Здесь и сейчас

Роман Дудин
    По большому счёту людей можно разбить на два типа: предрасположенных к симбиозу и предрасположенных к паразитизму. Различить их можно по тому, что первые пытаются жить за счёт принесения другим пользы, а другие процветать за счёт нанесения вреда. Но есть ещё и ещё одно отличие, первые больше озадачиваются тем, что будет в перспективе, вторых в первую очередь волнует то, что здесь и сейчас.
    Фокусировка интересов на временным и сиюминутном и у паразитических элементов обусловлена самой природой вещей: закономерности этого мира заставляют подстраивать свои потребности под реалии. Например: что бы ответила бы раковая опухоль, если бы она умела думать и говорить, на вопрос, что она собирается делать, когда убьёт носящий её организм? «Отстань от меня и не мешай мне жить! Не мешай мне жрать, и не мешай мне расти, и не мешай мне радоваться жизни. А если ты хочешь лишить меня этого, значит, ты враг, а врага слушать нельзя!» – вот что она бы ответила. Потому, что выбрала путь паразитизма, а паразит не любит думать об определённых вещах.
    Аналогичные явления можно наблюдать и в человеческом обществе: например, может быть так, что враг нападает на феодально раздробленную страну, а феодалы не спешат объединяться. И даже более того, некоторые из них могут запросто продолжать вести между собой междоусобицы. Победить врага сегодня и получить какой-то выигрыш им важнее, чем сохранить все свои достижения завтра.
    Возникает вопрос: а что ты будешь делать, когда завтра подойдёт захватчик к твоим границам – как ты будешь отбивать его один, остатками своего войска, потрёпанного сегодняшними боями? Для кого ты трофеи собираешь – для иноземного захватчика? А это как-то не очень волнует одержимых алчностью: о завтрашних проблемах мы будем думать завтра, а сегодня не мешай ему предаваться вожделению победы.
    Схожие составляющие можно увидеть и в психологии всяких коррупционеров, занятых всяческими распилами и разворовываниями целого и коллективного. Но более наглядные примеры можно найти порой и составе всего общества. Например, на протяжении многовековой истории общество может исповедовать религию, грозящую страшной карой за определённые грехи, и всё равно продолжать творить всё то, что как раз и запрещает эта религия. И при этом вполне искренне (вроде как) верить в положения этой религии, и всё равно не останавливаться, и в большинстве своём продолжать делать всё то, за что обозначено наказание, несоизмеримое с теми выгодами, за которые оно грозит. Только с уточнением, что наказание наступит после какого-то страшного суда, который будет… э-э-э…точно не известно, когда, ну в общем не скоро ещё по ходу дела, но обязательно будет.
    Возникает вопрос: так если все так верят в конечную неотвратимость наказания, есть вполне понимают несопоставимость того, что они берут от жизни и чем придётся за это заплатить, то почему это не останавливает? А предрасположенные к паразитическому образу жизни не очень восприимчивы к тому, что будет потом. Они живут здесь и сейчас. А потом хоть потоп.
    Поэтому если где-то какая-то сила хочет бороться с паразитизмом, то запугивать их порядком, который «рано или поздно» обязательно всех их поймает и неминуемо привлечёт их к ответственности каждого, не самое эффективное решение. Более эффективен будет порядок, который сможет давить их «здесь и сейчас».