Бабушка

Людмила Васильева Владиленовна
           " Жалеть - значит любить ", - так говорила моя бабушка. Её тепло согревало
 всю семью. Именно тепло духовное, значительное, важное, что впитываешь с детства и
 навсегда. Тепло любящих рук, объятий, прикосновений... то, что постоянно ощущаешь и
 даже не задумываешься, что может быть иначе.

           Набегавшись с подружками, наигравшись, влетаешь во двор, а бабушка или
 цветами занимается, или перебирает фасоль к ужину, потому что обед готов и она ожидает
 меня. Бабушка, как пристань, как спасение от всех сомнений и невзгод. Уткнёшься в её
 велюровую бордовую, до боли знакомую, безрукавку, протёртую на её пышной груди и
 заштопанную двумя кружочками, и всё... время остановилось. Этот запах меня умиротворял.
 А она погладит мои растрепавшиеся волосы, скажет доброе слово или не очень, когда нужно
 пожурить за дело и понимаешь это, становится легко... лишь вздохнёшь вместе с ней
 единым вздохом и как спокойная чистая река, потекла жизнь дальше.

           Но вот бабушка заболела. Ей сделали операцию после которой её парализовало.
 Наступили трудные времена. Мама попала в больницу и трёхмесячный мой братик был
 определён в Дом ребёнка. Папа отправил меня на всё лето в пионерский лагерь в Анапу.
 На папе и дедушке теперь лежала огромная забота. Отец работал и разрывался между Домом
 ребёнка и больницей. Дедушка орудовал на кухне, пришлось стать "поваром". Он ухаживал
 за бабушкой. Позже приехала тётя Надя, папина сестра, и взяла на себя обязанности кухни.

           А я из пионерского лагеря писала "душераздирающие письма" с мольбой (так потом
 их оценила мама).
         " Мамочка, пожалуйста, возьми меня отсюда, я не могу здесь уже, я плачу...   
 буду полы мыть каждый день и варить борщ, который ты меня научила готовить, только
 забери меня..."
           Трудно было вытерпеть длинную разлуку с родными домашней девочке. Да и слишком
 была мала, чтобы понять всю тяжесть положения в котором мы оказались.

           Наступил сентябрь, начались школьные занятия. Через некоторое время всё стало
 налаживаться. Вернулась мама с братиком. Папа выдержал успешно жизненный экзамен. Пройдя
 всю войну, добрый, благородный мой отец, делал всё возможное, чтобы поставить на ноги
 семью. Помогал выхаживать новорождённого единственного сына, которого он очень любил и
 верил в лучшее. Помогал он всем. Бабушке смастерил удобный стул, разговаривал с ней,
 заботился. Бабушка просила подносить ей внука, чтобы видеть, как он растёт. Она ведь в
 первые месяцы купала новорождённого в корыте на кухне, где пыхтела и согревала печь.
 Приговаривала: " Агу, агу... хорошенький, агу, расти большой... агу... "

           Так я слышала эти АГУ с тёплым широким южным Г в моей памяти всю жизнь.

 Однажды бабушка попросила пригласить батюшку из церкви. То время отличалось запретами в
 этом отношении, но люди находили возможности. И в один из дней раздался стук калитки.
 Мама выскочила из дома, но дедушка уже встречал необычного гостя.

           Вошёл довольно молодой человек в лёгком пальто с небольшой бородкой. Мама и
 дедушка смотрели на него растерянно.

         - Здравствуйте, я из церкви. Где больная? - спросил гость.

         - Здравствуйте, здравствуйте, - спохватился дедушка. - Проходите пожалуйста.

 Деда повёл гостя в дом, хотя ещё сомневался... тот ли это человек. Но когда гость снял
 пальто и повесил на вешалку в коридоре, дедушка увидел большой крест на чёрном одеянии
 и в туже минуту одеяние удлинилось, это была ряса. Теперь не было уже никаких сомнений.
 Пришёл священник.

         - Вот сюда, пожалуйста, - дедушка показал на дверь,  где находилась бабушка.
 
 Мама молчала. Взяв свой чемоданчик, батюшка сказал:

         - Оставьте нас.
 
 После прихода священника, бабушка прожила ещё несколько месяцев. Последними словами
 её были:
         - Жальче всех мне Валерочку...  (самого маленького внучка).


 Эта была первая смерть, которую я увидела. Сильное потрясение. Переосмысление радости
 и горя произошло в моей детской душе.

 " Жалеть - значит любить "  Жалеть   Любить... Бабушка.

 29.11.20.   

                Май, 20-е...

           Однажды прочитала высказывание, что жалость - страшная вещь. Задумалась...
 Вероятно так и есть, когда "жалеют", показывая своё превосходство, подчёркивая своё
 собственное я. Унизительное чувство.

           Сопереживать, искренне жалея - это чувство другого рода. Чувство высокое -
 любовь. Так думали моя бабушка, мама, так думаю и я.

           Май, 20-е... красивый, солнечный, ласковый день - день рождения бабушки.
 Вся родня собиралась во дворе. Выносили большой стол из дома и ставили под нежные
 виноградные листья, спускающиеся с беседки как-то особенно нарядно. Солнце звёздочками
 светилось сквозь них. Тихо льётся песня, бабушка поёт... Я смотрю, смотрю на неё и
 чувствую какое-то особое состояние счастья. Оно незаметно перетекает в самое сердце
 и остаётся там, согревая на всём жизненном пути.

         " Нам не дано предугадать,
           Как слово наше отзовётся,
           И нам сочувствие даётся,
           Как нам даётся благодать."

                /Фёдор Тютчев/

 20.05.2021