Фильмоскоп

Николай Наумкин
Фильмоскоп.
Взрослое население страны наверняка еще помнит то время, когда фильмоскоп занимал в быту то же место какое сейчас занимает телевизор или компьютер. По своему устройству это был простейший аппарат, состоящий всего из трех деталей, который имелся почти в каждом доме. Первым делом, в задней части фильмоскопа стояла лампочка подававшая свет на экран, кроме нее имелся протяжный механизм, в который вставлялся показываемый диафильм, и объектив через который изображение передавалось на экран или просто белый участок стены. Сами диафильмы продавались и хранились в специальных пластиковых или алюминиевых баночках как и сам фильмоскоп в магазине хозяйственных товаров. Чаще всего это были различные сказки, название которых печаталось на бумажной этикетке наклеенной сбоку на баночку. На представленной  фотографии показан классический фильмоскоп и коллекция  диафильмов к нему. 1. Среди всех  произведений продававшихся в хозяйственном магазине, в основном были различные сказки, такие как Колобок, Красная шапочка, Маша и медведь, Теремок, сказка О рыбаке и рыбке, О попе и его работнике Балде или Золотой петушок. Последнюю сказку помнится, чаще всего просили показать собравшиеся на просмотр соседские детишки. Показ обычно шел на стену или вывешенный на ней экран из белой простыни. Диафильм, отпечатанный на метровой длины пленке сперва вставлялся вверх ногами в верхнюю часть протяжного устройства, после чего, оно вместе с установленной в него пленкой, вставлялось в фильмоскоп. Хотя пленка с изображениями находилась в верхней части протяжного механизма вверх ногами, но подсвеченное сзади лампочкой изображение чудесным образом переворачивалось, проходя через объектив и зрителям казалось, словно изображение движется снизу вверх. Сперва, на диафильме появлялась специальная цветная сетка, с помощью которой можно было отрегулировать резкость изображения, выдвигая или наоборот вдвигая объектив внутрь фильмоскопа. На втором кадре диафильма писались фамилии художников принимавших участие в изготовлении сказки. И только третий кадр, обычно красочно раскрашенный нес само название показываемого произведения. Затем на пленке, одно за другим появлялись картинки, иллюстрирующие саму сказку с поясняющим текстом внизу экрана. Обычно на метровой длины пленке было примерно тридцать картинок с титрами в нижней части. Завершался диафильм еще одним кадром, на котором было написано слово конец. Довольно часто, на таких диафильмах использовались всем известные басни, Квартет или Мартышка и очки. Правда в моей личной коллекции таких басен не было, и я впервые увидел подобные диафильмы, когда на фабрике кинопленки после ухода в прошлое фильмоскопов начали сжигать огромные рулоны пленки на которых встречались подобные неразрезанные на отдельные куски сотни диафильмов. Когда такие аппараты были еще востребованы, иногда создавалось впечатление, что на пленке просто напечатаны кадры из какого либо мультфильма дополнительно снабженные поясняющим текстом. Похоже, что это так и было. Если кто помнит сказку о Золотом петушке, самую популярную у зрителей, то там сказочного царя Додона донимали соседи, устраивая постоянные вооруженные набеги на его царство. Затем появился старый звездочет, в высокой остроконечной шляпе, и халате, украшенном многочисленными звездами, который предложил царю отдать золотого петушка который станет охранять границы его государства. На предложение царя купить у него чудесную птицу скопец ответил отказом, взяв с правителя слово, что он выполнит первую его просьбу как свою. Золотой петушок уселся на самом высоком шпиле города, и как только со стороны соседей появлялась опасность поворачивался в ту сторону и расправив крылья кричал, кукареку царствуй лежа на боку. Царь посылал в ту сторону свое войско и предотвращал нашествие врага. На следующей картинке диафильма, помнится были такие слова, и соседи присмирели, воевать уже не смели, таковой им царь Додон дал отпор со всех сторон. От такой жизни царь вскоре естественно обленился, и когда Золотой петушок в очередной раз повернувшись на восток закричал, он послал с войском навстречу врагу своего младшего сына. Несколько дней от него не было вестей а петушок снова забеспокоился повернувшись на восток. Тогда царь посылает навстречу врагу с войском своего старшего сына. На этот раз тоже он не получил от него никаких известий, а когда петушок забеспокоился в третий раз, царь был вынужден сам с войском выступить навстречу непонятному врагу. Три дня войско шло по пустынной земле не встречая неприятеля. Но вот оно дошло до места битвы, где лежали его убитые воины, а в центре поля царь увидел своих мертвых сыновей. Помнится под картинкой изображавшей этот момент были такие строки, в центре поля его дети оба мертвые лежат меч вонзивши друг во друга. Царь сперва опечалился увиденным, но тут распахнулся полог стоявшего посреди поля шатра, и он увидел прекрасную молодую царицу, в полупрозрачных шелковых шароварах, с чалмой на голове к которой крупным драгоценным камнем было прикреплено страусовое перо. Царь естественно сразу же забыл о своих убитых детях, и вошел в шатер, много дней подряд, занимаясь развратом с восточной красавицей. Примерно через неделю, он предложил блуднице стать его женой, и сопровождаемый войском, отправился в коляске к себе домой. Около стен его города, царя встречала радостная толпа жителей, в которой оказался и звездочет подаривший царю петушка. Подойдя к коляске где сидел царь с красавицей он сказал, помнишь царь ты обещал волю первую мою ты исполнишь как свою. Подари ты мне девицу Шемаханскую царицу. На эти слова царь сказал, я конечно обещал, но зачем тебе девица. Звездочет стал настаивать, в своем желании заполучить восточную красотку, на что царь естественно заявил, зря старик ты воду мутишь, ничего ты не получишь. Царь размахнулся своим посохом, и ударил звездочета его круглой рукоятью в лоб. Звездочет естественно рухнул замертво, а царица только рассмеялась, увидев что произошло. Тут петушок, смирно сидевший на шпиле здания сорвался с места и полетел к царской коляске. Подлетев к коляске он клюнул царя в темя от чего тот сразу помер. На последнем кадре диафильма, была показана как раз эта сцена, а снизу шла надпись, а царица вдруг пропала, словно вовсе не бывала. На последнем кадре диафильма, во весь экран красовалась надпись конец.
  Использованные материалы.
Фильмоскоп, фото из интернета.