Февральские соловьи

Анатолий Объедков
Дверь на улицу никак не открыть, сугроб намело за ночь наравне с крышей. Вся деревня утопает в снегу, Коля – в восторге. Дедушка расчищает проход к колодцу, благо, что он в пяти метрах от избы. Шарик во дворе усердно лает, - приветствует своего хозяина и тоже радуется спокойному утру. На ветвях яблонь повисли пушистые комья снега. Поднимаются из труб дымки, - хозяйки затопили печки. Лошадка с трудом тащит сани вдоль деревни, по самое брюхо утопая в снегу. Возле стожка чиликают воробьи, ждут, когда хозяин разгребет снег и возьмет очередную порцию сена для коровы, обнажив тем самым боковину, где видны пахучие сухие луговые травы. Воробьи склевывают семена, поеживаются и среди них мелькают симпатичные с желтоватым оттенком птички. Это овсянки.
     При виде их у Коли замирает сердце – до чего же они милы, не ругаются между собой и даже дружат с воробьями. Коля идет в сарай, берет несколько пригоршней проса и высыпает перед стожком.
 - Вот вам на завтрак, клюйте, - говорит он им. А они не боятся, с удовольствием подбирают угощение. Просо для них – лакомство в суровые морозные дни. Коля знает, что овсянки еще любят теребить лошадиные «яблоки», склевывая распаренные семена овса. А что брезговать? Голод не тетка…
      В феврале, когда солнце начинает ощутимо прогревать морозный воздух овсянки, сидя на столбах, запевают. Песенки хотя и простые из одного колена, но чрезвычайно мило звучат в полях. Снег ярко искрится, синева заливает весь купол неба, санный след с пучками соломы ослепительно блестит и вдруг раздается: «Дзин –дзин - дзин». Словно маленький колокольчик роняет звуки, которые иногда мелодичны и как бы говорят, что все теперь, хребет зимы сломан и не за горами весна.
      Когда слушаешь эту песенку, то предчувствие перемены в природе не покидает и овсянки в полях самые первые вестники грядущих теплых дней. Их на Тамбовщине называют февральскими соловьями.
     Коля спрашивает:
- Деда, почему их не видно летом?
- Так они отлетают поближе к лесу, к овражкам.
- Зачем?
- Там они выводят птенцов. У нас им оставаться нельзя, - кошки, собаки быстро разыщут гнездо, так как его они вьют на земле где-нибудь под кустиком или  в зарослях травы.
- Дедушка , а тебе нравится как они поют?
- Нравится. Раньше, когда по дорогам ездили тройки с бубенцами, овсянки лучше пели, - они перенимали чистый звук колокольчика, и их можно было заслушаться. Уходили мужики зимой на подработку в город, а их брали с собой, песенки овсянок напоминали им о родном доме, о полевом просторе, помогали скрадывать разлуку с семьей.
- Деда, поймай мне овсянку.
- Да как же я ее поймаю? Нужна сеточка, да и уметь надо ловить. Видишь, как они дружно клюют разные семена.
- Я им просо подсыпаю.
- Ну и молодец! Сейчас им нелегко, подкармливать – это хорошо.
- Деда, они нас не боятся?
- А чего им бояться? Они как люди, все понимают и гостят там, где им лучше всего. Они даже иногда залетают и во двор, где у нас корова с овцами.
   Коля сходил еще раз за просом и посыпал его перед стожком. Овсянки склевывали зерно и посматривали на Колю. Ему казалось, что они молча благодарили его. Снег кругом сверкал и переливался , и было весело смотреть на него.