Путешествие к морю и спасательный круг

Анатолий Бызовской
Специфика работы в Печорском речном пароходстве, это летняя навигация, и в течении четырнадцати лет не было возможности побывать в летнем отпуске. И вот после этого периода, работы капитаном на флоте, меня переводят на работу в руководство, в одно из подразделений пароходства.

Я поставил условие – отпуск в летний период… и мне его дают. И мы всей семьей, я, жена две дочери, едем на юг – на Кубань. Там живет мой отец. У него свой легковой автомобиль - «ЖИГУЛИ,» по тем временам это - предел мечтаний. По приезду три дня отдыха и сборы в поездку по побережью Черного моря. С нами еще едет тринадцатилетний племянник, сын моей родной сестры.

Закупаем овощи, фрукты, и все не скоропортящиеся продукты.  Они на побережье дороже в несколько раз. Вещей набирается с детьми - немыслимое количество. Как это все это должно поместиться в наш Жигуленок я, не понимал. Но мой отец- дедушка, все это, как -то умудрился впихнуть в небольшие объемы, жигулей первой модели. И мы через три дня уже едем в сторону – Черноморского побережья. Желание познать свой край – набирает силу!

Конец июля, стоит жара до плюс тридцати шести градусов. Метал автомобиля накаляется так, что невозможно дотронуться. Спасают только скорость движения и открытые окна автомобиля. Но «малышня» мужественно перенесла первую двухчасовую поездку и мы на берегу моря – первая плановая остановка «Тамань.» Никто раньше из нас тут не бывал.
 
Высокий, каменистый, обрывистый берег. Больших садовых посадок и лесных массивов на побережье нет, все даже, как-то выглядит уныло и сиротливо. Но мы еще полны оптимизма и сил. Находим место спуска с этих скал к морю и место для постановки палатки. И мы сразу всей оравой идем купаться в море.

Крутой каменистый спуск, но мы спускаемся. Море не впечатлило: камни, сплошные водоросли и у берега мелко и надо далеко идти по водорослям, чтобы искупаться. Возвращаемся к машине и решаем одну ночь пока переночевать здесь. Разбираем вещи ставим палатку. Начинаем готовить ужин.

Кушать готовим на приспособлении с паяльной лампой. Благо семейные походы на лодках по Печоре научили нас походному быту. На следующий день, я, как завзятый рыбак берусь за свои снасти. Река – рекой, но надо попробовать себя и на море. Леска, крючки делаю типа переметов. Перед этим на удочку наловил для наживки бычков.

Вбиваю колья натягиваю свои переметы и насаживаю наживку – живых бычков – ловись рыбка большая и малая. Снасть простояла всю ночь и после завтрака я, с нетерпением иду проверять.

Приподняв за леску снасть, сердце запрыгало от радости. На перетяжке висело штук пять крупных плоских, как камбала рыбин. Подойдя к первой рыбине и увидев длинный хвост, а под хвостом костяной "гарпун" - игла, понял, что это Черноморский скат- хвостокол. Начал думать, как снять ската с крючка. Попробовал стряхнуть рыбу в сетку не получилось.

Решил взять аккуратно за голову и освободить крючок. Только я, взял двумя пальцами за голову – последовал мощнейший болевой удар "иглокола", и моя ладонь, как показалось была пробита насквозь. Последовавшая следом адская боль, заставила бросить снасть.

Я выдавил из ранки кровь. зная, что это необходимо. А затем уже без сожаления, постряхивал рыбу обрывая леску с крючками. Двух хвостоколов, принес показал детям и две иглы –"гарпуны" остались у нас, как трофеи. Но минут через двадцать, тридцать начало творится, что-то непонятное.
 
Адская боль уже не давала претворятся, а рука стала превращаться в большую варежку, поднялась температура. Отец не на шутку испугался, сели в машину поехали по санаториям, где могли бы оказать помощь. В одном из санаториев нас приняли. Получив в «удовольствие» -  шесть уколов, вернулись к палатке.
 
На следующий день отец, видя мою «слоновью» руку – сыграл сбор и после завтрака едем к Керченскому проливу на переправу, на той стороне – Крым.
Неприятное ожидание трехчасовой стоянки, при жаре в тридцать градусов с лишним в автомобильной километровой очереди, закончилось.

 Мы на пароме, и он вместе с автомашинами и железнодорожными составами идет через Керченский пролив.
Море, крик чаек, паром - взбивающий своими винтами зеленоватую волну, все это впечатляет - настроение у всех изумительное. Через тридцать минут, и мы на той стороне, выгружаемся и едем в город герой – КЕРЧЬ.

Находим берег. где песчаный пляж и чистейшая отдающая синевой неба морская вода. Море, песчаный пляж - противоположность морскому пейзажу - побережья Тамани.  Детвора рада до безумия – чистая теплая вода, песок. Просто не вылазят из воды плещутся, как утята в своей стихии.
 
По берегу стоят палатки таких же, отдыхающих, как и мы. Но мы решаем съездить и посмотреть в городе Керчи, где в одной из школ располагается лагерь отдыха Печорских детей, где обслуживающий персонал - преподавательский состав Печорского речного училища, в котором работает и моя супруга.
 
Едем на ужин, а затем просимся на ночевку. Нам не отказывают. Утром завтракаем, рассчитываемся и нам становится ясно -  что шестерых отдыхающих в этом лагере наш бюджет не потянет. Мы возвращаемся к понравившемуся песчаному пляжу и ставим палатку недалеко от таких отдыхающих, как и мы.

Начался настоящий отдых. Днем жара до плюс 37 градусов, как-то выдерживаем. А к вечеру всей ватагой идем на большие камни ловить рыбу - бычков и барабулек. И уже к вечеру у нас вариться уха на нашем приспособлении с паяльной лампой.

 У нас неизменный шеф- повар, моя супруга. Уху она варит отменную, сказывается Печорский опыт, поездок по реке, всем нравиться и просят добавку.
Но через некоторое время, пресытились этим спокойствием, рыбалкой и решили продолжить путь по побережью.

 А утром после завтрака, собираемся и отправляемся в путь. Доезжаем до Феодосии, жара 37 градусов. Запасы пресной воды у нас кончаются, а взять ее здесь практически негде. Все население пользуется привозной водой и никто, на наши просьбы одолжить воды, не откликнулся.

А в магазинах воды нет никакой. И мы не зная, что может ждать нас с детьми впереди, вынужденно разворачиваемся, едем обратно в Керчь.

 На своем старом месте ставим палатку и отдыхаем еще несколько дней. Вечерняя азартная рыбалка, а на больших подводных камнях нашел, колонии мидий, но без привычки в наше меню они не вошли. Но однообразие. когда-то приедается, и мы собираемся и едем на паромную переправу, а затем в сторону Анапы.

 Опухоль моя после знакомства с "хвостоколом"- прошла, и я, уже сажусь за руль. Опять паром, Керченский пролив и через несколько часов мы останавливаемся под Анапой в селе Благовещенское.

Кругом песчаные - холмы – дюны и метров триста серого морского, сыпучего песка до самого моря, по которому возможно пройдет из транспорта. только какой-то внедорожник. Мы судьбу не испытываем и ставим свою палатку, недалеко уже от стоящих, разношерстных палаток. Отдых однообразный – море- пляж – палатка. Но ехать еще, куда-то уже не хочется. Решаем несколько дней отдохнуть здесь, а потом ехать домой.

Но я, нашел себе занятие. Рано утром, когда в море чистая и даже прозрачная вода – одев ласты и маску я, уплывал довольно далеко в море. И на глубине 8 -10 метров искал и находил большие красивые ракушки – рапаны. Оставив для себя несколько штук, остальные всегда раздавал на берегу отдыхающим, которые были в восторге от такого подарка.
 
И вот как-то после обеда идем с супругой искупаться. Но погода испортилась - сильный ветер, на море ветер вдали заворачивает белые барашки, значить там волна приличная. Мы уже недалеко от воды, впереди идет женщина с маленькой девочкой, которая тащит за собой розовый спасательный круг. И вдруг сильный порыв ветра вырывает из детских рук этот круг и несет к воде, а там, как кораблик гонит в море.
 
 Вначале пробуют догнать этот круг несколько мужчин, ребят, но круг плывет по воде, а когда порывы ветра сильные он просто катится - кувыркается по волнам. Девочка плачет – ревет!
 
Я, поворачиваюсь к жене и спрашиваю – Ну, что догнать? Она пожимает плечами. Мне всего 32 года, плаваю, ныряю очень хорошо. А сейчас после этого десятидневного отдыха на море окреп, а плавая с ластами и маской набрал неплохую физическую форму.  И я, разгоняюсь бросаюсь в волны и поплыл.
 
Догоняю последних двух мужчин, а они, поняв бесполезность этой погони разворачиваются к берегу. Остаюсь один - за мной смотрят с берега, я чувствую взгляд этих людей и гордость не позволяет ударить в грязь лицом… продолжаю гонку за этим кругом.

 Волна уже тут крутая, по ветру и по волне все-таки стараюсь догнать этот маячащий впереди круг. Я в азарте, вот-вот должен схватить этот круг, но порыв ветра опять его перекатывает и относит от меня. Я снова и снова почти догоняю его, а ветер опять издеваясь надо мной… уносит его вдаль.
 
А когда понял, что уже устал и до меня дошло, что с этим кругом против ветра, не смогу обратно плыть – разворачиваюсь и тут-же волна бьет мне в лицо, сбивая дыхание.

Гляжу на берег, а там уже вместо людей ходят, какие-то «букашки». В азарте, этой гонки по ветру и волне ни разу не оглянулся на берег. И только сейчас понял, как далеко я от берега.
 
 При прочих условиях для меня не проблема проплыть такое расстояние. А сейчас надо плыть против ветра и волны, которая сбивает дыхание и забивает, нос и горло, соленой водой. И я, понял, что смогу плыть только под каким-то углом к ветру, волне, и поплыл, экономя силы в сторону, от того места, где меня ждали.
 
Останавливаться отдохнуть на воде нельзя, сразу начинает уносить дальше в море. И я равномерно пытался грести, экономя силы. Глядя на виднеющийся вдали берег, определить, что он становится ближе пока на этом расстоянии не получается.

Я плыл под углом к берегу. Расстояние почти в два раза больше чем плыть напрямую, потихоньку удаляясь от ждущей на берегу меня, любимой жены.

Времени прошло уже много и я, понимал каково там тем, кто ждал меня на берегу. А мне приходится тихо и ритмично плыть к берегу экономя силы и берег все-таки стал приближаться.

И, когда ноги стали доставать дна, понял, что они так устали, что идти по дну просто не могли. И до берега доплыл на руках, ноги уже были ватными.
Я лежал, отдыхая на песке, а в нескольких километрах от меня было место моего старта, где ждет меня жена.

 Но пока идти в ту сторону не мог, потихоньку приходил в себя. А когда поднялся, увидел по берегу, ко мне шла, моя любимая.
 
Я, не могу сказать, что сквозь рыданье и слезы жены, что это была радостная встреча. Я понимаю, что испытала женщина, которая слышала возгласы отдыхающих, что пловца уже на волнах нет. Но она знала и верила в меня, она шла по берегу и все-таки меня увидела на этих волнах с барашками.

Она отдает мне одежду и идет, всхлипывая сквозь слезы, в сторону палатки, до нее не меньше двух километров. Я иду следом за ней всем видом показывая, что совсем не устал, но пока не зная, как, загладить свой необдуманный поступок.

Придя к палатке супруга объявляет, что едем домой. Отцу не стали объяснять причину, а сказала, что уже устали. После ужина собираем палатку, вещи и через два часа мы уже дома.
 
С вожделением моемся в душе с пресной водой, смывая наросты морской соли, затем с удовольствием ужинаем домашней едой, а вечером блаженно, на мягких постелях… мгновенно все засыпают.
Так закончился наш первый туристический отпуск на машине к морю. Еще неделю мы отдыхаем у родителей, а потом поезд опять унесет нас в наши Северные края.

Но этот отпуск на море и спасательный круг в памяти останется на всю жизнь