Дуэли в мыслезёме

Александр Сизухин
    Большие писатели между собой, как правило, “не дружат”. 
     Мысль хочу пояснить, - ну, не сидят они за одним столом у самовара, как в веке 19-ом, или за пресловутой бутылкой в нижнем буфете ЦДЛ в веке 20-ом.
     Я - о великих!
    Фёдор Михайлович и Лев Николаевич друг с другом даже не были лично знакомы. Друг друга читали, конечно, но чтобы встретиться, поговорить, обсудить что-либо - ни разу! Да и не смогли бы две такие глыбы находиться физически рядом, а если бы встреча  случилась, то неизбежны молнии разряд и  грома раскаты.
    Вот однажды: Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев были приглашены общим соседом по имениям - Афанасием Фетом - к столу на чай. Известно, чем эта встреча закончилась: Толстой вызвал Тургенева... на дуэль!
Слава Богу, что дуэль не состоялась, но долгих семнадцать лет писатели были в ссоре.
   Дружба Андрея Белого и Александра Блока, которые поначалу друг друга воспринимали  чуть ли не братьями, так же закончилась вызовом на дуэль - Андрей Белый таким способом пытался “освободить” Любовь Дмитриевну Менделееву от запутанных брачных уз с Блоком. И опять на наше, да и на их счастье, поединок не состоялся.
   Но всё-таки “дуэли” между великими происходили. Нет, они не стреляли друг в друга из пистолетов, или ружей (Лев Толстой предлагал стреляться  Ивану Тургеневу из ружей), - однако,“дуэли” происходили, как бы сейчас сказали - виртуально. Эти “дуэли” остались в текстах. Главного героя известного романа Фёдор Михайлович Достоевский -  Мышкина - называет Лев Николаевич! Князь Мышкин Лев Николаевич. Роман - “Идиот”.
   Толстой Лев Николаевич в долгу не остался: в “ Живом трупе” главному герою Протасову присваивает имя Фёдор! Протасов Фёдор. “Живой труп”
   Чем не “дуэль”!
   Или, Александр Блок, написавший “Двенадцать”, тут же получил “выстрел” от Андрея Белого, - поэму “Христос Воскрес”.
   Я уж не говорю о наших нобелевских лауреатах - Михаиле Шолохове и Александре Солженицыне! Они “палили” друг в друга чуть ли не из гаубиц...
   Таким образом,  противостояние великих никуда не исчезает, но продолжают они соперничество уже в ноосфере, или, как называл Велимир Хлебников культурную оболочку Земли, -”мыслезёме”.
   И чего только в этом мыслезёме не присходило!
  Тот же Андрей Белый и Михаил Булгаков. В 1926 году они обменялись подарками - книгами. Андрей Белый подарил Михаилу Булгакову первую часть романа “Москва” с такой надписью: "Глубокоуважаемому Михаилу Афанасьевичу Булгакову от искреннего почитателя. Андрей Белый (Б. Бугаев). Кучино. 20 сент. 26 г.". “Глубокоуважаемый” подарил свою “Дьволиаду” с надписью поскромнее:  "Подарок автора, который был очень растроган Вашим вниманием".
    Творческое влияние Андрея Белого на более молодого Булгакова (разница 11лет) прослеживается довольно чётко. Но Булгаков, что свойственно молодым, задирист. Вот, что он говорил об Андрее Белом  литературному секретарю писателя Петру Никаноровичу Зайцеву: 
  - Ах, какой он лгун, великий лгун... - воскликнул Булгаков. - Возьмите его последнюю книжку (роман "Москва". - П. 3.). В ней на десять слов едва наберется два слова правды! И какой он актер!"
   Пётр Наканорович Зайцев вспоминал: “...он читал "Роковые яйца". Булгаков читал хорошо, и все слушатели высоко оценили редкостное дарование автора - сочетание реальности с фантастикой. Среди присутствовавших у меня поэтов находился Андрей Белый. Ему очень понравилась повесть. Мне кажется, что при всем различии творческих индивидуальностей их обоих сближал Гоголь. А. Белый считал, что у Булгакова редкостный талант. Через год, в 1925 г., Белый написал первый том романа "Москва", где центральным персонажем был также гениальный первооткрыватель, профессор Коробкин, подобно профессору Персикову у Булгакова, прокладывающий новые пути в науке: в "Р. я." открывается "луч жизни", а в "М." Коробкин освобождает на благо и пользу человечества сверхэнергию атома.
  Но странно: если А. Белый с интересом относился к Булгакову, ценил его как интересного, оригинального писателя, то Булгаков не принимал Белого.”
   Может быть Михаил Афанасьевич обиделся, - ну как же!, - мэтр “украл” у него профессора!? Правда, в романе “Мастер и Маргарита” влияние  Андрея Белого - его “Симфоний”, “Петербурга” и “Москвы - тема уже не одной диссертации и статей в каких-нибудь Учёных записках.
 
    Вот я и думаю, что великим уж лучше не “дружить” да и не встречаться. Целее будут…
   А литература только выиграет.