваю, что они помнят из школьной программы. Особенно люблю задавать вопросы по физике, тригонометрии, иногда по алгебре. И что интересно, что большинство говорит: это было давно и никто ничего не помнит. А я помню!
 Наше обучение было несравненно лучше сегодняшнего. Мы сдавали экзамены уже с шестого класса. Основные наши знания были заложены именно в школе.

 Но любимый мой конёк – история государства российского.  Тридцать лет проработал экскурсоводом в автобусах по субботам и воскресеньям. Объехал полстраны. И опять вызывает удивление, что молодёжь и возраст до сорока лет не знают не только истории правления наших царей от "рюриковичей" и  "романовых", но и историю времён строительства социализма в нашей стране.

Китайские товары всюду вокруг нас! А где же великая страна?

Декабрь 2020 год.

С уважением к Вам, автор