Счастливый человек 13

Нина Джос
     начало http://proza.ru/2014/07/25/762
 
    Если быть до конца правдивой, признаюсь - бабушка Нина рассказывала, что во время войны воровала продукты из столовой. Хозяйка дома, где они квартировали, Лидия Григорьевна, была беременная, а после родила седьмого ребёнка. Все голодали. Дети сидели голые на печи, когда мать стирала и сушила одежду - единственную у каждого из детей. В войну люди обносились и каждая тряпка была большой ценностью.
 
   За женщинами, работавшими в столовой, зорко следили сотрудники НКВД и за воровство могли сослать в лагеря или даже расстрелять. Женщины люто ненавидели работников госбезопасности, называли их "жирными котами" и возмущались, что те не воюют на фронте, как их мужья, а отсиживаются в тылу.
 
    Однажды зимой Нина украла в столовой кусочек сала, грамм четыреста, чтобы отнести голодным соседским детям. Она привязала сало на верёвку и закрепила на поясе под юбкой. Работу закончили в полночь. Накинув пальто и шерстяной платок, Нина вышла из тёплой столовой в темноту морозной ночи. Снег хрустел под ногами. На улице было тихо и пустынно, ни людей ни собак.

    - Я провожу вас до дома, - услыхала она за спиной зловещий мужской голос. Это был сотрудник НКВД. Видимо что-то учуял...

    - Спасибо. Я дойду сама, - ответила похолодевшая от страха женщина.
 
    - Нет, я хочу проводить! - настойчиво повторил мужчина.

    Они шли молча по обледеневшей дорожке между высокими сугробами и тут Нина почувствовала, как верёвка развязалась и кусок сала упал на снег. Нина откинула сало ногой и пошла вперёд, но мрачный попутчик уже увидел, как из под юбки что-то упало. Он нагнулся и подобрал сало.
 
    - Это что??? - он ткнул свою находку Нине под нос, сурово глядя несчастной женщине в глаза. Но не случайно Нина была прирождённой актрисой! Она смело смотрела в лицо преследователю - ни один мускул не дрогнул на её красивом лице!
 
    - Не знаю, наверное собаки обронили... - женщина изобразила на лице
 недоумение.
 
    - Наверное...собаки, - с насмешкой процедил он, - Ха! А ты смелая! Ладно уж! Живи! - НКВД-шник спрятал сало за пазуху и растворился в ночной темноте. У Нины едва не подкосились ноги от страха. Не помнила, как дошла до дома, где ждала голодная дочь. Лида топила печку и читала книги при свете от пламени в топке. Книги уносили ребёнка в удивительный мир, полный чудес и приключений. Туда, где не было голода, войны и разрухи.
 
    Ещё несколько дней Нина ждала ареста, но к счастью, пронесло. Таскала продукты из столовой не только она одна. Другие сотрудницы тоже подкармливали своих близких, рискую собственной жизнью. Такова правда о той войне.
 
    Женщины в столовой были очень дружны - их сплотила общая беда, желание выжить и сохранить жизнь детям, дождаться мужей с фронта. Нина близко подружилась с кондитером Блюмой - еврейкой из Белоруссии, от которой научилась готовить цимес и фаршированную рыбу-фиш, печь вкусное печенье и торт Наполеон. Она всегда восхищалась еврейской кухней и меня учила готовить такие блюда. 

    Война медленно шла к концу. Новости с фронта обнадёживали и те, кто ещё не получил похоронки, ждали возвращения любимых и дорогих мужчин. 
 
    Тот ДЕНЬ Победы 1945 года, был днём всенародного ликования. Люди кричали, обнимались, пели песни. На дворе стояла весна и казалось, сама природа ликует и празднует окончание страшной войны. 
 
    Вскоре после Победы вернулся с фронта Николай - страшно худой, с впалыми щеками и испорченными цингой зубами. Но  живой! А это главное - были бы кости, а мясо наростёт! - так говорили женщины в те годы. Жизнь налаживалась - народ был полон энтузиазма восстановить разрушенную страну. Семья стала готовиться к отъезду из Режа.

    Николая, как морского офицера, направили служить в Таллин. Нина уволилась из столовой и прощалась с подругами. Больше всех огорчилась их отъездом квартирная хозяйка - Лидия Григорьевна. Она со слезами провожала бывших жильцов на поезд.
 
    - Ниночка, дорогая, чует моё сердце, что больше я тебя никогда не увижу! - причитала женщина. Она ещё долго бежала за поездом и махала рукой, пока состав не скрылся из вида. Напророчила. Больше они никогда не встретились и дальнейшая судьба этой семьи нам неизвестна.
 
    А впереди была неведомая Эстония...
 
      продолжение http://proza.ru/2020/12/02/800