Транспортный коллапс в Новокузнецке случился

Лев Агни
Транспортный коллапс в городе случился. Или «кто виноват?» и «что делать?»

Во первых строках своего письма хотелось бы особо поблагодарить Сергея Николаевича Кузнецова, мэра Новокузнецка, за его неустанные заботы о горожанах, за то, как он всё более и более усложняет им жизнь и их существование. Транспортный коллапс в городе случился. Ведь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что из воздуха в короткие сроки не могут материализоваться ни автобусы, ни водители, ни отлаженная электронная система по сбору денежных средств. Только администрации города не понятно. Ибо думать, как давно уже ясно, там некому и нечем.


Как мы писали ранее: «Каким образом новый перевозчик сможет в авральном режиме набрать требуемое количество автобусов и водителей, чтобы это не сказалось отрицательным образом на количестве единиц автотранспорта и на увеличении ожидания их на остановках, — остается загадкой». Сегодня, 18 ноября, как свидетельствуют сообщения горожан, водители новых автобусов не знают город, не знают своих маршрутов, их практиковали на одних маршрутных линиях, но затем в срочном порядке перебрасывают на другие. Бардак в организации под названием «Питеравто». Почему я не удивлен, зная из отзывов в интернете про эту фирму? Процитирую еще раз небольшой фрагмент из прошлого: «Я сомневаюсь, что новому перевозчику сразу удастся все поменять в лучшую сторону, что в часы пик не будет возникать давки в автобусах и их не станут брать на абордаж, как в конце 80-х — начале 90-х годов». И снова я сомневаюсь, что ситуацию в ближайшие дни удастся изменить в лучшую сторону. Как сообщается, в городе не хватает порядка сотни автобусов, а это значит, что надо набирать новых водителей, а откуда их брать? Привозить иногородних, которых снова надо обучать и знакомить с маршрутами Новокузнецка! Каким нужно быть недалеким человеком, чтобы не понимать таких элементарных вещей и сваливать всю вину за промах в первый день начала транспортной реформы в городе на перевозчика и на неполадки в электронных системах! Что мешало нашим управленцам сперва думать, а потом делать?! Думать о том, что начало реформы падает на начало зимы (обычно в середине ноября наступает зимняя погода и падает снег, который уже не тает), на холодное время года. Думать о том, что сперва надо обкатать новые маршруты: выбрать несколько направлений в городе и уже затем смотреть, что получится, взвесить все «за» и «против», о чем мы писали ранее. Но, нет, наш мэр, как обычно, считает себя умнее всех остальных, особенно умнее тех, кто долго живет в городе, живет его проблемами и пользуется общественным транспортом (в отличие от некоторых индивидуумов). Мэр бил себя в грудь, что пресловутых пазиков больше не будет, однако пазики появились, и в них собирали деньги по-прежнему, как на частных маршрутках по 25 рублей. Балаболили, балаболили, да невыбалоболили. Забалоболились.


Слушая наших соловьев от администрации, в особенности, самого главного соловья, который заботится о безопасности пассажиров и, соответственно, о безопасности горожан, выдумывая транспортную реформу,  то так ли уж надежны новые автобусы, если их собирают в спешке и в первый день работы они выходят из строя? Что будет с новыми автобусами через месяц и через полгода, не представляют ли они опасности для пассажиров и для всех окружающих? На мой взгляд, это не праздные вопросы. Вот что пишет Независимая газета за 10 ноября сего года по поводу удлиненных «Волгабасов», которые еще не успели толком пройти испытания на заводе: «Чтобы успеть, заводу нужно совершить чудо. Или город рискует еще больше, если производитель поставит наспех сделанные сразу после сертификации автобусы, на которых из-за вот такого подхода будет просто опасно ездить». В той же статье говорится об опыте поставок «Волгабасов» в Пермь: «город заказал автобусы у «Волгабаса», а в итоге получил их не вовремя - причем настолько не вовремя, что потратившись на новую технику, был вынужден понести дополнительные расходы на аренду других автобусов у столичного «Мосгортанса». «Волгабас» же с большим опозданием отгрузил, по информации СМИ, недоукомплектованные автобусы». По некоторым данным до половины из них имели технические дефекты и внешние повреждения. Заключительные слова в статье 18 ноября выглядят пророческими: «Учитывая печальный опыт городов, уже столкнувшихся с проблемами «Волгабаса», администрации Новокузнецка, наверное, пора всерьез задуматься, где бы подстелить соломки. Возможно, пора придумать какой-то план Б. Ведь сроки поджимают, проблем у «Волгабаса» меньше не становится, а между тем жителям города надо на чем-то добираться на работу. Может быть, пора присматривать транспорт в аренду, как Перми. Ну или быть готовыми к транспортному коллапсу и ярости горожан, когда те замерзнут на остановках, так и не дождавшись обещанного нового транспорта».
Зато на сайте министерства транспорта Кузбасса в радужных тонах говорится о проводимой в Новокузнецке транспортной реформе (материал от 29 июля 2020 г.). В нем, в частности, сообщается: «Позитивные изменения от проводимой реформы жители города смогут ощутить уже в ноябре текущего года, когда на усовершенствованную маршрутную сеть выйдет полностью обновленный современный общественный транспорт». О да, мы в полной мере ощутили позитивные изменения на ноябрьском морозе!
Если хочешь, чтобы предприятие обанкротилось, отдай его годика на два в муниципальное владение. Эффективные манагеры, –  к гадалке не ходи,  – оптимизируют его и приведут в надлежащее ненадлежащее состояние. Вот и сейчас, забрали у частных перевозчиков собираемую ими (и весьма приличную!) кассу с пассажиров. Система частных и муниципальных пассажирских перевозок худо-бедно, но справлялась. Теперь управленцы различных уровней с очень липкими ладошками ждут не дождутся праздника. Сколько финансов потечет через чьи-то ручки! Сам Остап Бендер, наверное, не додумался бы до таких грандиозных прожектов. Ведь столько открывается возможностей для распила золотых гирь! И всегда можно под разными надуманными предлогами поднимать цены на проездной билет. Чиновнику ли не разваливать мало-мальски работающую и отлаженную систему! В этом деле он дока.
Вину за транспортный коллапс мэр переложил на фирму Питеравто. Данный перевозчик действительно виноват, ибо взял на себя обязательства, которые не мог выполнить. Так и администрация города в лице мэра (и все тех, кто стоит за ним на более высоком уровне) виновата в том, что решила рубить с плеча – упразднить частный и муниципальный общественный автотранспорт, поставив перед перевозчиком невыполнимые условия. Даже, если бы «Волгобасы» успели поступить к нам в срок, то неизвестно в каком состоянии они бы к нам добрались. Как говорится, делали «тяп-ляп», лишь бы успеть выполнить заказ в указанные сроки.  Между тем, водителей автобусов в городе не хватало раньше, не хватает и сейчас. Каким образом собираются власти города и перевозчик решать данную проблему с 1 февраля 2021 г., поскольку, как стало известно, иногородним водителям выгодно  работать до конца января следующего года, после чего тариф оплаты за час работы резко снизится? Видно, власти города так торопились соорудить для себя кормушку, что забыли про самые главные проблемы и то, каким образом проводить транспортную реформу. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить. Личные интересы и свои амбиции, мэр поставил выше общественных интересов, выше удобства и безопасности горожан. Ну что ж, пускай мэр спросит свою совесть и, возможно, извлечет из всего урок.


Закончить статью хотелось теми же словами, что и в одной из предыдущей статьи на тему транспортной реформы: «прежде чем начинать серьезные реформы, следует хорошенько подумать. В серьезном деле требуется серьезный и взвешенный подход. Пока есть время, можно частично обкатать новые маршруты, учесть ошибки, оценить положительные и отрицательные стороны. Ведь при такой спешке в реформировании транспортной системы города ошибки и недоучеты неизбежно возникнут. А за ошибки власти, как известно, расплачивается простой обыватель, то есть горожанин. Когда мы сперва начнем думать, прежде чем что-то делать?».

18 ноября 2020