Вино от Сталина

Вадим Ирупашев
По отцу я грузин, а по матери русский. Отца своего я не помню.  Развелся он с моей матерью,  когда мне было два года, и уехал в свою Грузию. И долгие годы мы не знали, где он, что с ним и жив ли он.
     И получается, по крови я грузин, а по воспитанию русский. И если и есть во мне что-то грузинское, то только кавказская внешность и фамилия. Как-то мой приятель, человек с большим чувством юмора, назвал меня лжегрузином.  Таковым я и являюсь по сей день. Но когда мне было уже за пятьдесят, вдруг,  загорелся я желанием отыскать своего беглого отца-грузина. Любопытно мне было узнать:  кто он, где все эти годы жил, вспоминал ли обо мне, своем сыне.
     И мне повезло, без особого труда, через справочное бюро города Тбилиси, узнал я адрес отца. Но оказалось, что отца моего на этом свете уже нет, а по этому адресу проживают два его сына, мои сводные братья, со своими семьями и престарелой матерью.
     О моем существовании братья знали, и отнеслись ко мне дружелюбно, и даже пригласили приехать к ним в гости.
     Было это в 1986 году, начало «перестройки», время сложное, но как-то мне удалось собраться в дорогу.
     Всем известно, что грузины славятся своим гостеприимством.  Но я и предположить не мог, что уже в аэропорту Тбилиси меня встретят все мои грузинские родственники.
     И окружили меня братья таким вниманием, какого я и не ожидал: водили по знаменательным местам города, показывали древние храмы, прокатили по знаменитой канатной дороге и даже, попарили в старинной грузинской бане.
     Ну и каждый день грузинское застолье, как же без этого, с бесконечными тостами и песнями.  И за неделю я выпил с братьями столько вина, сколько не выпил за все последние годы, живя в России.
      Много интересного я узнал от моих братьев о нашем отце, талантливом инженере, участнике Великой Отечественной войны, добром и веселом человеке.
     И о нашем дедушке Вахо  мне братья рассказали.
     Родился дедушка Вахо и жил до своей кончины в городе Гори. А всем известно, что в городе Гори родился и провел свое детство Иосиф Джугашвили, будущий великий Сталин.
     И поведали мне братья удивительную историю о детской дружбе нашего дедушки Вахо и Сосо Джугашвили. А Сосо – это уменьшительное от имени Иосиф.
      Я поначалу-то и не поверил братьям, мало ли, подумал, какие фантазии-то могут забрести в голову и от вина, и от желания чем-то удивить дорогого гостя из России. Но, поразмыслив, решил, а почему бы и не быть этой детской дружбе, ведь Вахо и Сосо одногодки, оба из бедных семей и жили они по соседству, да и Гори городок небольшой, и все его жители друг друга знают.
     Долгое время история эта оставалась тайной, и только перед своей смертью дедушка Вахо доверил ее нашему отцу, а он, умирая, открыл семейную тайну сыновьям.
     А братья рассказывали мне о нашем дедушке Вахо, так эмоционально, что порою их и понять было трудно, да еще этот грузинский акцент.
     Но история, которую поведали мне братья, оказалась и впрямь удивительной, и даже какой-то невероятной. И я расскажу ее вам, но уже без эмоций и лишних подробностей.

     Вахо и Сосо родились в один год и жили в соседних домах. Семьи были бедные, у Вахо отец наемный работник у богатых горожан, у Сосо отец сапожник. Ну, и как им было не подружиться. И, как говорится, были они «не разлей вода». А родители только и рады были, видя детей каждый день вместе здоровыми и веселыми. Но, когда детям было по шесть лет, случилось с одним из них несчастье. Как-то играли они рядом с проезжей дорогой, и надо же такому случиться, вылетел из-за поворота фаэтон, и Сосо прямиком попал под его колеса. Казалось бы, произошел несчастный случай. Но родители Сосо обвинили в случившемся Вахо. Якобы, это он и толкнул Сосо под колеса фаэтона.
     А Сосо получил серьезные травмы левой руки и ноги. И если нога быстро заживала, то руку долго лечили, но она гноилась и не поддавалась лечению, и в конце концов высохла. Так и остался Сосо на всю жизнь сухоруким.
     Советские-то люди и не знали об этом физическом изъяне Великого Сталина. А сейчас уж об этом и всем известно.
     И после этого трагического случая родители Сосо воспротивились общению своего сына с Вахо. Но дети, вопреки запрету, продолжали дружить и общаться, хотя все реже и реже. А в девять лет родители отдали Сосо в Горийское духовное училище. И жизненные пути Вахо и Сосо разошлись.
     Прошло много лет. Дедушка Вахо редко вспоминал свои детские годы. А вспоминать о своей детской дружбе с Сосо Джугашвили было и небезопасно. Берия и в Грузии оставил свои кровавые следы.
     Но вспомнить дедушке Вахо о дружбе с Сосо пришлось в 1939 году, в день своего рождения.
     Дедушка Вахо никогда не забудет этот день. Исполнилось ему в этот день 60 лет. Моя бабушка Маквала в кухне готовила скромное угощение к праздничному столу, а дедушка Вахо что-то мастерил во дворе.
     И вдруг, подъехала к дому черная машина, вышли из нее двое в черном, выгрузили из багажника огромную коробку, и вошли с нею во двор. Коробку они передали дедушке Вахо, и, не произнеся ни слова, сели в машину и уехали.
     Когда дедушка Вахо пришел в себя, и открыл коробку, то обнаружил в ней бутылки с вином, а поверх них записку, напечатанную на пишущей машинке: «Поздравляю, Вахо, пей вино, веселись».
     Но дедушке Вахо было уже не до веселья. Он сразу понял, кто были эти молчаливые люди в черном, от кого вино, и от кого записка. Дедушка Вахо спрятал коробку с вином в сарае, записку сжег и никому о случившемся не рассказал.
     Как потом дедушка Вахо признавался, он сильно испугался, но не столько за себя, сколько за сына, который уже жил в Тбилиси и учился в техническом институте на инженера.
     Но ни в предвоенный год, ни в годы войны эти люди больше в дедушкином дворе не появлялись. И дедушка Вахо даже как-то и успокоился, и стал думать, что и вовсе забыл его друг детства Сосо, и что Великому Сталину не до воспоминаний детства.
      Но вождь всех народов Великий Сталин не забыл своего друга детства. И в 1952 году, в день рождения дедушки Вахо, у его дома снова появились молчаливые люди в черном, с вином и запиской. Но записка уже не была поздравительной. Содержание записки было больше похоже на злую иронию или даже на скрытую угрозу: «Ты что-то долго живешь, Вахо, вай-вай, как нехорошо».
     Дедушка Вахо был так напуган, что даже стал думать, уж не скрыться ли ему в каком-либо горном селе. Но, в советское время, это было не просто.
     А пока дедушка Вахо в страхе метался, не зная как обезопасить себя и свою семью, как-то вдруг наступил и 1953 год. И сообщили по радио всем советским людям и всему миру о смерти Великого Сталина.
      Нельзя сказать, чтобы дедушка Вахо обрадовался смерти своего друга детства Сосо, но как потом вспоминал, почувствовал он, как какая-то огромная глыба свалилась с его плеч, и он свободно вздохнул.
     Есть версия, что Сталину помогли умереть его же соратники. А мой дедушка Вахо умер своей смертью в возрасте 81 года.

     Дедушка Вахо хранил присланные ему другом Сосо коробки с вином в сарае, и за все долгие годы не открыл и не выпил ни одной бутылки. Боялся дедушка Вахо отравления. А вино а коробках было известной грузинской марки «Хванчкара». Сейчас-то уж и всем известно, что Хванчкара – это любимое вино товарища Сталина.
     После кончины дедушки Вахо мой отец, уже живший в Тбилиси, перевез коробки с вином на свою новую квартиру. Но имой отец не решался отведать любимого вина Сталина. Так и лежали коробки с вином в чулане, заваленные старым хламом.
     А вот мои братья оказались более смелыми и рисковыми. После кончины отца, они опустошили все коробки. И живы остались. То ли яда в вине и вовсе не было, то ли желудки у моих братьев были крепкими. Но сохранили братья три бутылки, как свидетельство о детской дружбе Вахо и Сосо, как память о нашем дедушке.
     И я был очень тронут, когда братья подарили мне одну из этих бутылок.

     Ушли в прошлое «перестройка», «лихие девяностые», исчез Советский Союз. А в начале двухтысячных, один за другим, мои братья-грузины.
     И вот я один. Где-то в Тбилиси живут мои племянники и племянницы. Возможно, у них уже свои дети. Но они меня не знают. Но храню я, как память о моем дедушке Вахо, и о всех моих грузинских родственниках, бутылку вина Хванчкара, подаренную мне когда-то моими братьями.
     И бывает, так хочется открыть бутылку и выпить бокал любимого вина товарища Сталина…
     Но как-то я и опасаюсь.