Благая весть и ночной кошмар

Рыжов Александр Геннадьевич
Ну что ж, приступим. Несколько недель назад я анонсировал цикл предрождественских заметок. Заполним пустующую в русскоязычном сегменте нишу адвентского (не путать с адвентистским) чтения. Попробую до Рождества публиковать каждый день по заметке, связанной с рождественской историей. На первую неделю черновик у меня написан, и так получилось, что весь он посвящен Иосифу.

Все женихи строят планы. Когда я был в таком положении, мне было страшно думать о будущем – где и на что мы будем жить, сколько у нас будет детей, каким я буду главой семьи, общаться с женой – это вообще как?.. Наверняка Иосиф тоже задумывался о будущей жизни с Марией, имел какие-то представления и ожидания, в которых тревога смешивалась с предвосхищением счастья.

И тут все его планы и ожидания были подставлены под угрозу обрушения. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18). Как именно «оказалось»? Иосиф заметил изменение состояния Марии? Она ему рассказала все или часть информации?

Может быть, «оказалось» значит, что Иосиф заметил округление живота, слабость и тошноту и напрямую спросил Марию об этом. Все-таки выражения «оказалось» и «Мария рассказала» отличаются очень сильно. Возможно, Мария исходила из того, что ангел обратил свою весть лично к ней и не велел ей делиться этим с Иосифом. Она могла переживать о том, что Иосиф не поверит ей и скажет «Что ты там придумываешь про каких-то ангелов».

Иосифу к этому моменту ангел еще не явился. У него были только слова Марии, которую он знал довольно слабо – знакомство до брака и познание после свадьбы разные вещи, к тому же у евреев того времени было принято жениху и невесте в год между обручением и свадьбой близко и часто не общаться. А если Мария и рассказала ему все, то этим словам поверить было ох как сложно.

Наверняка Иосиф был шокирован беременностью невесты. Да, этот ребеночек под ее сердцем мог быть не только потомком Давида, но и Сыном Божьим, будущим Избавителем израильского народа, но… Но точно ли это так? Как проверить? А если поверить, не придется ли всю жизнь бороться с сомнением? А люди, что скажут люди? И как правильно поступить по закону Божьему? Для Иосифа это «оказалось» было не радостной вестью, а – вполне возможно – ночным кошмаром.

Он мог как минимум на время почувствовать себя обманутым и преданным Марией. А если это все делает Бог, то Тот ли это Бог, Которого он знал до сих пор, и стоит ли продолжать Ему доверять? Через подобный опыт прошел не только Иосиф. Скажем, Иов, который был факелом, приготовленным для спотыкающихся, история которого стала назиданием для миллионов страдальцев, проходя через свою историю, был вообще в ужасе и глубокой депрессии и выкрикивал в небо такие фразы, которые в Детской Библии не запишешь.

У нас есть фора в две тысячи лет и евангельская история, записанная в полном объеме Матфеем и Лукой. Рождество стало для нас милым рассказом, ассоциирующимся со свечами, хвойным запахом, мандаринами, подарками и мелодией «Тихая ночь». Для Иосифа же эта история была связана с тяжелейшими терзаниями.

Следование Божьим путем не всегда будет для нас легкой и радостной прогулкой. На некоторых развилках возможны ситуации, которые поставят нас в тупик и побудят по-новому искать и познавать Бога. Чудесные Божьи дела, которые станут для кого-то благими вестями, для нас могут быть связаны с большими сомнениями и проблемами.

01.12.2020