Этнополитические аспекты сотрудничества в ЦА

Равшан Назаров
Этнополитические аспекты сотрудничества в Центральной Азии (ЦА) возможно  всерьёз анализировать лишь при условии рассмотрении их в рамках одного из вариантов «Большой Центральной Азии» (БЦА), т.е. к пяти государствам ЦА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) надо добавить как минимум четыре, наиболее связанных с ними в историческом, культурном, этническом, конфессиональном плане – Азербайджан, Афганистан, Иран и Турцию . В самом широком смысле «Большая ЦА» включает в себя также Пакистан, север Индии (Кашмир), запад Китая (Синьцзян), Монголию, юг Сибири и т.д., но это уже выходит за рамки нашего рассмотрения . Мы ограничимся только девятью вышеназванными государствами .
«Большая ЦА» (в нашем трактовании) представляет собой  прежде всего ирано-тюркский симбиоз двух групп государств:
- ираноязычные государства – Иран, Афганистан, Таджикистан ;
- тюркоязычные государства -  Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, а также Турция и Азербайджан .
Специфика регионального развития  заключается в том, что во всех государствах Большой Центральной Азии имеются этнические меньшинства. Все государства являются полиэтническими. Титульные этносы составляют от  42  %  (Афганистан)  до 92 % (Азербайджан) , соответственно меньшинства – от 8 до 58 %.
Тюркоязычные меньшинства в ираноязычных странах составляют следующие этнические группы:
- Иран – азербайджанцы, туркмены, афшары, кызылбаши, каджары, кашкайцы,  турки,
- Афганистан – узбеки, туркмены, афшары, кызылбаши,
- Таджикистан – узбеки, кыргызы.
Ираноязычные меньшинства в тюркоязычных государствах представляют такие этнические группы как:
- Узбекистан – таджики, иранцы, курды,
- Туркменистан - иранцы, курды, белуджи,
- Казахстан - таджики, курды,
- Кыргызстан -  таджики, курды,
- Азербайджан – иранцы, талыши, таты, курды,
- Турция – курды, иранцы.
Этнические диаспоры должны быть не источником конфликтов, противоречий и разногласий, а фактором укрепления мира и согласия как внутри государств, так и в общерегиональном масштабе .
В этноконфессиональном смысле можно выделить следующую классификацию государств:
- шиитские государства с суннитскими меньшинствами (Азербайджан, Иран ),
- суннитские государства с шиитскими меньшинствами (Афганистан, Турция, Таджикистан),
- суннитские государства с шиитскими и христианскими меньшинствами (Узбекистан, Туркменистан),
- суннитские государства с христианскими меньшинствами (Казахстан, Кыргызстан).
В политическом смысле можно выделить две группы государств:
- постколониальные государства постсоветского пространства,
- государства, всегда сохранявшие (хотя бы формально) свою государственную независимость – Афганистан, Иран, Турция.
В приграничных зонах государств региона БЦА сложилось много субрегионов, представляющих тесное историко-культурное единство:
- Хорасан (восток Ирана, запад Афганистана, юг Туркменистана) ,
- Балх – Бактра - Бактрия  (север Афганистана, юг Узбекистана) ,
- Бадахшан (северо-восток Афганистана, юго-восток Таджикистана) ,
- Ферганская долина (восток Узбекистана, юг Кыргызстана, север Таджикистана) ,
- Семиречье (юго-восток Казахстана, север Кыргызстана) ,
- Хорезм (северо-запад Узбекистана, северо-восток Туркменистана)  и многие другие.
Данные субрегионы на протяжении многих веков были (а во многом – иостаются) территориями сотрудничества народов и культур, и  их потенциал должен быть востребован в современный период.
Народы ЦА связаны друг с другом тысячелетними узами сотрудничества и добрососедства, регион объединяют общие история, религия, культура и традиции .  Находясь в «сердце» Евразии, ЦА  является мостом, соединяющим Европу и Ближний Восток, Южную и Восточную Азию, граничит с Россией  и Китаем.
Регион богат природными ресурсами, здесь накоплен уникальный культурно-цивилизационный потенциал, оказавший определяющее влияние на развитие многих стран и целых регионов .
В то же время в ЦА пересекаются интересы мировых держав, регион примыкает к очагам нестабильности и конфликтов, испытывая на себе влияние  различных процессов, происходящих в ближнем и дальнем зарубежье. Например, один из азербайджанских экспертов отметил: «Иран не та страна, от сотрудничества с которой можно отказаться. Только глупые страны могут отказаться от сотрудничества с большими и богатыми соседями, коим является Иран. Я уже не говорю о том, какие у нас с Ираном родственные связи, общая культура и история. Иран — это мощная региональная держава, и Азербайджану с ней дружить, конечно же, выгодно. Сейчас Иран намерен строить в Азербайджане два промышленных завода, что повысит экспортный потенциал Азербайджана, в стране также откроются рабочие места» .То же самое, наверное, могли бы сказать эксперты и из других стран региона БЦА.
Закономерен вопрос: как будет развиваться ситуация в регионе? По сценарию конфликтов и противостояний или по пути сотрудничества и прогресса?  Будущее большого региона с населением более 250 миллионов человек формируется каждым государством ЦА, а также, в определенной степени, и ближайшими соседями государств региона .
Фундаментом и гарантом его устойчивого развития и процветания являются готовность и искреннее стремление к сотрудничеству, а также ответственность всех центральноазиатских стран за общее будущее.
Узбекистан - сторонник скорейшего разрешения любых разногласий и укрепления доверия. На основе принципов добрососедства и взаимовыгодного партнерства государства  ЦА смогут более эффективно реализовать свой потенциал в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной сферах, в вопросах безопасности и стабильности.
От этого выиграют все – как государства ЦА, так и другие страны . Главная цель – общими усилиями превратить ЦА в стабильный, экономически развитый и процветающий регион.  Для этого необходимо совместно устранить условия и причины, подпитывающие и провоцирующие конфликтный потенциал, обеспечить сопряжение перспектив развития каждого государства с общерегиональными приоритетами .
При  осознании общих приоритетов развития  идет поиск разумных компромиссов по таким вопросам, как:
- решение вопросов, связанных с границами ,
- упорядочивание водопользования ,
- развитие энергетического потенциала ,
- расширение логистики и транспортных коридоров ,
- увеличение объемов торговли ,
- гармонизация межэтнических  отношений ,
- защита окружающей среды .

Узбекистан, Казахстан и Туркменистан в ноябре 2017 г.  подписали Договор о районе точки стыка государственных границ.
Данное соглашение является бессрочным и не подлежит денонсации, что должно послужить укреплению связей  между тремя соседними государствами .
В течение 2016-2018 гг. Узбекистан и Кыргызстан согласовали 85 % общей границы. Фактически решена одна из застарелых проблем .
Расширилось сотрудничество в сфере транспорта. Возобновлено авиасообщение с Таджикистаном. Растут объемы товарооборота, укрепляются связи между приграничными территориями, населенными близкородственными общинами, активизировался культурно-гуманитарный обмен.
ЦА может поделиться опытом региональной интеграции, которая ведет к политической стабильности и процветанию. Имея богатые традиции и многовековую историю культурных обменов, страны ЦА могут сделать значительный вклад в диалог между цивилизациями. Изучая мировой опыт, регион ЦА получает  возможность наводить мосты не только межкультурного диалога, но и решать вопросы внутренней консолидации  центральноазиатских обществ .
Основные перспективы  укрепления  и развития регионального сотрудничества:
1. Развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления региональной кооперации .  Практическим шагом может стать создание Регионального экономического форума - открытой площадке для диалога между бизнес-структурами и обсуждения конкретных проектов торгово-экономического, инвестиционного и инновационного взаимодействия. Неоднократные встречи представителей деловых кругов и ведущих предприятий стран региона позволили заметно экономические связи, увеличить объемы взаимной торговли.  В течение 2017 г. товарооборот  только Узбекистана со странами региона вырос в среднем на 20 %, а с отдельными государствами – до 70 %.
2. Приоритетное внимание уделяется межрегиональному сотрудничеству.  Рассматриваются планы создания  Ассоциации руководителей регионов и бизнес-сообществ государств ЦА. По расчетам ООН, эффективная кооперация стран ЦА могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП минимум в 2 раза. Эти механизмы позволят напрямую задействовать индустриальный, инвестиционный, интеллектуальный потенциал регионов, обеспечив устойчивое развитие всей ЦА.
3. Необходимо более эффективно задействовать транзитно-логистический потенциал региона, обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Странами региона предприняты практические шаги. Туркменистаном и Узбекистаном открыты новые железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб через Амударью . Это важный участок транспортно-транзитного маршрута Узбекистан – Туркменистан – Иран - Оман. Достигнута договоренность о начале строительства железной дороги Узбекистан – Кыргызстан - Китай, проведен пилотный автопробег по данному транспортному коридору. Необходимо принять общерегиональную Программу развития транспортных коммуникаций, провести международную конференцию на тему ЦА в системе международных транспортных коридоров.
4. Углубление практического взаимодействия в целях обеспечения безопасности и стабильности в ЦА. Все страны региона сталкиваются с угрозами терроризма, религиозного экстремизма, транснациональной преступности, наркотрафика.  Эффективное противодействие этим вызовам можно обеспечить сообща, в рамках механизмов практического сотрудничества стран региона.  Необходимо отказаться от деления угроз на «свои и чужие», на деле придерживаться принципа «неделимости региональной безопасности». Важную роль в решении проблемы региональной безопасности, прежде всего в контексте использования инструментов превентивной дипломатии, призвана играть ООН. Необходимо укреплять взаимодействие в рамках механизмов СНГ, ШОС , ОБСЕ, других международных и региональных структур.
5. Перспективы стабильного и устойчивого развития в ЦА неразрывно связаны с достижением мира в соседнем Афганистане. Одна из первоочередных задач – всестороннее содействие интеграции Афганистана в региональные экономические процессы. Это станет важнейшим вкладом в усилия мирового сообщества по обеспечению мирного развития в Афганистане. Узбекистан продолжает активное участие в экономическом восстановлении соседней страны, развитии ее транспортной и энергетической инфраструктуры, подготовке национальных кадров .
6. Приоритетным направлением обеспечения стабильности и устойчивого развития в ЦА является противодействие экстремистской идеологии, под влияние которой попадают молодые люди. ЦА – один из самых «молодых» регионов: молодежь составляет около 60 %. Узбекистан на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь 2017 г.) выступил с инициативами о разработке Конвенции о правах молодежи и принятии специальной резолюции «Просвещение и толерантность». Поддержка этих инициатив странами ЦА может стать мощным сигналом готовности упредить радикализацию взглядов молодежи, обеспечить социальную реабилитацию тех, кто сбился с пути, и вернуть их к нормальной жизни. Наиболее эффективным инструментом противодействия экстремизму является просвещение, прежде всего молодежи, доведение до нее гуманистической сути ислама, истинных ценностей исламской культуры.  Именно поэтому созданы  Международный исследовательский Центр им. Имама Бухари в Самарканде и  Академия  исламской цивилизации в Ташкенте.
7. Окончательное завершение процесса делимитации и демаркации государственных границ в ЦА. Решение  приграничных проблем заложит прочный фундамент для расширения торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества в регионе. Необходимо продолжить совместную работу по решению вопросов, возникающих на переговорах по делимитации государственных границ. Путем учета взаимных интересов, на основе разумных компромиссов и эквивалентного обмена можно разрешить эту важнейшую проблему .
8. Скорейшее урегулирование проблем справедливого водопользования в регионе.  В решении этих вопросов необходимо опираться на международные правовые нормы, которые учитывали бы интересы всех государств региона.  Узбекистан поддерживает проекты конвенций об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья, разработанные ООН.  Объединения усилий также требует решение проблем, связанных с Аральской экологической катастрофой, что является общей задачей . Без соответствующей консолидации как на региональном, так и на международном уровне сложно  выработать адекватные ответы на эти вызовы.  Необходимо активизировать деятельность всех государств Центральноазиатского региона в интересах решения проблем Приаралья, а также в целях привлечения донорского содействия к реализации социально значимых проектов и программ.
9. Необходимо укрепление культурно-гуманитарных связей, отношений дружбы и добрососедства между государствами и народами БЦА. Это одно из главных условий интенсификации регионального сотрудничества в БЦА. В этой связи было бы целесообразным продолжение активного культурно-гуманитарного диалога, регулярное проведение Дней (Недель, Декад, Месячников) национальных культур и творческих мероприятий в странах региона, развитие образовательного и туристического обменов как важнейших инструментов «народной дипломатии». Простое и открытое человеческое общение –  один из  надежных способов укрепить в регионе обстановку дружбы, взаимопонимания и стабильности.
10. Решение актуальных вопросов в ЦА возможно лишь посредством объединения усилий всех стран на основе принципа общей ответственности. Реализации вышеназванных задач могла бы способствовать организация регулярных консультативных встреч глав государств ЦА. В регионе ощущается реальная потребность в совместном поиске путей решения общерегиональных проблем. Необходимо принять специальную резолюцию об укреплении регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, безопасности и устойчивого социально-экономического развития в Центральноазиатском регионе.