Ещё раз о рыбаке и рыбке

Дмитрий Владимирович Медведев
К концу лета большая мечта моей семьи об отдыхе на одном из греко-египетских пляжей усохла до размера недели, которую мы провели в центральной Финляндии. Вместо изнурительной жары, тёплого моря и бесплатного алкоголя у бассейна пришлось довольствоваться берегом финского озера, окружённого со всех сторон густым лесом.
Нас – меня, жену и дочь – приютил милый деревянный домик с большой печкой. Что ни говори, а  финская глубинка – великолепна! Пожилой август ежедневно приглашал нас на выставку работ начинающей художницы-осени. Её пейзажи были выполнены пока что преимущественно в зелёных тонах, но уже кое-где попадались мазки жёлтого и красного. Повсюду виднелись небрежно расставленные инсталляции из грибов и ягод. Одним словом, нетронутая цивилизацией первозданная красота поглощала нас, медленно переваривая...  По веткам деревьев скакали спешащие куда-то белки. Вечерами к домику приходили ёжики за очередной порцией сосисок. По озеру степенно плавали лебеди. А когда укрывшееся за пушистыми елями солнце отправлялось на отдых, у камышей закипала жизнь: местные рыбы устраивали соревнование по прыжкам из воды. Последнее обстоятельство очень меня будоражило, призывая к активным действиям. Я не считал себя заядлым рыбаком, но тут – особый случай. Возле мостков была привязана лодка, в доме я нашёл спиннинг и блесны. Примыкавший к берегу кусок озера – тоже частная собственность, наравне с землёй, поэтому разрешение на рыбалку я без труда получил у любезного хозяина…

Ранним утром над озером плыл густой туман. Ветер не торопился разгонять его, давая мне возможность насладиться великолепным зрелищем. Я погрузился в лодку, вышел на середину, поднял вёсла и бросил якорь. Поехали...
Замах, полёт блесны по высокой дуге, фиксация катушки, медленное подтягивание снасти. Ловись рыбка большая, а маленькая – не ловись! Второй заброс, третий, десятый… Так прошли два безрезультатных часа – обитатели озера совершенно меня игнорировали. Временами мне казалось, что из–под воды я слышу злорадный смех. Солнце оседлало верхушки деревьев и начинало припекать. Туман постепенно рассеивался, вместе с ним таяли и мои надежды на улов. Последняя попытка и – всё, сматываю удочки! Когда блесна шлёпнулась в воду, я ощутил сильный рывок. Конец удилища опасно изогнулся. Опыта ловли на спиннинг у меня мало, но что–то подсказывало – это не зацеп о стебель кувшинки. Натяжение лески то ослабевало, то вновь выгибало спиннинг. Это – рыба, стопудово! Сгорая от нетерпения, я медленно, но настойчиво подтягивал блесну к лодке.
Вот у борта мелькнула рыбья спина. Полметра, не меньше! Почувствовав приближение конца, зверюга активно задёргалась. Неумело орудуя подсачником, я всё же затащил большую чёрную красавицу в лодку. Есть контакт!
Придавил жертву коленом и освободил её от крючка, обратив внимание на крупные острые зубы. Ого! Да ей палец в рот не клади, подумал я. Интересно, кто это? На щуку не похоже... Впрочем, какая разница? Я был горд собой – это первый в моей жизни настолько крупный улов.
– Слышь, ты, живодёр? Рыбу отпусти, а?!
– Щас, разбежался! – ответил я машинально и сразу же замер в изумлении. Обалдев, я уставился на рыбину, хватавшую воздух зубастым ртом. Нет, это никак не могла быть она! В конце августа светило не настолько жаркое, оно не в состоянии напечь мою тыковку до глюков. Жабры раздулись, и я вновь услышал голос:
– Что уставился? Отпусти, говорю!
Умиляясь волшебством здешней природы, я не имел в виду чудеса в буквальном смысле. Лебеди, ежи и белки – это, без сомнения, сказка! Однако, говорящая рыба – явный перебор…
Не слишком надеясь услышать ответ, я всё же спросил… неизвестного собеседника:
– Кто здесь?
Раздалось бульканье, отдалённо напоминающее смех:
– Ты что, парень, дурак?
Готов поклясться, это сказала она! Я видел, как шевелились её губы. Может, и правда – на солнце перегрелся? Потрогал голову – да, немного горячая.
– Эй, рыба! – задаю глупейший вопрос. – Я сейчас с тобой разговариваю? Ты волшебная, что ли?
За глупым вопросом последовал встречный:
– А что, здесь ещё кто-нибудь есть?
Я огляделся по сторонам. До берега – довольно далеко, гладь озера пустынна и молчалива. Абсолютно никаких звуков, если не считать шум автострады за лесом.
– Нет, – ответил я, окончательно сбитый с толку.
Чудо-рыба забила хвостом:
– Быстро бросай меня за борт, браконьер!
От такой наглости я возмутился:
– Во-первых, не ругайся! – осадил я нахалку. – Во-вторых, я – не браконьер, наш поединок я выиграл честно. И вообще, с какой стати мне тебя отпускать? Если ты сказочная, тогда как насчёт трёх желаний?
Рыбина перестала трепыхаться и смягчила тон:
– Желания? – мне показалось, что она ухмыльнулась. – Ты, видно, сказок в детстве наслушался? Кидай меня за борт, немедленно! По-хорошему прошу…
Это было забавно. Я потратил столько усилий, а теперь должен отпустить её? Нет уж, дудки!
– А если – по-плохому?
Рыба опять запрыгала под ногами.
– Если ты… меня не отпустишь, – тон её становился угрожающим, – у тебя… будут… – вдруг она перестала дёргаться и замолчала. Я засмеялся:
– Что будет? Неприятности? Ха–ха, какая чушь! Если ты не волшебная исполнительница желаний, тогда я зажарю тебя и съем. На вид ты – очень даже ничего!
Добавив дружелюбия в голосе, моя пленница медленно задала неожиданный вопрос:
– Как… зовут тебя… парень? – она начинала задыхаться.
– Какое это имеет значение? – удивился я. – Ну, допустим, Димой... А – что?
Пленнице становилось всё труднее поддерживать беседу:
– Дмитрий… Если ты… отпустишь… меня, то тебе… откроется тайна…, которая сделает тебя…  сказочно… – моя собеседница умолкла, судорожно ловя ртом губительный воздух.
– Кем сделает? Богатым?
Рыба не подавала признаков жизни. Жабры не двигались, рот не раскрывался. Зачерпнув в ладони немного воды, плеснул на неё в надежде оживить нашу беседу.
– Как ты говоришь? Сказочно богатым?
Блестящие губы едва заметно шевельнулись:
– Сказочно… счастливым…
Я разочарованно улыбнулся, поднял якорь и направился к берегу:
– А какие гарантии? Может, ты меня разводишь? Я тебя отпущу, а в итоге останусь и без счастья, и без обеда?!
Тушка оставалась неподвижной, не издавая ни звука. Повторная реанимация цели не достигла. Я бросил вёсла и задумался. Лодка медленно скользила по глади озера. А вдруг она действительно волшебная? Интуиция подсказывала, что пленницу надо отпускать. К тому же, если честно, я не очень люблю всю эту пресноводную братию – не умею выбирать кости.
Взяв трофей в руки, я аккуратно перевалился через борт и погрузил его в воду, не выпуская. А вдруг пленница уже издохла, и мой гринписовский порыв окажется напрасным? Но вот жабры задвигались, рыба изогнулась всем телом, ударила хвостом и выскользнула из рук. Спустя мгновение чёрная спина скрылась в глубине.
Я сидел в лодке и смотрел, как по воде разбегались круги... Что, даже спасибо не будет? Вслед за разочарованием наступило прозрение: меня дёшево и цинично обманули! Поверив заманчивым обещаниям, я лишился не только еды, но и правдивой истории о рыболовном трофее. Подняв глаза, я посмотрел в небо. Именно оттуда на головы наивных простачков по идее должно падать счастье. По небесной глади неспешно скользили причудливые фигурки облаков.
А, собственно, зачем мне счастье, которое «по щучьему велению» появится ниоткуда? Разве его не требуется заслужить? Вполне возможно, что если получаешь его на халяву, срабатывает всемирный закон сохранения: вместе с дармовой порцией благодати в жизнь человека проникает эквивалентная по объёму беда. А что, если совершённый мною добрый и почти бескорыстный поступок – и есть счастье? Я доволен тем, что имею в жизни, и лишнее – незаслуженное, не заработанное – может только навредить. Как говорится,  лучшее – враг хорошего! Улыбнувшись и ощутив себя вполне счастливым, я взялся за вёсла и поплыл к берегу…