Кофейный бум

Валентина Катюжинская
Я никогда не забуду эту приключенческую историю, которая произошла с нами в годы перестройки. Её главными героями стали мы и наши замечательные соседи. Мы жили на одной улице, напротив друг друга. Ближе к нам – Володя и Надя с двумя детками – дошколятами. Чуть дальше – пенсионерка тётя Лиля с холостым сыном - Русланом. У нас тоже два маленьких сына, одному два годика, а другому пять. Наверное, вы все помните 1992 год, когда цены на товары и продукты менялись каждую неделю. Прилавки магазинов стали пустыми, исчезло буквально всё, как бабушка пошептала. Благосостояние людей ухудшалось с каждым днём, деньги ничего не стоили, а жить как – то надо было. И в это трудное время мы с мужем и наши соседи умудрялись строить себе дома. Конечно же, мы строили их своими руками. Но денег всё равно не хватало и мы во многом себе отказывали. Тем более я в то время сидела дома с маленькими детьми. Жить приходилось на одну зарплату мужа. Подспорьем нам был огород, где мы выращивали картошку и другие овощи. Худо ли бедно, но к зиме в нашем сарае хрюкали два больших кабана. Ещё мы держали кур, уток и гусей. Может быть, благодаря этому, мы и выживали в такое нестабильное время.  О нарядах я вообще не мечтала, денег с трудом хватало на семью.
Декабрь в тот год выдался не холодный, наши полушубки висели в шкафу, а мы ходили в демисезонных куртках. И вот, когда до Нового года оставалось три дня, соседка Надя похвасталась мне, что Володя со своим братом провернули маленький бизнес. Брат Володи был женат на казашке, а у неё в Гурьеве жила близкая родня. Братья поехали в город Гурьев, остановились в квартире родственников, купили в магазине по мешку зелёного кофе и привезли домой, на Кубань. Ещё Надежда  рассказала, как она жарила кофе в духовке, и уже чёрный кофе был продан во много раз дороже купленного, зелёного.
- Через два дня Володя с братом снова поедут за кофе в Гурьев. – сообщила Надя, – деньги на Новый год нужны, на подарки и на застолье.
- Ещё бы - согласилась я - я бы тоже не отказалась подзаработать.
Дома я уже не могла думать ни о чём другом, как о кофе. Через три дня Новый год, а денег нет, мужу дали зарплату каштановым мёдом и куриными яйцами.
- Витя, ну давай поедем за кофе. Заработаем хорошие деньги - уговаривала я.
- А ты уверена, что сможешь продать его? С нас такие торгаши…
- Уверена! Посмотри, на прилавках давно нет кофе, а местные, крымские татары, без него жить не могут, поехали. Я уверена, его будут охотно брать.
 Уговаривать мужа долго не пришлось, он сразу согласился на эту авантюру. Заняв у маминой соседки денег, мы оставили детей у «тёщи» и поехали в «коммерческую» командировку. В Краснодаре купили билеты до Волгограда и в путь!
Вагон нам попался «мягкий», полки верхние, так что ехали мы с комфортом.  Я всю дорогу смотрела в окно на раскинувшиеся вокруг степи. Они напомнили мне мое детство, проведённое в Казахстане. Вот уж не сравнить нашу местность в предгорьях Новороссийска, утопающую в лесах. Чем дальше мы отъезжали от дома, тем тревожнее становилось у меня на душе. Соседи по купе играли в карты, а мы с мужем дремали на своих местах. Вошедшая проводница объявила о прибытии в город герой Волгоград. Уже через пять минут мы вошли на вокзал. У кассы на Гурьев была большая очередь. Заняв её, муж побежал в буфет за пирожками, а я осталась. За мной сразу же выстроилась очередь. Видимо люди тоже приехали сюда на нашем поезде.
Очередь двигалась медленно, но шумно. В преддверии Нового года, люди спешили успеть добраться домой. Одни возвращались из гостей, а другие наоборот, ехали в гости. И только мы, как неприкаянные, ехали в неизвестность. В ожидании мужа я немного приуныла и впервые засомневалась в нужности этой поездки. В одном только была я спокойна - я еду на мою Родину в Казахстан. Я родилась на юге, в городе Алма -Ата, какой же это красивый город! Окружённый Заилийским хребтом, он весь утопает в зелени. Эти мысли успокаивали меня, ведь я еду домой, к казахам, которых очень хорошо знаю и уважаю за их гостеприимство, простоту и доброту.
- Бери пирожки, вкусные - Витя открыл большой пакет с пирожками.- я разных купил ; с картошкой, с капустой и мясом. Нам до самого Гурьева хватит.
Пирожки и в самом деле были вкусные. Очередь зашевелилась - стал принимать второй кассир, мы приближались к кассе.
- Ой, посмотри Руслан, куртка как у Вали, голубая.- услышала я за спиной голос соседки тети Лили.
- А я и есть Валя - повернулась я и увидела тетю Лилю с сыном и его другом.
- Вы тоже в Гурьев, за кофе? - спросила тётя Лиля.
- Нет, мы за двенадцатью стульями,- пошутил мой муж, куда же ещё! Моя жена так загорелась быстро разбогатеть, что мне ничего не оставалось, как согласиться. А вон и Володя с братом подошёл, видите?
Все повернулись к концу очереди. Володя заулыбался, увидев у кассы всех соседей. Картина маслом - новоиспечённые бизнесмены тайно едут по одному и тому же делу, в точности, как в рассказе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
Говорить особо было не о чем, а о кофе тем более неудобно. Купив билеты, все не сговариваясь, ринулись к поезду. Нас распределили по разным вагонам. «Лежачих» мест не было, плацкартный вагон битком «набит» людьми.  Рядом с нами сидели три мужчины и одна женщина – казашка. Я обратила внимание, что в вагоне много казахов. Поначалу было тихо, видно каждый думал о чём – то своём. Но долгая дорога делает своё дело и совсем скоро в вагоне стоял гвалт. Мы познакомились с женщиной – казашкой. Она рассказала, что работает завучем в школе.  А когда узнала, что я родилась и выросла в Казахстане, так вообще даже предложила в случае трудностей обратиться к ней и дала свой адрес. На душе стало теплее – вот они, наши казахи - подумала я. Но уже через пару минут я была в шоке, от увиденного и услышанного.
На противоположной от нас стороне, сначала спорили, а потом перешли на ругань русский парень и молодая казашка. Казашка кричала, что Казахстан для казахов. А парень доказывал ей, что русские помогали осваивать Казахстан.
- Русские, строили города и поднимали целину, а теперь стали изгоями. Если бы не мы, вы до сих пор жили бы в юртах.- старался перекричать её парень.
- А кто вас просил помогать нам? – истерично возражала женщина – нам и в юртах хорошо жилось, зато мы были хозяевами своей страны, а не вы.
 В какой – то момент их скандал перешёл в драку. Молодой парень – казах, бросился с ножом в руке,чтобы  защитить казашку. Началась такая потасовка, что в ней участвовала почти половина пассажиров. Нож отобрали, а парню скрутили руки и увели. Наконец в вагоне наступила полная тишина, которая не нарушалась до самого Гурьева. Все люди были подавлены произошедшим.  Мой ошеломлённый муж шепнул мне в ухо:
- Это твой хвалёный Казахстан? Да они же нас ненавидят. Мне уже не хочется туда ехать.
- Но я же не знала, что после распада страны такое творится - оправдывалась я.
– Мы в семьдесят седьмом уехали, тогда все дружно жили.
Говори не говори, а назад уже поздно сворачивать.  Проводница громко объявила:
- Город Гурьев, приехали, выходим не спеша.
Багажа у нас не было, поэтому мы выбрались из вагона быстро. Сразу же почувствовали сильный холод. От мороза нос щипало, наши тонкие куртки совсем не грели.
- Что же ты не сказала, что надо шубы надеть? – недовольно высказался муж.
- Я забыла, что в Казахстане зима холоднее - снова оправдалась я.
По дороге к вокзалу нас догнал Володя с братом и тётя Лиля с сыном.
- Сейчас через вокзал выйдете к остановке и садитесь в автобус, который идёт в центр города. – обратился Володя ко всем - Там, на месте и определитесь. Кофе продаётся и в магазинах и в кафе.
Подошёл первый автобус, и Володя с братом уехали на нём.  Тётя Лиля повернулась к нам и как отрезала:
- Каждый ищет кофе сам, нам в одну сторону, а вам в другую. – сказав это, они с сыном и другом сели в следующий автобус и уехали.
Мы остались одни в чужом городе. Пошёл сильный снег. Сквозь его пелену ничего не было видно. Начавшийся сильный ветер пронизывал нас насквозь. К остановке потихоньку подходили люди, в основном женщины.  Автобуса всё не было.  Я, сквозь потоки снега, вглядывалась в лица людей. Рядом со мной стояла казашка в длинной чёрной шубе и меховой шапке, из под которой выглядывало большое, круглое лицо в очках.
- Скажите, пожалуйста, автобусы к центру города часто ходят? А то мы уже полчаса стоим, замёрзли совсем.
Мой вопрос повис в воздухе. Женщина окинула нас с мужем недружелюбным взглядом и отвернулась.  Мне не хотелось верить, в такое недружелюбие. Я задала этот же вопрос другой женщине. В ответ, такой же испепеляющий взгляд - мол, понаехали сюда. Я совсем упала духом, неужели это могло случиться с моим Казахстаном? В этот момент я так пожалела, что не успела выучить казахский язык. Его преподавали в нашей школе только в четвёртом классе, а жаль, как бы он сейчас мне пригодился. Мысленно повторяла,  терезе- окно, устел - стол, мектеп – школа, он ведь легко запоминается, казахский язык.
- Автобус! – муж схватил меня за локоть и потащил к двери автобуса. Он был уже переполнен и нам пришлось ехать стоя. Я снова внимательно оглядывала пассажиров. Ни одного европейского лица. Куда все подевались? Казалось, что мы попали на другую планету, где её обитатели знают русский язык, но не хотят на нём говорить. Постепенно мы согрелись, и я уже не паниковала. В конце – концов, не навсегда же мы сюда приехали. Закупим кофе и к ночи отправимся домой.  Мой взгляд устремился в окно, сквозь которое мелькал зимний Гурьев.
- Ты заметила - шепнул мне муж,- деревьев почти нет, одни многоэтажные дома в снегу. Такое ощущение, что мы по кругу ездим.
Наш автобус стал переезжать мост через красивую, широкую реку.
- Спроси у вон того деда, как река называется - снова шепнул мне муж.
Я хоть и боялась спрашивать, но всё же осмелилась:
Дедушка, ответьте, пожалуйста, как эта река называется?
Дед – казах, удивлённо посмотрел на меня,- «Урал, однако».
Мне стало стыдно, я покраснела так, что уши стали гореть, как я могла этого не знать?  Но в то же время было радостно, всё же старенький дедушка ответил мне, на русском языке. Вот он, из тех казахов, которых я знала и уважала. Не то, что эти молодые националисты.
У самого уха услышала тихий хохот. Это мой муж Витя умирал со смеху, что так разыграл меня.  Вот гад!
Тем временем автобус прибыл в центр города, и мы сразу направились на центральный рынок. Обошли все магазины на рынке, кофе нигде не было. Ответ был везде один и тот же:
 – Кофе ещё вчера отправили обратно, на склад, для последующей переоценки. После Нового года опять появится в продаже, но уже по новой цене.
Продавщица в последнем магазине дала нам совет -
- А вы пройдите пешком, через пару кварталов есть ещё магазины и Кафе, спросите, может быть, там есть.
Что делать, мы с мужем отправились искать дальше. Дорога показалась длинной, мы так промёрзли, что я сквозь дрожь не могла сказать ни слова. Проходя мимо многоквартирного дома, мы увидели в его первом этаже овощной ларёк. Не сговариваясь, свернули, чтобы погреться.  Войдя внутрь, подошли к отопительной батарее, стараясь согреться.  Молодая казашка за прилавком медленно отпускала покупателей и недовольно смотрела на нас. Обслужив двух покупателей – казашек, она пропустила двух русских женщин и обратилась к очередной казашке:
- А вам что?
Очередь была большая, но она обслуживала только казахов. Одна русская женщина не смолчала:
- Вы нас даже обслуживать не хотите, а ведь мы этот город строили, он нам родной. Продавщица не обращала внимания и продолжала обслуживать только казахов. Нам стало неприятно оставаться там, и мы снова вышли на мороз.  Я держала мужа под руку, чтобы хоть как – то согреться, мои зубы стучали как барабанные палочки. Я смотрела на идущих нам навстречу людей и вдруг увидела молодую пару. Они так же как и мы шли под руку. С виду похожи на немцев, их очень много проживало в Казахстане, многие из них уже уехали в Германию. Обрадовавшись такой удаче, я собралась спросить их, где можно купить «зелёный» кофе.
Но поравнявшись с ними, я вдруг, замёрзшими и дрожащими губами спросила:
- Вы не знаете, где продаются солёные сапоги?
Супруги посмотрели на меня как на больную и оторопели. Я, поняв, что ляпнула глупость, рванула мужа за рукав и потянула дальше.  Всю оставшуюся дорогу мы смеялись так, что даже разогрелись. И откуда взялись эти солёные сапоги? Видно хорошо промёрзла, раз не соображаю, что говорю.
Наконец то, мы добрались до последних магазинов, где продавался зелёные кофе. Но и там его не было.
- Всё, хватит с меня твоего Казахстана - категорично сказал муж. - едем на вокзал, разбогатели…
- Ну, подожди, я ещё в последнее Кафе зайду, а вдруг? – умоляла я.
- Ладно, иди, чем чёрт не шутит - согласился муж.
В Кафе за кассой сидела пожилая, дородная казашка. Её волосы были собраны в большую шишку на голове. Она смотрела на меня сквозь очки вопрошающим взглядом. После недолгого разговора, стало понятно, что кофе забрали на склад. Я объяснила ей свою ситуацию, что приехала издалека и мне очень нужно закупить кофе. Потом рассказала ей, что родилась и выросла в Казахстане, и она смягчилась:
- Хорошо, приходите завтра, утром, я позвоню на склад, и они подвезут мешок кофе. Завтра последний рабочий день, а сейчас уже всё закрыто. Переночуйте в гостинице, у нас их пять штук по городу.
Поблагодарив её, я радостно выскочила на улицу, чтобы обрадовать мужа.
- Переночуем в тепле, а завтра закупим кофе и на вокзал. До Нового года дома будем. – радостно сообщила я.
- Нет уж, я не буду ночевать в гостинице. Насмотрелся уже, как здесь к нам относятся. Ты доверяешь ей? Вот я не доверяю. Помнишь, наш сосед ездил за запчастями на свою родину, в Джамбул. Чем всё закончилось? Год тюрьмы получил, вернулся худой, как «кащей бессмертный». Мы придём завтра, а вместо кофе нас арестуют, у нас же нет документов на закупку кофе. Едем на вокзал.
Я была полностью с ним согласна. В уме пробежала мысль – не жили богато и привыкать не стоит. Пока добрались до вокзала, стемнело. Вокзал был красивый, двухэтажный. Мы сразу же купили билеты на десять вечера и уселись в мягкие кресла. Примерно через час, в двери вокзала вошла наша соседка тётя Лиля. Увидев нас, обрадовалась, но подозрительно спросила:
- Вы купили кофе?
И облегчённо вздохнула, узнав, что и мы потерпели фиаско.
- А Руслан с другом остались, чтобы завтра резину на машину друга купить. Хорошо, что я с вами поеду, а не одна.
Её место оказалось рядом с нашими местами и мы, втроём, отправились обратно, домой.
Не зря говорят, что дорога домой самая близкая. «Лежачих» мест в вагоне не было, но мы устроились на полках для багажа, приговаривая при этом, что ночью лучше плохо лежать, чем хорошо сидеть. Тётя Лиля полночи играла в карты с соседями по купе, а мы дремали, под их негромкий разговор.
На другой день поезд прибыл в Волгоград. Тётя Лиля предложила мне прогуляться на местный рынок. Я неохотно согласилась, на улице был гололёд. Но, что делать, вместе легче преодолевать гололедицу.
- Валя - сказала она мне по дороге - мы сейчас купим здесь товар, а дома сдадим дороже в комиссионку и оправдаем дорогу.
 Тётя Лиля всю жизнь занималась торговлей и знала в ней толк. Я сразу согласилась, мне же ещё деньги возвращать надо, которые занимала у соседки. Базар был многолюдным, чего там только не было. Я ничего не понимала в торговле и полностью полагалась на тётю Лилю. После небольшого обхода мы подошли к палатке с шариковыми дезодорантами. Цена на них была по три рубля штука. Торговец, армянин, старательно расхваливал их, предлагая понюхать. Мне они не понравились ни видом, ни запахом и я шепнула соседке об этом на ухо.
- Ты что, они в нашей комиссионке по пятнадцать улетят. Сама подумай – навар в пять раз. Хоть дорогу оправдаем.
Тётя Лиля купила упаковку в пятьдесят штук. Я же, подумав, что нас двое, решила взять в три раза больше.
- Ничего себе, сколько набрала, а говорила, ничего в торговле не понимаешь.
- Нам же за двоих надо дорогу оправдывать.- улыбалась я.
Время летело быстро и совсем скоро мы прибыли в Краснодар. Купив билеты на электричку, все трое отправились в зал ожидания.
- Я, пойду, прогуляюсь, посмотри за моими вещами.- попросила меня соседка.
Но уже через десять минут она вернулась и попросила занять ей денег. На мой вопрос, что она хочет купить ответила – секрет. Ещё через минут десять я увидела её с большим пакетом в руках.
- Вот, смотри, я резиновых кукол купила, они тоже будут стоить в пять раз дороже.- похвасталась она.
- А что же вы меня с собой не взяли? Я тоже хочу их купить, где они продаются.
- Да, здесь, прямо на вокзале, в ларьке.
Посоветовавшись с мужем, я тоже купила этих кукол. Не успели мы скупиться, как в громкоговоритель объявили:
- Поезд, Краснодар – Новороссийск, отправляется со второго пути.
Ну, вот и всё – сказала я вслух - наше путешествие почти закончилось!
Электричка была переполнена, ещё бы, канун Нового года. Какое счастье, мы успели на Новый год, встретим его с детьми и родными. Домой прибыли в полночь, за детьми не пошли, они уже давно спали. Утром я встретила тётю Лилю, она сразу же мне сказала:
- Валя, давай договоримся. Я сегодня сдам свой товар в комиссионку, а ты через месяц. Пусть сначала мой продадут. Хорошо?
- Хорошо тётя Лиля, я подожду.
После этого разговора прошёл месяц. И одним прекрасным, солнечным днём, тётя Лиля похвасталась мне, что её товар продался весь, в пять раз дороже, по пятнадцать рублей за штуку.
- Теперь ты можешь сдать свой товар, Валя.- довольная собой разрешила она.
Еще через месяц она спросила меня:
- Ну что Валюша, продали твои дезодоранты с куклами?
- Да тётя Лиля, продали.
- По какой цене?
- По двадцать пять.
- ?????????
- А чему вы удивляетесь, тётя Лиля. Каждую неделю цены растут.  Вы же просили меня подождать, я подождала, а цены за это время выросли.
Соседка расстроилась, поняв свой промах, но тут же взяла себя в руки и сказала:
- Не были богатыми, и начинать не стоит. А ты слышала, Володя таки привёз мешок кофе.
- Я рада за него, они с женой такие труженики, дом строят и детки маленькие.
Много лет прошло с тех пор. Давно уже нет в живых Володи. В доме Володи и Нади сейчас живут другие люди. Тётя Лиля недавно умерла. Наша улица опустела, хотя на ней поселились новые соседи.  А я, всё чаще вспоминаю то время, трудное, запутанное, нестабильное.  Но в нём были живы мои родные – Мама, брат Саша и сестрёнка Катя. Были живы наши замечательные соседи.  Мир, как то незаметно опустел, оставив в душе одни воспоминания и горечь потерь. И только одно радует, что растёт новое поколение - наши дети и внуки!  И дай Бог им жить в мире и радости, без войн и бед. А остальное – мелочи.
Будем жить!