Удар пандемии по православию

Геннадий Гаврилов
Нельзя сказать, что тема санитарных мероприятий церкви на фоне всеобщей борьбы с пандемией стала злободневной.
Ничего подобного протестам не случилось даже по случаю фактического закрытия храмов на Пасху.
Попытки увидеть в происходящем атаку на православие не находят широкого отклика:
богослужения  запрещены и в мечетях, и в синагогах  многих  стран мира.
По случаю пандемии и во избежание скопления людей всем католикам  отпущены грехи.
            РПЦ разработала инструкцию с многозначительной преамбулой: «…принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни».
Но все помнят проповедь патриарха Кирилла о том, что спастись можно и в пустыне, где нет ни песнопений, ни, тем более, причастия.
А в это время  СМИ   с интонациями от злорадной до тревожной отмечают, что  «светская власть безоговорочно подмяла под себя религиозные авторитеты».
И некоторые служители озвучивают рассуждения о том,  угодны ли Богу «наши службы»,  хочет ли  «Он видеть нас в золочёных и великолепных храмах».
И, как вывод из сомнений, вопрос: «Может ли церковь после  пандемических «ограничений» оставаться в прежнем виде, делая вид, что ничего не случилось?»
            Пошли «разговорчики»  и о том, что собой представляет причастие, так ли, уж, оно спасительно, если не спасает даже от вируса.
Вспомнили  древний обычай причащаться самостоятельно освящённым хлебом.
Но тот обычай давно отменён, а на месте его утвердили Таинство Евхаристии.
      Можно сказать, что санитарные мероприятия РПЦ противоречат многим изречениям Библии.
Например, сказано о верующих, что «если что смертоносное выпьют, не повредит им».
Неужели  Христос ничего не знал о вирусах?
Но вполне правдоподобны и подозрения в том, что в церковь приходят неверующие.Или очень недостаточно верующие.
    Обстановка полукарантина и самоизоляции повлияла на РПЦ   с  прозаической стороны финансового благополучия служителей церкви.
Того, что пустые храмы уже сказались на доходах церкви, никто не скрывает, хотя и есть отдельные заверения в готовности служить «бесплатно».
Фактически, обозначился  вопрос различия служений Богу и церкви: никто никому не запрещает возлюбить Бога и ближнего». Рекомендуют, а иногда и требуют, воздержаться от собраний в церкви.   
Дискуссии о том, что церковные обряды заслонили Бога, шли и раньше. А пандемия сделала проблему более наглядной: запрещение или ограничение богослужений воспринимается как запрещение Бога.
Но какова смелость власти, которая рискнула навлечь на себя обвинения в связи с дьяволом!
А может быть, и не смелость, а точный расчёт на основании знания того, что из себя  сегодня представляет православие россиян.
Если бы православных призвали воздержаться от посещения церкви по причине опасности смерча,  тайфуна или землетрясения,  то это не вызвало бы никаких кривотолков.
Это потом можно строить версии о промысле Бога, а сначала надо подчиниться здравому смыслу…
Почему же с вирусом всё не так?
И, главное, есть же исторические прецеденты, когда под угрозой эпидемии спорили о том, надо ли   «изолироваться» или, наоборот, идти крестным ходом с усиленной молитвой?
Похоже, пандемия застала РПЦ врасплох, как, обычно, зима застаёт врасплох коммунальные службы.

Признать безоговорочно разумность «самоизоляции» - значит, ставить под сомнение пользу богослужений и причастия.
Не признать – значит «искушать Бога», подставить под удар пандемии людей и  рисковать разоблачением своего неразумия.
То, что такая безвыходная и проигрышная ситуация создалась, можно считать и обличением Бога, и дьявольским коварством, но уже многие заметили, что руководству РПЦ трудно делать вид, что ничего не произошло.
Пандемия обострила все подозрения в спасительности богослужений.
   
 Но ещё есть шанс вспомнить слова Библейских пророков о лицемерии церковных собраний:
   «собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются» (Осия.9.4);
«Наведу на них ужасное для них…потому что делали злое в очах Моих…». (Исайя. 66.4)