Настоящий Плюшкин, кто он?

Алексей Фоминых
На столе, передо мной,  лежит портрет Федора Плюшкина. Мужчина средних лет в сюртуке, с медалями, чем-то напомнил он мне археолога – любителя откопавшего легендарную Трою Генриха Шлимана. Действительно сходство есть и не только внешнее оба успешно занимались коммерцией, и тот и другой были до фанатизма влюблены в историю. О Шлимане знает весь мир. А для нас купец Плюшкин остается все еще личностью загадочной и малоизвестной. И многие все еще думают , что это персонаж из "Мертвых душ" Н.В.Гоголя.Это несправедливо! Федор Плюшкин реальный исторический персонаж.Для того, что бы узнать больше об этом удивительном человеке я отправляюсь в город Псков.
Командировка сулила много открытий и впечатлений. Во-первых, это древнейший город России. Впервые Псков упоминается в летописях в связи со свадьбой славянской девушки Ольги и варяжского князя Игоря в 903 году. Все здесь буквально пропитано древней историей. Псковский кремль-детинец с массивными крепостными башнями. Удивительные фрески византийских изографов 12 века в Мирожском монастыре. Сам город с множеством храмов 14-17 веков это настоящий заповедник русской истории.
Особенно сильное впечатление произвел Псковский краеведческий музей. Находится музей в Поганкиных палатах владениях богатого купца по фамилии Поганкин. Не смотря на такую необычную фамилию купец был не раз отмечен монаршей благодарностью  за сбор податей, и даже удостоился наградного ковша лично от Петра Первого. Каменное здание Поганкиных палат, построено в 1670-е гг. В здании Поганкиных палат располагаются несколько экспозиций, среди них собрание живописи древнего Пскова, прекрасные образцы иконописи 14-17 веков. Так же в Поганкиных палатах располагается коллекция серебра. Здесь меня поразило не только изобилие уникальных предметов русской старины. Экскурсовод,  указывая на древности,  не раз упоминал: «Это экспонат из коллекции известного псковского купца Плюшкина». До этого я знал Плюшкина из курса русской литературы 19 века. И поверьте, персонаж сей вызывал не самые лучшие ассоциации. Сразу замечу что гоголевский «Плюшкин» не имеет абсолютно никакого отношения к нашему герою. Псковский купец Плюшкин ни как не мог стать прототипом героя «Мертвых душ» так как жил в более позднее время, когда это произведение уже было написано Гоголем.
Для того что бы разобраться кто же такой, этот другой Плюшкин, я не стал обращаться к «всезнающему» Интернету , а пошел в библиотеку и нашел подлинные воспоминания о купце Плюшкине, написанные и изданные его потомками. В этой статье будут приведены документы касающегося его удивительной коллекции. Читатели смогут побывать на заседании правительства под председательством П.А. Столыпина, на котором,  обсуждался вопрос будущей судьбы потрясающих сокровищ купца-коллекционера Плюшкина. Мы узнаем,  какую роль в сохранении уникальной коллекции сыграл император Николай II. И в каких музеях, сегодня , можно увидеть древности из частного собрания купца Плюшкина
***

Федор Михайлович Плюшкин родился в Валдае 7 февраля 1837 года в богатой купеческой семье. Его дед вел крупные торговые дела в Новгороде, Пскове, Дерпте, Риге. Торговал с Индией. Отец Федора умер от холеры в 1848 году. Мальчик смог получить только начальное образование. После смерти отца мать достаточно неумело повела дела. Поручилась всем своим состоянием за одного крупного поставщика и когда он не выполнил своих обязательств,  семья Плюшкиных разорилась и потеряла все свое имущество. Мать отдала Федора  в учение к дядьям Николаю и Ивану Плюшкиным. На племянника они смотрели как на обычную прислугу при своей лавке. Поместили его на кухне. Маленький Федя должен был во всем слушаться кухарки, чистить посуду и  быть на «побегушках». Правнук Федора Михайловича Сергей Андреевич Плюшкин так описывает день своего прадеда: «Федя должен был вставать ежедневно в четыре утра, зимой убирать снег и чистить или мести дорожку от парадного крыльца до лавки, ходить в трактир за кипятком и заниматься с покупателями. Самым тяжелым были поездки на ярмарки с извозчиком. Уже взрослым самостоятельным человеком Федор Михайлович не мог без слез вспоминать, что его оставляли ночевать в мороз на возу или в холодных балаганах, в то время как его дяди благодушествовали и гуляли по гостиницам.»
Когда мальчик подрос, его отдали «в люди» в Москву к фабриканту Бутикову. Здесь он дослужился до приказчика,  и хозяин очень ценил расторопного и сообразительного юношу. В Москве Федор пристрастился к книгам и чтению. Но к несчастью в него влюбилась дочь купца Бутикова Наташа. Купец в гневе, отослал Плюшкина обратно в Псков – он не желал родства с бедным молодым человеком.
Положение было отчаянное. Мать и сын бедствовали.  Федор пошел к дяде Николаю, которому в детстве так преданно служил. Он просил небольшую ссуду под залог нехитрого имущества оставшегося от умершего отца. Николай Плюшкин рассвирепел при виде племянника – бросил ему под ноги ассигнацию в 10 рублей и выгнал из дома…
Вот с этих 10 рублей и начинается история «Сокровищ Плюшкина». На дядины деньги Федор накупил, катушек, иголок, мыла, тесемок и многое другое и пошел продавать их по окраинам Пскова. Не раз вспоминал будущий коллекционер как в Прохоровском уезде, он продал товара на целых семьдесят семь копеек! Это был крупный барыш, и юноша радовался, что вырученных денег хватит на покупку нового товара и на обед с матерью.
Через три года у Федора Михайловича был уже скоплен капитал в 100 рублей серебром и он в первый раз отправился за товаром с Петербург.
Торговое дело пошло в гору. В 1859 году Плюшкин открыл галантерейную лавку , пусть небольшую , но свою. Успешные торговые операции позволили Федору Плюшкину в 1870 году в Пскове построить собственный каменный  дом. Федор Михайлович,  в Пскове прошел  путь от мелкого торговца в розницу до крупного оптовика. Помимо торговли, он заинтересовался историей и занялся собиранием различных коллекций.
***
Потомки знаменитого купца не знают,  откуда в нем зародилась страсть к коллекционированию. Вначале она выражалась в довольно курьезных формах. Вместе с хозяевами в новом псковском доме поселились экзотические представители Флоры и Фауны со всего мира. В доме Плюшкиных появилась живая коллекция певчих птиц. Среди уникальных для того времени были колибри, птица кардинал, к пернатому царству позже добавились рыбки. Федор Михайлович завел аквариум с золотыми рыбками–  что для 19 века было настоящей  экзотикой! Страсть разгоралась и вот у Плюшкина уже десять аквариумов с самым разнообразным населением: телескопами, голубым окунем, карасями и даже обыкновенными ершами. В искусно сделанных террариумах копошились черепахи, мелькали юркие ящерицы, извивались домашние ужи и гадюки…
Надо отдать должное супруге коллекционера , его землячке из Валдая Марье Ивановне Шавриной – которая поддерживала все начинания мужа, какими бы они не казались ей необычными. Наверное, в этом и заключался секрет семейного счастья четы Плюшкиных.
Не было отрасли естествознания, которой бы не интересовался Федор Плюшкин. Жажда знания , особенно при том скудном образовании, которое он получил в детстве, была у него поразительной. Первоначально Плюшкин коллекционированием занимался в часы досуга: «для отдохновения от трудов», но постепенно, этот поначалу побочный интерес становится главным делом его жизни и он не изменяет ему уже до самой смерти.
В Пскове Федор Михайлович прожил более пятидесяти лет, в 19 веке этот древний город сохранял еще очень многое из своей исторической жизни. Он уже тогда был своего рода музеем под открытым небом. Неумирающие легенды и предания о великом прошлом, земля насыщенная следами прошедших битв и потрясений,  все это глубоко впиталось в душу и сознание Плюшкина и сделало его настоящим ценителем старины. Вероятно под впечатлением атмосферы древнего города, страстный коллекционер Плюшкин от птичьих клеток , экзотических растений и животных переключается на древности, клады, доспехи, оружие и редкие манускрипты. Большая часть доходов от торговли идет на закупку антиквариата у совершенно разных людей. В то время в Пскове все знали куда обратиться, по какому адресу придти, если тебе в руки попала удивительная  древняя вещица или если ты нашел в поле незнакомую монету. Это был адрес дома Плюшкиных на углу Петропавловской и Архангельской улиц.
Постепенно дом стал превращаться в музей. Древние экспонаты шаг за шагом вытеснили растения и рыбок из залов и комнат просторного строения. Начался новый этап в судьбе Федора Плюшкина. Сегодня ему в особую заслугу ставят спасение многих предметов старины, которые могли бы просто погибнуть от незнания – прежние хозяева их не ценили, многие в последующие годы могли быть вывезены за границу. Деятельность этого коллекционера помогла сохранить от расхищения и уничтожения сотни и тысячи артефактов прошлого.
Год от года музей Федора Михайловича становился богаче и богаче. Его владелец приобретал все, самое интересное, что ему  удавалось найти в лавках букинистов и антикваров, и что к нему  приносили предприимчивые торговцы стариной . Среди прочего конечно попадались и мастерские подделки ,но это были единичные случаи. На древней псковской земле в то время проще было найти клад русских или иноземных монет,  старинные доспехи или древние рукописные книги , чем заниматься их подделкой. Собрание древностей становится популярным – в музей с интересом приходят местные историки, проезжие корреспонденты журналов и газет. Литераторы, чиновники и общественные деятели. Начиная с 1878 года о музее Плюшкина много стали писать в столичных и провинциальных изданиях, шла молва об уникальном русском коллекционере и за границей.
Дом где располагался музей был самой простой , неброской архитектуры. В нижнем его этаже продавали ситцы и сукна, а верхний был отведен под музей. Многие жители Пскова тогда даже не догадывались, что проходят мимо музея. Никакой вывески на доме, в котором находилась одна из выдающихся достопримечательностей Пскова, не было. Только у парадного подъезда выходящего на Архангельскую улицу, была установлена– огромная древняя мортира, с четырьмя каменными ядрами. Лестница, ведущая на второй этаж,  была полностью заставлена предметами старины.
И не только лестница, но и вся передняя, стены всех комнат, от пола до потолка, двери, окна, подоконники, карнизы, стулья, столы и даже печи – все было увешано редкостями, если и без системы, то как отмечали нечастые посетители – с большим вкусом.
В этих лабиринтах времени никто не мог ориентироваться кроме самого хозяина музея. Среди экспонатов были этнографические редкости. Элементы костюмов. Живопись и иконы. Предметы тайных ритуалов масонских лож. Старинное серебро. Редчайшие фолианты и именные императорские указы. Но самой первой и самой любимой коллекцией для Плюшкина всегда оставалось нумизматическое собрание. Именно монеты он начал собирать первыми. Торгуя, Плюшкин как то получил от покупателей в уплату несколько голландских червонцев, так называемых «арапчиков», старинных рублей и других монет. Внесли свой вклад в коллекцию и поселившиеся в Пскове в русско-турецкую войну пленные турки. В основу коллекции легли также древние клады найденные в окрестностях Пскова.  К кладам Федор Михайлович чувствовал особую симпатию и обязательно покупал не только сами клады, но и кубышки, кувшины, сосуды и ларцы в которых они хранились. Нет смысла приводить здесь список всех вещей попавших в собрание псковского коллекционера. Но не могу не перечислить нумизматические редкости,  украшавшие витрины домашнего музея. Итак – внимание!
Нумизматические сокровища Плюшкина хранились в восьмидесяти четырех ящиках!  Было немало античных , древнегреческих и римских монет. Счет русским монетам открывали Сребреники князя Владимира Святого и серебряные гривны в слитках.
Здесь же были представлены и псковские «деньги». Одних только псковских монет периода самостоятельности Пскова насчитывалось несколько сотен. Были в коллекции золотые и серебряные татарские монеты. Восточная нумизматика также была представлена редкостной серебряной монетой чеканенной от имени двух братьев сыновей Чингих-Хана Октая и Джагатая в знак союза и братской дружбы. Сегодня эта монета находится в Государственном Эрмитаже. Серебряные монеты царя Владислава Жигмонтовича, рубли царя Димитрия Иоанновича, так называемого Самозванца или Лжедмитрия. Были монеты Емельяна Пугачева – рубли варварской чеканки. Его же медали «За храбрость». Редкого типа рубли Анны Иоанновны с орлом, обведенным цепью. Редчайшие рубли Иоанна Антоновича известные в единичных экземплярах. «Семейные рубли» императоров с изображением их жен и детей. И как венец сему удивительному перечню редкостей – Константиновский рубль несостоявшегося императора Константина Павловича!
Дополнением к собранию русских монет служила большая коллекция старинных иностранных денег. Китайских, персидских, индийских , чашкообразных византийских монет, а также монет из платины, никеля, фарфора и раковин, кожаных денег и денежных знаков. К концу жизни Федора Плюшкина его нумизматическое собрание включало в себя более ста тысяч экземпляров монет, слитков, жетонов и медалей,  принадлежавших разным эпохам и государствам.
***

Мне удалось найти воспоминания о музее, внука Федора Михайловича Сергея Андреевича Плюшкина. Воспоминания были записаны в 1958 году. Сергей Андреевич в письме к известному исследователю древнерусской архитектуры Галине Владимировне Алферовой сообщает интересные подробности: «Дедушка был с нами внуками не особенно разговорчив (может быть, с нами малышами), он не любил, что бы мы что - нибудь трогали, и мы это свято выполняли. Я был мальчик, но не помню, что бы я рукой до чего-нибудь дотронулся. Я многое рассматривал, вставал иногда на «цыпочки», что бы заглянуть в какую-нибудь витрину, а руки держал всегда по швам. Таких мест куда хотелось бы заглянуть была тьма. – одних только остекленных шкафов и витрин, которые после отправки в Ленинград были переданы в дар Псковскому музею, было 45 штук! Особенно нам, детям нравились две вещи это рюмка с вином (из которой вино не выливалось) и фарфоровый чугунок с картошкой. Мы часто подходили к дедушке и говорили : «Дедушка, покажи нам еще раз картошку». Дедушка это нам доставал и, придерживая рукой,  еще раз показывал. Довольные, мы благодарили его и убегали.»
В этом письме Сергей Андреевич описал и облик своего деда. В доме, который собственно и был музеем ходил он всегда в длинном темном халате и мягких туфлях, тихой бесшумной походкой. Всегда немного сутулился. Большую часть своего времени проводил за письменным столом, рассматривал с помощью большой лупы монеты или другие экспонаты и постоянно ,что то записывал. Когда Плюшкин работал – детворе запрещали шуметь и мешать дедушке. Излюбленным занятием Федора Михайловича была заводка старинных часов,  их у него было великое множество. Он шел из комнаты в комнату , подходил к часам, становился на стул, открывал крышку и заводил часы. Прогуливаясь среди залов от пола и до потолка увешанных экспонатами своего музея, он часто останавливался и подолгу рассматривал ту или иную древность.
Одна из комнат дома особенно пугала внуков Плюшкина. Они назвали ее «Страшною комнатой», она была вся заставлена ангелами, деревянными и каменными идолами, медной старинной посудой и вазами всевозможных форм и расцветок. 
В быту Плюшкин был прижимист и экономен. А  на покупку какой либо редкой вещицы, пусть даже по завышенной цене он тратился с большим энтузиазмом и желанием, так как соблазн приобрести еще один уникальный экспонат был у Плюшкина всегда велик. Как человек Федор Михайлович оставил в Пскове о себе хорошие воспоминания, он  отличался добродушием , соединенным с веселостью и остроумием. Двери своего музея он держал для посетителей всегда открытыми, осмотр сокровищ дозволялся без входной платы, а экскурсоводом выступал всегда сам.
***
Сейчас перенесемся почти за две сотни верст от губернского города Пскова в столицу империи Санкт-Петербург. 6 июня 1911 года на заседании совета министров под председательством Петра Аркадьевича Столыпина обсуждался вопрос о покупке музея Плюшкина. Так важна, оказалась для государства судьба уникальной коллекции псковского купца после его кончины. Покинул этот мир Федор Михайлович 24 апреля 1911 года на семьдесят пятом году жизни. Он скончался тихо в кругу своей многочисленной семьи и среди любимой им старины. Некрологи о кончине Плюшкина были опубликованы во всех российских газетах, в журналах «Нива» , «Русская мысль», «Живая старина» и в других изданиях.
Усердно пополняя свой музей,  Плюшкин не переставал думать о будущем своей коллекции. По его мысли экспонаты не должны быть проданы за границу или разойтись по рукам. Все они должны были попасть в музеи России. Еще при жизни Федора Михайловича были начаты переговоры с музеем имени императора Александра III.
У четы Плюшкиных было пятеро детей. Отец не оставил им большого состояния – так как все деньги уходили на приобретение все новых и новых антиков. И было решено продажей коллекции хоть немного поправить пошатнувшееся материальное положение семьи. Седуя заветам Федора Михайловича, его семья решила продать всю коллекцию государству. За сравнительно скромную цену. Позже в 1922 году в письме к председателю ВЦИК Калинину – по поводу попыток изъять у семьи родительский дом сын Плюшкина Михаил Федорович писал о цене коллекции: «Музей этот , стоивший более 1 000 000 рублей следуя заветам отца мы не продали за границу, а в 1914 году уступили Русскому Правительству за бесценок, т.е. за 100 000 рублей.»
В Псков осенью 1911 года от Музея императора Александра III, была командирована комиссия из 17 экспертов для описи и изучения экспонатов коллекции Плюшкина. Среди них были барон Н.Н. Врангель (живопись и графика), академик Ольденбург (восточные древности), нумизмат А.К. Макаров, ювелир Фаберже, приват-доцент А.А. Спицин (археология и каменный век). Документы комиссии составили папку в 300 листов хранящуюся ныне в ведомственном архиве Государственного Русского музея. Правнук собирателя Сергей Андреевич Плюшкин рассказывает и такой курьезный случай, произошедший при оценке нумизматических фондов: «Древние монеты комиссия оценивала …на вес. За серебряные, назначалась цена в 13 рублей за фунт, за медные 20 рублей за пуд! Некоторые монеты- уники, стоившие сотни рублей, оценивались специалистами по пяти, в лучшем случае, по десяти рублей экземпляр.» Так , радея о государевой казне, высокая комиссия из столицы оценила сокровища Плюшкина всего в 83 000 рублей. При этом заезжий британский антиквар из фирмы «Койэн» осмотрев только три отдела, сразу предложил наследникам 175 000 рублей! Плюшкины отказались от выгодной сделки, ибо хорошо помнили волю отца – не одна вещь из коллекции не должна покинуть пределов Отечества.
Первые сложности с продажей коллекции возникли в 1911 г. Мудрый и дальновидный политик Петр Аркадьевич Столыпин , понимая ценность коллекции Плюшкина настоял на приобретении всех экспонатов за 100 000 рублей серебром для музея им. Императора Александра III. Но осенью того же года Столыпин был убит в Киеве и,  дело о приобретении раритетов Плюшкина застопорилось. Окончательное решение о судьбе музея принял лично император Николай II. В октябре 1913 года журнал «Старые годы» сообщал: «Плюшкинская коллекция приобретена Государем императором за 100 000 рублей  и будет распределена по музеям.»
Но грянула Первая мировая война. В мае 1914 года все содержимое Плюшкинского музея в 300 огромных ящиках было отправлено в Петроград, в музей Александра III. Оплата наследникам так и не состоялась, так как совпала с началом  Первой мировой войны, правительству и казначейству было не до этого, и дело о приобретении музея Плюшкина тянулось до самой революции. Когда монархия в России пала, спрашивать уже было не с кого,  да и некому. Основной помощник отца по музею его младший сын Сергей Федорович, именно он вел переговоры от имени наследников о продаже музея Плюшкина правительству , вернувшись с фронта  в Псков был в 1918 году арестован.  В феврале этого страшного года Сергей Федорович Плюшкин был расстрелян красными в числе 150 известных псковичей. Без кормильца  остались четверо детей…
Денег в итоге наследники Плюшкина никаких так и не получили и фактически, как справедливо пишет Михаил Федорович Плюшкин в горестном письме товарищу Калинину : «Мы пожертвовали Родине всем своим достоянием!».
Что бы оценить вклад Федора Михайловича в сохранение исторического наследия нашей страны, необходимо, пусть даже бегло, познакомиться со списком распределения сокровищ Плюшкина по музеям и научным учреждениям  России. Академия наук получила 572 единицы редчайших рукописей и старопечатных книг. Эрмитаж 599 монет из нумизматической коллекции Плюшкина. Исторический музей около 290 предметов связанных с деятельностью масонских лож. Особенно много древностей получил этнографический отдел Русского музея: церковная археология - 4674 экспонатов, предметы искусства - 232, этнография -2376, история и быт - 1667 экспонатов и это далеко не полный список. Таков вклад в нашу историческую науку потомственного почетного гражданина города Пскова -  Федора Михайловича Плюшкина.  Это удивительный человек, который всего достиг своими усилиями , преодолел все трудности жизни и остался верен своей мечте и своему увлечению. Он создал удивительный частный музей , один из крупнейших в Европе, и фактически подарил России великое множество исторических реликвий,  тайны многих из них все еще не раскрыты!
Это подтверждается и находкой псковских археологов сделанной в сентябре 2016 года в ходе раскопок в историческом центре города Пскова. В подвальном помещении старинного здания, разрушенного в 70-е годы XX века, в развале печи был обнаружен крупный клад . Все предметы находились в шести жестяных банках, отдельно лежали кубок и ковш, заполненные другими предметами. Основной состав клада представлен нумизматической коллекцией, состав которой позволяет проследить историю русской монетной чеканки от XV века до начала XX века. От монет Новгорода, Пскова, Твери, Москвы до монет Николая II. В нумизматической коллекции особое место занимают коронационные рубли. Есть монета Бориса Годунова, монеты Петра I, Петра II и Петра III. Много зарубежных монет, монеты, которые чеканились в России  для денежного обращения Польши. Часть предметов, входящих в состав клада, это государственные награды. Редкие ордена. Среди ценностей есть кубок и два бокала с вензелями Екатерины II. Особое место занимает наградной ковш с имперским гербом и дарственной надписью времен правления Петра Великого. Состав и  тематика предметов кладового комплекса обнаруженного в Пскове позволили историкам предположить, что он имеет непосредственное отношение к коллекции из домашнего музея Федора Михайловича Плюшкина. Будем надеяться это не последняя находка связанная с сокровищами купца Плюшкина –  новые археологические исследования исторического центра города Пскова могут принести еще немало удивительных открытий.
Алексей Фоминых.