О Великой Тщательности

Сергей Жанов
Читая древние легенды, рецепты, философию, я невольно обращал внимание на, выделяемый почти во всех источниках, термин «Великая Тщательность».

Когда-то мой Учитель попросил меня покачать колонку, дабы он наполнил бутылку водой. По привычке, я постарался сделать это с максимальной аккуратностью — струйка текла ровно и тонко.

- Хорошее Гунфу — сказал скупой на похвалу Учитель.

Тогда я не понял значения этой фразы, но был счастлив от похвалы Мастера. В другой раз, Учитель попросил молодого ученика о том же. Тот с энтузиазмом кинулся качать колонку — забрызгав себя и Учителя, так и не дав Ему наполнить бутылку из-за слишком непостоянного напора воды.

- Плохое Гунфу — заметил смиренно Учитель.

«Великая Тщательность» и «Мастерство Гунфу» - являются следствием многолетней практики, когда каждый день человек упражняется в одном и том же, каждый день, стараясь сделать то, что он делает, как можно лучше. С годами любое дело, если подходить к нему так, станет медитацией, в которой человек, забыв о прошлом и будущем, всем своим существом сконцентрирован здесь и сейчас, контролируя все мельчайшие детали сложного процесса, отточенного за долгие годы. Со стороны может показаться, что он расслаблен, может даже напевает что-то себе под нос, но… Любой, кто попытается повторить за Мастером Гунфу то, что Он делает — потерпит неудачу. Попытка найти «секреты» Мастера — не увенчиваются успехом, ибо главный секрет — Великая Тщательность — полная осознанность того, что ты делаешь здесь и сейчас, творит волшебство в любом деле.

Тот, кто достиг «Великой Тщательности» в одном, неизменно ко всему будет относиться именно так. В любом, даже самом простом деле, например, приготовлении салата, он будет с величайшей аккуратностью и осознанностью нарезать компоненты и смешивать их, в результате салат, или суп, или любое другое произведение рук Мастера — будет уникальным.

Строгое воспитание в приёмной семье, где за малейшее ослушание или порчу чего-либо, следовало неадекватное по жёсткости наказание — забавно, но в Китайских фильмах про боевые искусства молодых учеников воспитывают в подобной же строгости — с детства привило мне стараться изо всех сил, что бы я не делал. В результате, это настолько вошло в привычку, что я думал, что все люди так же относятся к своему делу.

Позже мне неоднократно пришлось убедится, что это не так. Я благодарен Вселенной, что вырос в приёмной семье, не зная про любовь, заботу, прощение, ибо благодаря этому я познал: «Великую Тщательность».

Её отсутствие — это главная беда современного мира, где за бессмысленным любопытством и огромнейшим потоком информации, люди разучились не то, чтобы «зрить в корень», а зачастую даже творчески мыслить.

Поэтому чудесные изделия или рецепты древности не получается сегодня воспроизвести, ведь абсолютное большинство людей всё делают и относятся ко всему «сойдёт и так», а в рецептах неизменно фигурирует, что надо делать: «С Великой Тщательностью».

* * *