О. Ермаков

Галина Щекина
«ПЕСНЬ ТУНГУСА», роман О. Ермакова
В романе Песнь тунгуса  сама песня  как я ее понимаю, начинаеся  не  сразу. Когда разворачивается стремительное  начало,  мы только и думаем  про убитого Мальчакитова. Мощная пружина  сюжета отжимает нас от всего  другого. Нужна оказывается и колдовская гомосфера тайги. И волшебство тающего тумана с изваянием кабарги и несчастный заблудившийся Шутов, готовый   в небо лететь от радости жизни, что не погиб. Что солнце  видит.
Но когда во  второй  части появляется ворожея Шемагирка, окруженная криками птиц – и начинают волосы шевелться на голове. Тебе открывается неизвестный  мир. Таинственный мир природы и ощущений от нее.
В романе непостжимый сплав  жизненной правды и фантазии. Что делает  чтение наслаждеием. Общеие маленького Мишки с бабкой – колдование. Женщины там сплошь колдуньи… Один из сильнейших эпизодов детстве  Мшк Мальчакитва – раненая коленка. Тут все сразу  дано крупно и  достоверно – и как упал. И как машинны найти не могли и как лекрство в больнице разворовали. И как без обезболки  оперировали. Понятно, что и взрослый бы не выдержал, но эвенк Мишка выдержал, хоть  и кричал.  Вот в самую-то  боль опять емявлется  бабушка колдунья. Может, это  бред, может, просто она, бабка,  помогает мальчишке. Как ни старайся,  это на не постичь, но  осталось  же него чвство что они увидятся. И не мать он вспоминает,   рано погибшую, а эту бабку  в соем  горячечном  бреду.
Природа вокруг  этого Мальчакитова  наполнена мистикой до предела. Взять  смерть белой важенки, как  там зовут самку   оленя. Хотел стать охотником Мишка, подстрелил олениху, а  она стала кружить по  тайге. И пропала. Ужас, охвативший подростка, проясится позже, после вскрытия - опухоль в мозгу. Вот эта "человеческая" болезнь у животного еще прочнее связала людей и  зверей. И подтвердила зависимость друг от друга…. Значит, нельзя  просто так никого дстрелить…
Единение   природы и человека ярко описано в  сцене побега Мишки  через Ангару  забитую льдинами. Это ужас и восторг героя.
«Ангара бьет черным телом, тугими кольцами под ноги, в льдины, шуршит, скалит клыки, хлюпает, безумно взглядывает прямо в глаза Мишке, в теплые темные, как у бабки Катэ, глаза – своими безумными белыми глазами, морозно перламутровыми. Но Мишка умудряется не проваливаться в объятия ее смертельных колец. На мосту народ стоит, пялится. И Скуластый на краю крепкого льда замер. Все ждут, когда же бунташная Ангара собьет пляшущую фигурку, одним движением и сожрет, проглотит, засосет, глубоко спрячет в утробе. А Мишка вдруг прыгнул на твердую землю. Остров!»
И вот как тайга плотно обнимала человека, так и  вода. Хотел Мишка по льду Байкала перейти на остров Ольхон – а там свои срасти. Не только колыбель, но и могила: «Но совсем не оставить никакого следа здесь не получится. У всякого есть явные и тайные связи с другими людьми и какими то местами. И эти оборванные проводки, живые ниточки будут торчать, болтаться где то на ветру, даже если сам ты растворишься во мгле великого озера».
Когда  Мишка на каникулах бестолково  блуждал то  туда, то сюда, он случайно попал на остров, где  раньше  жил,  про который пела бабушка  Катэ.  Искал тот дом, где жили родичи. Ничего не нашел, кроме Кита. И внутренняя жизнь Мишки остановилась. Чем больше внешних передвижений, тем неподвижнее внутри. Героя до смерти  жалко. Бездомного. Неприкаянного, никому не нужного Мишу Мальчакитова. Уже  хочется,  чтоб он зацепился где-то но нет. Несет и несет  его ледяной ветер.
Кстати, о ветре. Не только видимая краса, но и внезапное коварство Байкала  описано в романе. Это  сармА. Как  будто необычайная красота природы специально уравновешена ее опасностью. Сарма здесь как бешеный  зверь, она живая «И тогда сарма ринулась на рубку, прыгнула с воем и визгом – и рубку снесло, оторвало от палубы, как дряхлый зуб, – и скинуло в море, во тьму, в пучину черную, ледяную, бездонную, перемешав в последнем крике и порыве к жизни всех. Корабль был обезглавлен». Читая эти страницы ощущаеь писателя Ермакова как Айвзовскрого, живописного певца водяных бурь. А трагедия корабля «Сталинградец» описана  как драма живого человека.
Композиция  романа "Песнь тунгуса" своеобразна. Не по  схеме зачин-разитие- кульмнация- финал. Действие катится от  одной  кульминации до другой. Только стихла эпопея  Мишки с его побегствм, как подоспел  жуткий  эпизод с  сармОй. Только закончили про сармУ – включился сюжет про  ледовый переход чрез Байкал на коньках .Это  прямо по типу «американские горки».
Автор дает понять. что там  всегда одна аза выживание! С редкими передышками...И что люди должны  быть сильными! Но хотя ледовая прогулка кончилась, все же на мяке-то дозу  ужаса ониполучили.

Всего  то две  части. Третья бьет тебя обухом по  голове: являечя рассказчик Я. Это очень резко и дискомфортно.
Главного героя  нет больше, а есть низвестно кто. Автор. Поэтому, собственно, песнь тунгуса закончилась. Дальше пошли комметарии  автора... Да магия разрушена. И спрашивается, зачем он о сделал?
Потому  что  трагедия, вечная  трагедия  бытия человека а форе многихисключений.И  акая-то  вечная  свяь людей, разделенных временем и пространством.