Вот откуда жирует церковь

Владмир Пантелеев
   В своей статье «А на самом деле отделена?»  Надежда Мирошникова ссылается на ст.52 конституции СССР  и ныне действующую конституцию РФ, где говорится,  что государство не вмешивается в дела церкви. Возможно,  это так и есть.  Но «вмешательство» следует рассматривать двояко. С одной стороны под «вмешательством» можно понимать совместную хозяйственную деятельность, с другой – контроль за деятельностью церкви со стороны государства, в том числе контроль финансовой деятельности.

  Давайте посмотрим, как на самом деле обстояли дела во взаимоотношениях церкви и государства в советское время, тогда, я думаю, станет понятно, что дало возможность наращивать сегодняшний жирок.


Ст.52 Конституции СССР  1977 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» носила декларативный характер, она была автоматически переписана из сталинской конституции от 5 декабря 1936 года и не соответствовала политическим реалиям, существовавшим в стране в 1977году.

  Ещё в начальный период ВОВ И.В.Сталин и руководство страны обратили внимание на то, что церковь может сыграть не меньшую мобилизующую роль в борьбе с фашизмом, чем партийные органы. На церковь стали смотреть не как на идейного врага, а как на временного союзника. Эти послабления позволили начать в 1943 и закончить в 44 году создание государственного Совета по делам религиозных культов всех религиозных организаций на территории СССР. Возглавляли этот совет штатные работники ОГПУ, а затем КГБ СССР.

  Однако, после завершения войны Совет стал постепенно превращаться в репрессивно-карательный орган по отношению к церкви, особенно это проявилось в последние годы нахождения у власти Н.С.Хрущёва, ратовавшего за полную ликвидацию религии в век начала освоения космоса.

  После снятия Н.С.Хрущёва с руководящих должностей, вышеуказанный совет был ликвидирован и на его месте в 1965 году создан с обновлёнными штатами Совет по делам религий, подчинявшийся Совмину СССР, идеологическому отделу ЦК  КПСС и 4му и 5му управлениям КГБ  СССР.

  Под контроль государства попала кадровая политика религиозных организаций, регистрация их, налогообложение в различных его формах, контроль за деятельностью религиозных учебных заведений.  Взяты на учёт церковные производства: иконописные мастерские, церковные типографии, ателье по пошиву одежды для служителей церкви, цеха по производству церковной утвари, иконостасов, мебели и пр. Их продукцию стали облагать налогом в размере до 70% от стоимости. Это всё относится не только к православной церкви, но и ко всем другим религиям на территории СССР.

  В мае 1980 года издана инструкция: «О порядке учёта и хранения культовых ценностей, являющихся историческими раритетами, находящихся в пользовании религиозных объединений". В качестве раритетов учли также все вещи из драгметаллов и ювелирных камней. Таким образом,  государство стало фактическим совладельцем церковных ценностей.

  Правда, сумму собранных налогов переводили не в бюджет,  а как добровольные пожертвования церкви советскому Комитету защиты мира, Комитету советских женщин и др. общественным организациям гуманитарного толка.  Религиозным организациям  стали возвращать ранее отобранные земли и строения, разрешили проводить некоторые службы в храмах, признанных памятниками архитектуры и ставших музеями, стали выделять, но весьма ограниченно, деньги на восстановление и ремонт церквей, мечетей и соборов, являющихся памятниками архитектуры.
 
  Таким образом утверждать, что советское  «государство не вмешивается в дела церкви», значит выдавать желаемое за действительное, а под  «отделением  от государства»  считать  не участие  церковнослужителей в работе выборных органов управления государством  и в учебно-воспитательном процессе школ и др. учебных заведений, стоявших в советское время на твёрдых позициях атеизма.

  С середины  80х годов в результате предательской деятельности М.Горбачёва и его окружения начался постепенный развал устоев страны. Так 1.10.1990 года был принят закон о «Свободе совести и религиозных организациях СССР», на основании которого 14 ноября 1991 года упразднён Совет по делам религий, просуществовавший с 1965года.

  В девяностые годы произошло некоторое сближение религии и государства.  Мы увидели показную набожность руководителей государства,  были узаконены, как  неотъемлемая часть  нашей жизни, трансляции религиозных праздников государственными телеканалами.  Патриарх и руководители других конфессий и их окружение стали публичными людьми, часто мелькающими на телевидении, радио и в печатных масс медиа, а некоторых,  видели  и сидящими в рядах депутатов различного уровня. Правда, мода на «депутатство» у них прошла, слишком много «грязи» в мирских делах, порочащей их сан.

  Разгорелись жаркие дискуссии по поводу необходимости связи школы с религией. Высказывались самые кардинальные предложения, но сейчас страсти поутихли, когда нашли консенсус в целесообразности лишь изучения «Истории религий».  Стал ли этот предмет сегодня обязательным для школ РФ, не знаю. Но моё личное мнение стоит на том, что нельзя быть культурным образованным человеком, если ты не знаешь:

 греческих, римских или языческих богов древних славян, их имена, легенды о них, их отображение в живописи ( в т.ч. иконах, настенной росписи),  фресках  и скульптуре,  исторические периоды зарождения религий ( в т. ч. азиатских и восточных), территории их распространения, архитектуру храмов, отличие одной веры от другой, главные праздники и обряды, философские, несущие общечеловеческую ценность,  писания религиозных трудов (библии, талмуда, корана и др.) и т.п.  и  т.д.
 
  Нельзя сказать, что между религиозными конфессиями и правительством России нет никаких связей. Они имеются, но касаются в основном международных связей.
  Трудно поверить в то, что строительство новых супер больших соборов и мечетей осуществляется только за счёт церковных денег и пожертвований населения. Ясно, что в этом процессе участвует государство,  и, если глубоко копнуть, не всегда предусмотренным законом путём. Но лично я на это закрываю глаза, слишком много задолжало государство верующим за снесённые, взорванные, отобранные и переоборудованные под другие цели церкви, соборы, монастыри, мечети, начиная с 1917 года,  и фактически по сей день. Как не может считаться законченной война,  пока не похоронен последний солдат, так не может произойти духовное возрождение народа, пока не  восстановлена последняя церковь или мечеть, и  в первую очередь  разрушенные в годы В.О.В.

   В этой связи   кабинету министров России   и главам  всех религиозных конфессий России следовало бы подготовить документы об общей  сумме,  причинённого в годы войны ущерба нашим религиозным организациям, и от имени РПЦ и др. конфессий предъявить этот счёт Германии с её союзниками  во второй мировой войне, являющимися и сейчас её союзниками по НАТО (Венгрии, Румынии, Италии  и пр.)   Иудейские конфессии других европейских стран добились в этом вопросе существенных компенсаций, проявив огромную волю и многолетние усилия.  А разве народы России пострадали от фашизма меньше или нас можно грабить безнаказанно?

  Развал Союза дал нашей церкви «свободу» ,  коммерческий и, порой, криминальный дух которой попал и под купола наших церквей и соборов, опьянив собой и значительную часть её служителей.

  Сегодня церковь становится государством в государстве.  Отсутствие законов, регламентирующих взаимоотношения церкви и государства, ведут к беззаконию и коррупции в среде церковнослужителей.  Расценки за церковные ритуалы и обряды растут до неприличия, прикрываясь отговорками, что, мол, на свадьбу, крестины да похороны деньги всю жизнь раньше копили и на «чёрный день» оставляли. И люди вынуждены платить, ну как близкого верующего хоронить без батюшки.

  Двойные бухгалтерии обычное явление. Как пример, в штатном расписании есть уборщицы и дворники, на которых числятся и получают зарплату  ближайшие родственники настоятеля, а фактическую работу за них постоянно и за ничтожные подношения выполняют богобоязливые старушки-прихожанки. А про рабский труд в монастырях повсюду ходят легенды.

  Подсчёт пожертвований производится без участия комиссии, условие одно : «наверх» должна уйти назначенная сверху сумма. Не от того ли за церковью укрываются новые «Мерседесы» и «ВМW»  церковнослужителей, а на дороге стоят старенькие  «гольфики», «опели» и «копейки» РЯДОВЫХ прихожан.

 Ныне «свечной заводик» перестал быть мечтой только героя «Двенадцати стульев» отца Федора.  Производство и продажа «левой»  церковной и культовой продукции обычное явление.  Недаром в прессе мелькают фото  супер яхты патриарха Кирилла.  Откуда, пусть даже у служителя столь высокого сана, игрушка стоимостью десятки миллионов?  И как ни странно,  никаких опровержений на этот счёт РПЦ не даёт.  Судя по информации в СМИ, просачивающейся в общество, о баснословном обогащении церковной верхушки, и принимая во внимание их более чем хорошие личные контакты с сильными мира сего, напрашивается предположение, что российские олигархи, близкие к когорте высших политиков страны, передают РПЦ "пожертвования" в огромных суммах, которые там переводятся в наличные и делятся между всеми вовлечёнными в процесс "физическими лицами".
 
  Воссоздание государственного связующего, координирующего и контролирующего органа каким был Совет по делам религий задача первостепенной важности для решения вопросов  межнациональных и межрелигиозных отношений в многонациональной России, имущественных, финансово-экономических, производственных и налоговых взаимосвязей церкви и государства. И главное, чтобы положить конец финансовым злоупотреблениям. Необходимо продолжить работу по связям образования и религии, российской истории и религии.

  Нужно взять под госконтроль процесс подготовки кадров в духовных семинариях и академиях, особенно обучающихся за рубежом.  Не секрет, что в ряде мусульманских стран в процессе учёбы студентам навязывают изучение крайне радикальных исламистских взглядов и учений, запрещённых в России. Накачивают идеологией направленной на развал России.  Стремятся прислать к нам проповедников подобного толка.  В условиях отсутствия собственной единой государственной и общенародной идеологии всё это делает нас безоружными перед лицом множественных коварных недругов России.

  Объединив усилия, подкреплённые законом и обоюдными финансами, государство и церковь могли бы решать много полезных и нужных  дел в различных сферах  деятельности. Например:

- организовать историко-религиозный туризм (с проживанием, питанием, транспортом при монастырях и поповских подворьях), используя и развивая  за счёт восстановления свои разрушенные и заброшенные объекты.

- взять под своё попечительство (при женских монастырях) часть детей,  особенно инвалидов, где под индивидуальным присмотром монахинь и (под наблюдением приходящего на работу мирского медперсонала) дети получали бы больше тепла, любви и заботы.

 - При мужских монастырях могли бы создать трудовые профилактории для адаптации к нормальной жизни (после курса лечения) наркоманов, алкоголиков и бывших заключённых, предоставив им жильё со всеми удобствами, питание и работу ( создав какое-нибудь производство) ,  осуществляя этот процесс,  в атмосфере высокой духовности, добра, соучастия и взаимной поддержки.

  -При монастырях организовать дома престарелых (немощных людей требующих ухода).
 
- Содержать за счёт церкви худ.  самодеятельность (различные хоры народного, церковного и исторического толка)  танцевальные  коллективы  детского или народного танца), оркестры народных инструментов (с обучением игры на них детей и взрослых).
 

Все приведённые мною примеры сотрудничества не взяты "с потолка", подобный опыт был широко распространён в царской России, как, кстати, и меценатство.Это лишь УСЛОВНЫЙ  пример того,  как церковь и государство могли бы взаимодействовать во благо народа. При этом не надо забывать, что подобное сотрудничество будет происходить в благодатной среде, ведь все мы знаем  с  каким ТЕРПЕНИЕМ  ТЕПЛОМ и ЛЮБОВЬЮ относятся люди  ИСКРЕННЕ  ВЕРУЮЩИЕ  к окружающим, а это то, что мы за  последние десятилетия так много растеряли в нашем обществе.



  Букулты                Ноябрь 2020 года.


                Владмир  Пантелеев.