Беларусь. Выбор, которого нет

Елена Лях
На фото: Президент выступает на митинге в его поддержку.
                Минск, пл. Независимости, 16 августа 2020.




После того, как сегодня через наш тихий двор в спальном районе Минска впервые прошла колонна «змагароў» под БЧБ-флагами, выкрикивая и скандируя (я открыла окно на шум, прислушиваясь) вроде «Поднимайтесь, города,/ революции – ура!», «Идёт война священная…», «…Война…».

«ВОЙНА» было главным словом колонны. Слово «война» должно было «застолбиться» в сознании выглянувшего в окно обывателя, расслабленного ленивым воскресным днём. И на фоне двора – тихого, будто замершего в полудреме, покрытого первым снежком, с детской площадкой с горкой, песочницей, качелями – жутко было слышать слово «война», повторяемое взвинченными женскими и пьяными мужскими голосами. Сработал эффект неожиданности и диссонанса. «Они накликАют войну!» – подумалось с оттенком невольного ужаса…

«Протест радикализируется… Они уже идут во дворы, завтра они придут в квартиры – в ваши квартиры», сказал Президент, обращаясь к членам правительства на совещании…
Если осмеливаются уже ходить по дворам агрессивно настроенные простые «протестуны» (вот кого надо переубеждать!), то что говорить о сознательно действующих членах вражеского координационного совета и сотоварищи, сидевших (-ящих) в СИЗО,  куда Президент под влиянием речей «правильного» оппозиционера Воскресенского приезжал «бороться за каждого» белоруса! А потом из стен СИЗО просочилась якобы конфиденциальная инфа в СМИ, кажется со слов «правильного» Воскресенского, что, мол, Президент поклялся (?!) им в том, что это его последний срок. Поклялся детьми…  И они теперь ловят его на слове…

Не надо было туда ходить, они – не те, за кого следует бороться. И не надо было ничего им обещать и клясться (это задевает его единомышленников – тех, кто голосует за него с 1994-го). Они, эти «верховные» сидельцы, – из тех, кто «всегда был таким», как сам Президент сказал о Латушко.

Он поклялся?.. А ведь только он и может удержать страну от срыва в пропасть! И он это знает. Как знает это абсолютное большинство белорусов, пассивно, казалось бы, наблюдающих у экранов и в интернете за растеканием грязной пены по Минску, которая шипит и пузырится, и вспучивается, оскалив клыки, и принимает уже бойцовскую стойку, впрочем, скудея и высыхая…

Этих надо не убеждать – поздно. А идти в контратаку и уничтожать – не буквально лишать жизни, а привлекать к ответу по всей строгости закона государства, на хребте которого они сидят и которое пытаются уничтожить вместе с… собой. Кто хотел – уже убеждён за 26 лет.

Хотя вредителей на этом временнОм пути было много – начиная со скрытых «инакомыслящих», окопавшихся в профильных институтах НАН Беларуси, клепавших втихую учебники для студентов, выковывая и «молодую национальную совесть» будущих протестов, и пятую колонну с эмигрантским сознанием – по сути инструмент борьбы Запада с гос.властью РБ (на сегодня из Института истории уволены 7 историков плюс 5 уволились в знак солидарности; большинство работало по ист. периоду ВКЛ и Речи Посполитой).

Вползала контра тихой сапой
В учебники, потом в мозги,
В Сети опутывала слабых,
В час судьбоносный показав клыки.   http://proza.ru/2020/09/02/25
 
…И заканчивая взлелеянной Президентом IT-сферой, развивавшейся почему-то вдали от гос.идеологии, как нетронутый анклав, государство в государстве, троянский конь, скрывавший до поры в своём чреве «элиту» с откровенной уже претензией на власть…

Президент пережил многое, особенно в первое время после выборов. Это было потрясение. Ожог души. Шок. Страдание и немые слёзы. Это чувствовалось. Это передавалось непостижимым образом. Было по-настоящему больно за него… Всё это я ощутила ещё острее тогда, 16 августа, на митинге его сторонников на площади Независимости в Минске – спустя неделю после выборов…

Площадь под красно-зелёными знамёнами колыхалась волнением в августовском полуденном зное. Президент на трибуне то и дело промокал платком вспотевшее лицо. В какой-то момент его речи из охраны двинулся к нему человек со стаканом воды. Коля, сын Президента, в тёмном костюме и чёрных очках, всё это время стоявший сбоку, у памятника В.И.Ленину, лицом к митингу, потянулся перехватить стакан и самому поднести оратору. Человек из охраны, сделав отстраняющий жест, понёс стакан с водой на трибуну Президенту, забывшему в пылу эмоционального выступления и о себе, и обо всех рядом, – от него реально исходили энергетические волны, накрывавшие и рядом стоявших, среди которых в десяти шагах от Президента была и я, и весь митинг, и всю площадь с прилегающим пространством.
Президент так и не прикоснулся к стакану с водой…

Тогда в конце этого неожиданного для всех выступления у Дома правительства Президент на словах «и помните: я никогда вас не предавал, никогда! И я вас никогда не предам!», а именно на слове «никогда», выбросил вперед – со всей мощью, энергично – руку с указательным пальцем, совсем как Фидель, в площадь, будто исторг из груди клятву, ткнув ею каждого в отдельности и всю многотысячную аудиторию разом, обязав каждого отныне нести ответственность за свои действия после этого пламенного признания в верности…

И вот сегодня, спустя почти четыре месяца с той судьбоносной даты – 9 августа, исчерпав все доводы и убеждения, представив факты (обнародование 27.11.2020 данных спецслужб с высказываниями политиков Чехии, стран Балтии, Польши о готовности не только к организации саботажа, голода в Беларуси, но к прямым военным действиям на территории РБ) и глядя на продолжающиеся (как об стенку горох) по сей день акции загипнотизированных «свядомых», Президент говорит:
 
«…Мы это уже проходили… Но если народ хочет еще спустя четверть века пройти это, пусть пройдет. Но цена ошибки очень высока. <…> Мы ведь можем потерять свою независимость. Нас снова могут разделить на клочки. <…> …Я прихожу к выводу, что наша продвинутая молодежь, особенно студенты, должны разобраться в этом сами… Если они на своей шкуре это не прочувствуют сейчас… образуется нарыв, который когда-нибудь прорвет. <…> Я сторонник того, чтобы белорусский народ определил свою судьбу сам, даже, с моей точки зрения, ошибочно определил, но он должен это пройти».*
  «…Белорусский народ должен пройти то, что он должен пройти»**.

А я думаю, что не народ должен ценой потерь и новой крови прийти к осознанию ценности того, что имеет и теряет, нет! Повторения уже не будет.
А Президент должен, научившись на горьком опыте сегодняшнего дня, осмыслить суть проблемы, которая, как ни крути, лежит в сфере ИДЕОЛОГИИ.
И вот тут, казалось бы, надо определиться с самой идеологией и провозгласить: ориентированы ли мы на социалистический путь, в основе которого – передовое учение Маркса-Ленина, встав на плечи дедов и отцов, их завоеваний, оплаченных кровью, и продолжая путь свободного развития, или мы следуем какому-то другому непонятному пути, совместив социализм с рынком и производя «ни мышонка, ни лягушку, а неведому зверушку» в облике потерявшей берега, зарвавшейся спесивой буржуазии с перевёрнутым сознанием, поставившей само развитие на службу себе.

Вот в какой плоскости лежит суть настоящего выбора! Ан нет. Выбор этот умозрительный. Потому что выбора и нет. А есть реалии. Ведь мы – одни в окружении капиталистических стран, России в том числе. Если бы после развала Союза, когда слово «коммунистический» было почти ругательным, Президент открыто и прямо заявил о верности социалистическому пути, нас бы немедленно уничтожили.
Когда-то Фидель сказал: «Если бы мы победили в тот день, 26 июля 1953 года (штурм Монкады. - Прим. Е.Л.), нас бы сейчас здесь не было. Международное соотношение сил в 1953 году не позволило бы нам выстоять. Сталин умер совсем недавно, в марте 1953 года, – и тройка, которая пришла после него, не предоставила бы Кубе той помощи, которую дал ей Хрущёв, скажем, семь лет спустя, когда Советский Союз если и не мог ещё сравняться с Соединёнными Штатами, но уже обладал экономической и военной мощью»***.

Надо было приспосабливаться, выживать и набираться сил. Поэтому не нам судить Президента и говорить об «ошибках». Для белорусов, проголосовавших за сохранение Союза, это были обстоятельства непреодолимой силы – уход России в капитализм. Белорусы как могли пытались и сохранить завещанное отцами, лучшее из достигнутого в СССР, и вписаться в «международное соотношение сил», словами Фиделя, чтобы не быть уничтоженными. Это надо понимать. А сегодня – честно об этом сказать. Да Президент и говорит!

Думаю, неопределённость будет сохраняться, пока… пока не изменится что-то в России. Президент будет стараться, наученный опытом и извлечёнными уроками. И никто его никуда не отпустит ещё очень долго – он предан народу и стране, он здоров, он сильный государственник, порядочный человек, мужественный воин и брат России. Что ещё нужно!!

За битого двух небитых дают, говорят в народе. Не потому ли наш битый, прошедший огонь и воду и оставшийся верен своим убеждениям, ставший матёрым политиком и государственником Батька, которому некогда открывал закулисную правду мировой истории сам Фидель, – как кость в горле хозяевам мира?!

 И прав он тысячу раз, предупредив белорусов на том митинге 16 августа: «Помните: загубите – не Лукашенко – загубите первого Президента, это будет началом вашего конца!».
 
Впереди трудные времена, это чувствуют все. Поэтому надо сплачиваться внутри страны вокруг настоящего лидера нации, а не ходить по дворам с призывами рубить сук, на котором сидишь, и надо солидаризоваться с братскими народами, чтобы элементарно  в ы ж и т ь,  а не быть уничтоженными поодиночке.


                ***

*13.11.2020. Интервью политическим обозревателям Беларуси и зарубежья (Беларусь, Россия, Украина, Молдова, Казахстан).

**27.11.2020. Посещение 6-й городской клинической больницы Минска.

***Кастро Ф., Рамоне И. Фидель Кастро. Моя жизнь. Биография на два голоса. М., 2009, с. 626.