Наш танкер в одном из совхозов, в низовьях реки Печоры, заканчивал выгрузку нефтепродуктов. Время осеннее, по утрам по берегам уже образуется тонкий ледок – забереги, уже довольно прохладно.
Закончив выгрузку, произвели демонтаж трубопроводов.
Пять часов утра, моя вахта первого помощника. Запускаем главный двигатель, для прогрева, включаю работу на винт, на малых оборотах и отвожу корму теплохода от берега. Длина судна семьдесят метров, и танкер упершись носовой частью в берег, кормой уходит на реку.
Еще немного прогреется дизель и можно отходить от берега, а затем начинать движение в сторону Печоры, это путь домой! Команда, закончив все работы ушла отдыхать, мы остаемся на вахте вдвоем с мотористом. Моторист-рулевой, молодой курсант речного училища, коренастый, невысокого роста, неплохого телосложения, хороший исполнительный парнишка.
Жду его, когда он выйдет с машинного отделения, чтобы дать команду – убрать швартовую с берега.
Хлопает дверь машинного отделения, сейчас он должен появиться. И вдруг крик – Капитан за бортом!
Выскакиваю пулей на палубу, а вдоль борта теплохода плывет, а вернее течение несет нашего капитана, как ни парадоксально, но наш капитан не умел плавать я, это знал точно, а сейчас на воде его пока держал медленно намокающий - меховой жилет.
Влетаю обратно в рубку - ручку реверса в нейтральное положение – выключить работу винта. Исключить возможность попадание человека под винт. Выскакиваю на палубу, капитан уже в метрах десяти за кормой теплохода.
Бегу на корму теплохода, на ходу скидываю только полуботинки, кричу мотористу – Спасательный круг! И прыгаю с леерного ограждения верхней палубы за уплывающим капитаном.
Выныриваю - десяток гребков – взмахов, рук по воде, и я, возле безвольно плывущего капитана, на поверхности уже только медленно уходящая под воду голова, он даже не пытается хотя – бы, как- то сопротивляться и держаться на воде.
Успеваю схватить за "шиворот" жилета - переворачиваю его на спину и буксирую к берегу. Какие-то десятки секунд, отделяли нашего капитана, от той страшной черты небытия.
Вода уже холодная, но до берега всего метров тридцать, должен выдержать. Моторист небольшого роста, и спасательный круг для него видимо большой, он долго его раскачивал в воздухе, а бросил в противоположную сторону от нас.
Я видимо в сердцах выругался, а он, недолго думая, снимает обувь и бросается с верхней палубы в воду - спасать спасательный круг. У меня все сжимается – уже страх за моториста!
Но он спокойно доплыл до круга и стал буксировать его к берегу. Я, с капитаном уже на берегу, но спрашивать, как это случилось бесполезно – капитан пьян.
Видимо с клиентом они хорошо отметили завершение благополучной выгрузки груза, у капитана в каюте. Он проводил клиента. Вернулся назад.
А, дверь в каюту захлопнулась, и он решил «зайти» в каюту, через открытое окно, пытаясь пройти к нему по привальному брусу. В таком состоянии - отсутствие «остойчивости» - это у него не получилось, и он оказался в воде.
Но большое для него счастье, что в момент падения в воду - с машинного отделения вышел моторист, который услышал шум – всплеск, и увидел за бортом капитана. Выйди он на десять секунд позже, возможно мы бы этого не узнали и помощи оказать уже не смогли. Здравый человек в данной ситуации – кричит просит о помощи!
А наш капитан за все время не произнес ни одного слова. Наверно в состояние стресса и пришло полное оцепенение или безразличие, в непонимание происходящего.
С капитаном «круто» разговариваем до него, что-то доходит – раздевается… молча ложится спать.
Мы с мотористом переодеваемся в сухую одежду, пьем горячий чай- согреваемся. Затем снимается со швартовых теплоход и мы идем в Печору. В вахтенном журнале - о Ч.П. записи нет... разбираться будем днем.