За закрытой дверью-7

Евгений Дряхлов
После  восьмого  класса  я  поступил  в  техникум,  через  год  Витька  тоже  поступил  в  него.  Я  проучился  на  втором  курсе  два  месяца  и  вернулся  в  школу,  не  мое  это  было,  я  понял  это  после  того,  как  мы  с экскурсией  поднялись  на  колошник  доменной  печи,  место  будущей  работы.  Через  неделю  после  меня  Витька  тоже  бросил  техни¬кум.  Сразу  после  школы я  никуда  не  поступил,  устроился  на  работу,  Витька  учился  в  выпускном  классе.  Однажды  на  уроке  физики  он  с  соседом  по  парте  играл  в  карты  и  пил  водку. Ну, не  нужна  ему  была  эта  водка,  просто  нравилось  эпатиро¬вать  публику.  Учитель  был  в  том  возрасте,  когда  уже  ничего  не  видят  и  не  слы¬шат,  но  как  коренной  житель  поселка  запах  алкоголя  чувствовал,  даже  если  бы  его  разливали  в  соседнем  классе.  Впервые  за  несколько  последних  лет  он  встал  из-за  стола  и  двинулся  между  партами.  Витьку  исключили  из  школы.  На  следующий  год  я  поступил  в  институт,  после  первой  сессии  приехал  домой,  пришел  к  Витьке.  Он  вышел  в  длинном  дорогом  халате,  радостно  обнял,  провел в  библиотеку.  На  столе  лежали  школьные  учебники,  на  них  толстый  Диккенс , «Дэвид  Копперфилд».  Рядом  на  тумбочке  кофеварка  и  бутылка  настоящего  коньяка.
 -  Чем  занимаешься? - спросил  я   его.
-  Готовлюсь  к  экстерну  за  школу.
 - А  Диккенс  зачем?
-  Для  души.  Жизнь  ма¬ленького  человека,  к  тому  же  может  на  сочинении  пригодиться.
- А  коньяк?
 - Это  для  эстетики.  Кофеварка  и  рядом  коньяк -  красиво. Садись,  выпьем  кофе, согреемся. -
  Он  получил  аттестат  и  в  этот  же  год  поступил  ко  мне,  только  на  литфак,  я  жил  в  общежитии,  а  ему  родители  сняли  квартиру.  Мы  с  ним  были  вместе  на  вечере  посвящения  в  студенты,  это  был  последний  день  его  пребывания   в  институте  в  том  году.  Девушки  уложили  его  в  постель,  и  он  вышел  из  нее  только  тогда,  когда  пришла  пора  сессии.  Оказалось,  поздно. Уже  месяц  на  факультете  висел  приказ  об  отчислении.  Витька  вернулся  домой  с  мыслью  осенью  поступить  снова,  но  весной  его  забрали  в  армию,  провезли  через  всю  страну  на  Камчатку.  Два года защищал  Ро¬дину  кочегаром  в  котельной,  в  свободное  от  лопаты  время  по  заданию  старшего  прапорщика  написал  поэму  о  том  как,  капающая  из  крана  капля  воды  подтачивает  обороноспособность  страны.
   Мы оба с тобой, дорогой Бахус, прекрасно знаем, что жизнь не просто конечна, дата ее конца и даже минута запрограммированы свыше в день нашего зачатия, а может быть, и все расписано с момента появления первой живой клетки на земле. Я даже не удивлюсь, если расчеты начались с той самой секунды после взрыва Вселенной. Какой-то невероятной мощности компьютер начал расписывать цепочку необходимых случайностей. Тебя никогда не удивляло, что именно ты живешь сейчас? Случись мил-лионы  лет назад  в  назначенный  день  человекоподобная обезьяна спарилась бы не с той, с которой было предписано, и все, цепочка прервана, меня бы не было. Или сто тысяч лет тому назад какой - то предок был бы несвоевременно съеден проходящим саблезубым тигром, и снова меня нет. Да стоит ли далеко ходить? Если бы мой отец женился на другой женщине, опять бы был кто-то другой. Миллиарды случайностей. И вот я есть. Появился в строгом соответствии. Зачем? Почему сейчас понадобился я?
  У меня был брат двадцати с небольшим лет. Однажды летней ночью во втором часу он никак не мог уснуть и решил сходить к друзьям на работу. На севере в конце июня но¬чей нет, круглые сутки светло. Друзья работали на эстакаде, это то место на лесозаводе, где принимают хлысты леса, распиливают их на бревна шестиметровой длины и транс-портером отправляют в цех на пилораму. Они стояли втроем, разговаривали, а в это время подошел тепловоз за пустыми вагонами, он потащил их, не зная о том, что некий шутник привязал тросом последний вагон к столбу. Трос перерезал столб, столб, спружинив на проводах, пролетел около сорока метров  и,  падая, вышиб мозги брату, они вылетели через затылок. Все трое даже не успели испугаться, брат не живой, а друзья без царапины. Скажи мне, смог бы наш сегодняшний гений Перельман рассчитать и свести все эти слу-чайности воедино? Я очень сомневаюсь. Зачем была дана жизнь моему брату?  Он  не  ус-пел построить дом, воспитать сына. Для того, чтобы он в нужное время пришел в нужную точку? Зачем была дана жизнь тому, кто привязал столб? Для того, чтобы он  его  привязал? Так ведь никто и не  узнал, кто это сделал. Никто и не узнавал, все понимали, что это просто исполнитель давно кем-то продуманной случайности. Но мне все равно интересно, как этот человек жил дальше, считал ли себя соучастником убийства?
Витька ушел весной, весной и вернулся. Друзей нет, все разъехались, только Колька ос¬тался, каждое утро он по узкоколейке уезжал в тайгу валить лес. Вечером встретились, сели, выпили.
 - Что делать будешь? - спросил Колька.
 - В августе поступлю в институт, - Витька в этом не сомневался. - А пока не знаю, у меня нет специальности.
- Жидковат ты, а то пошел бы к нам, хорошая зарплата.