Явление

Александр Потапов 8
25. Явление
Мир постоянно меняется, что-то уходит в прошлое, приходит что-то новое. Двигаясь в ногу со временем, мы не успеваем увидеть всё то, что было создано человеком за много веков, создавалось самой Вселенной. В погоне за счастьем люди остаются одни. До своей цели добираются не все. Познавая беды и радости, мы находим что-то своё. Законы Вселенной нас ограничивают в выборе, который нам предлагают без выбора. Неважно, в каком городе мы живём, в большом или маленьком, потеря близкого человека переживается одинаково. Когда мы теряем дорогих людей, то мы как будто и сами пропадаем из виду, становимся замкнутыми, больше молчим и словно приведения ходим по свету. Яркие краски превращаются в одно большое тёмное пятно. Зима лишь усиливает это состояние.
Лёгкий белый снег укрывал ветки деревьев, стоящие машины на парковке. Приближался старый Новый год. В одном из пригородов шла мимо могилок, еле волоча ноги по снегу, одинокая женщина, одетая в траурный наряд. Она остановилась рядом с одной.
Сметая голой рукой снег с могилки, она еле слышно бормотала:
– Если бы можно было всё вернуть назад, я бы прожила совсем другую жизнь. Как же больно терять собственных детей. Прости меня, сынок, мне очень жаль, что меня не было рядом. Как я виновата перед тобой. Я знаю, что ты обижался на меня и никогда не простишь.
Неподалёку стояла часовня. Святой отец чистил снег с крыльца и дорожки к входу. Он обратил внимание на эту женщину, отложил свои дела и пошёл в её сторону.
– Доброе утро. Можно спросить, за что Вы так себя терзаете?
Женщина обернулась и молча посмотрела ему в глаза:
– Скажите мне, святой отец, разве справедливо, что Бог забирает у меня самое дорогое?
Он немного помолчал и ответил:
– А Вы всегда были добры и справедливы к своим детям? Не осуждайте других, тогда и Вас некому будет осудить за Ваши поступки. Я понимаю Вашу утрату, но жизнь – это путь, по которому нужно идти с любовью к каждому живому существу. Все мы грешны перед Господом. Наши мысли, слова, поведение. Так всё-таки, за что Вы себя вините? Я выслушаю Ваш рассказ, и возможно мы вместе найдём выход.
– Поздно об этом говорить. Я сама виновата во всём. Даже когда я знала, что я неправа, я всё равно обвиняла во всём своих близких. Я хочу одного, чтобы он меня простил.
Святой отец посмотрел на женщину, потом обратил внимание на могилу, рядом с которой она стояла, и спросил у неё:
– Как Вас зовут?
– Зинаида. Вся моя жизнь была потрачена впустую. Скандалы и ссоры. Сейчас я это понимаю. Что я хотела доказать? Ничего не имеет смысла. Горе мне, горе. Пришла на могилу, а даже не знаю, где схоронен сынок. Хожу кругами и не могу найти его.
– Вам нужно покаяться. Я за Вас помолюсь. – Святой отец достал носовой платок, наклонился к могиле, взял горсть земли и завернул в платок.
– Я ехала сюда, чтобы сказать «прости». Я перед ним очень виновата. Он нуждался в моей защите. Я не могу простить себе этого.
Святой отец стал читать молитву. Через несколько минут он пошёл в часовню, чтобы взять свечу и кадило. Когда он вернулся, снег на могиле был ровным и белым, будто его никто и не сметал. Он огляделся вокруг и увидел женщину в траурном наряде, которая шла в его сторону.
Она остановилась рядом с той самой могилой и снова запричитала:
– Если бы можно было всё вернуть назад, я бы прожила совсем другую жизнь. Как же больно терять собственных детей. Прости меня, сынок, мне очень жаль, что меня не было рядом. Как я виновата перед тобой. Я знаю, что ты обижался на меня и никогда не простишь.
Она словно не замечала святого отца, а он продолжил читать молитву, добавляя в конце «...рабу свою Зинаиду». Так незаметно время приблизилось к полудню. Люди с цветами медленно шли по снежным аллеям.
Человек средних лет подошёл к святому отцу и спросил у него:
– Добрый день, я могу чем-нибудь помочь?
– Добрый день. Вы пришли к своим родным?
– Да. К своему младшему брату Сергею и к своей маме Зинаиде. Брата не стало ещё в 2000-м, а мама погибла в автокатастрофе неделю назад. Мы её толком не отпевали. Работа, сами понимаете, отнимает много времени. А как Вы узнали? Что Вас именно сюда привело?
– Я просто делаю свою работу, – произнёс святой отец и продолжил отпевать Зинаиду.
Константин, так звали мужчину, смёл с могилки снег и положил красные гвоздики на плиту, потом подошёл к соседней и сказал:
– Ну привет, братишка. Я гостинцев принёс. Тебе в честь праздника рюмашку налью. Мне так тебя не хватает. Всегда вспоминаю тот день, когда мы ходили в гости к Машке. Она, кстати, в больницу попала. Вроде всё обошлось. Врачи говорят, что жить будет. Я всегда злился на маму за тот день, теперь, когда её не стало, понимаю, какие мы все были слепые и глупые. Мы всё-таки семья, и все трудности должны были преодолевать вместе. Ну да ладно, что было, то было. Да и ты не обижайся на мать. Каждый живёт, как умеет.
Константин налил полстакана водки и выпил. Оставшуюся на донышке жидкость он разделил между мамой и братом и вылил на землю рядом с их могилами.
Святой отец закончил ритуальное отпевание, затем подошёл к Константину:
– Простите ещё раз за то, что так вышло. Я делал то, что посчитал нужным. Души людей – это всегда сложно. Всем после смерти нужен покой. Тяжело терять любимых и родных людей. Они, как и мы, просят понимания, а кто не находит, вечно блуждает по свету с обидами, в первую очередь, на себя.
– Всё в порядке. Спасибо Вам большое. В этом мире есть добро и зло, и границы такие тонкие между ними. Сейчас я понимаю, что ценить нужно живых людей и говорить им, как они дороги, как их любят.
Святой отец присел рядом с Константином и сказал:
– Господь даёт ношу всем по силам его, а не в наказание, чтобы разжечь свет непоколебимой веры в Него. Все мы проходим свои испытания. Научиться прощать и отпускать, пожалуй, самое сложное. Я помолюсь за Ваших близких, чтобы они обрели покой.
Константин достал из сумки бутылку водки и снова налил себе в стакан, оставшуюся часть в бутылке разлил на обе могилки. Незаметно стало вечереть. В свете фонарей снова засеребрился снег. Константин поправил цветы, смёл вновь выпавший снег с могилок, махнул рукой святому отцу и медленно зашагал в сторону городских огней. Женщина больше не появлялась на могиле, а мужчина простил и обрёл покой.
21.09.2020 год