Привратница

Александра Рахэ
Джереми, сменивший имя на Дзёсю, растянулся перед настоятелем в поклоне.
- Прошу, позвольте мне повидаться с Учителем Кобо! Мне даже не нужно говорить с ним, только увидеть и принять свет в сердце...
Настоятель Согэн молчал более часа, созерцая движение теней. За все это время Дзёсю не сдвинулся с места, хотя у него затекли ноги.
- Ты уверен, что готов к встрече с Драгоценным Учителем? - в тишине голос настоятеля раздался, как бой призрачного гонга.
- Да, - уверенно ответил Дзёсю.
Взгляд настоятеля обратился к чему-то над головой послушника. Наконец Согэн дал ответ:
- Войдешь ты к Учителю или нет, буду решать не я.
- Кто же?
- Мичико-сама.
«Женщина?» - удивился Дзёсю.
Настоятель с достоинством поднялся. В простом движении - сила, как у дракона из водных глубин. Дзёсю последовал за ним, думая, как же должен быть велик наставник такого настоятеля. Говорили, что в Учителе Кобо воплотился сам Мондзю-босацу, бодхисаттва мудрости.
Храм Западного Зерцала объяла богатая осень. Алые листья, как пожертвования, щедро усеяли монастырский двор, и европейцы-послушники, отвернувшиеся от Запада, каменные плиты. Дзёсю уже год не касался метлы. Он не был, как говорили местные, монашествующим туристом, приезжающим лишь на сезон, чтобы потом опять предаться Сансаре. Нет, Дзёсю — другого поля ягода. Он решил пройти путь до конца и отказался от своей фирмы и достатка в обмен на бритую голову и черные одеяния. Дзёсю нашел радость в совершенствовании, и приезд Учителя Кобо казался ему невероятной удачей.  Прикоснуться к такому человеку в этой жизни! Может, одно свидание с ним поможет перейти на другой берег...
Драгоценный Учитель занял северную молельню. В прошлом это строение служило для длительных медитаций посвященных, а потом, в угоду веяниям времени, здесь устроили еще одно общежитие для приезжих. Несколько лет назад тайфун снес крышу, словно сама природа была против такого решения. Пришлось собирать деньги на ремонт.
Перед самыми ступенями Дзёсю на мгновение заколебался. Он так близко к Драгоценному! Сегодня у Учителя Кобо закончилась девятидневная практика, а завтра он снова улетает на Окинаву. Один шанс из тысячи!
Возвышенный настрой послушника был уничтожен обстановкой в молельне. Вместо привычно темного храмового интерьера Дзёсю очутился в квадратной комнате с белой плиткой, белыми панелями и сияющим плоскими лампами потолком. Зал больше напоминал офис или вестибюль общественной бани, чем молельню, и вершиной суетности стали двери лифта с подвешенной над ними плазмой.
- Учитель сейчас в подземной части. Ее построили еще в пятнадцатом веке, во время гонений на Учение, - пояснил настоятель, который и должен был одобрить это офисное безобразие. Дзёсю вздохнул — нужно верить своему учителю! По крайней мере, пока не встретился с  Драгоценным.
Наставник снова застыл, словно уйдя в созерцание двери. Он давал Дзёсю время успокоиться, но к тому снова вернулся трепет. Конечно, Дзёсю знал историю храма, построенного на пепелище прежнего. Это тоже удача - попасть в столь сокровенное место.
Настоятель вновь одарил его макушку долгим взглядом, пробормотал что-то, похожее на мантру или старческое ворчание, и нажал на кнопку. Но вызывал Согэн не лифт.
Дзёсю уже и думать забыл про какую-то там Мичико-саму и теперь оторопел, глядя на улыбающееся с экрана лицо молодой женщины. Без макияжа, в белом кимоно, она все равно принадлежала к другому миру, оставленному за храмовой оградой. Крошке бы сниматься в рекламе национальной одежды или гостиницы в японском стиле.
- Проси о встрече у Мичико-самы. Тебе нужен нулевой этаж, - оставил указания Согэн и удалился, прихрамывая, как всегда бывало перед дождем.
Дзёсю с недоверием  посмотрел на экран.
Электронная женщина улыбалась ласковой профессиональной улыбкой и иногда моргала, имитируя жизнь. Скорее всего, это была запись, а не конференция с некой реальной Мичико.
Дзёсю сделал шаг вперед со словами:
- Мне нужно на нулевой этаж.
Девушка ожила.
- Я поняла, что вам нужен лифт. Почему вы хотите уйти на Восток?
- Не на Восток, а вни... - Дзёсю узнал фразу.
«Почему Бодхидхарма ушел на Восток?».
- Я не поняла ваш запрос. Пожалуйста, сформулируйте его иначе, - между ее словами были паузы, из-за которых даже короткие предложения казались длинными.
- Лифт, - лаконично отозвался Дзёсю.
- Я поняла, что вам нужен лифт, - повторила Мичико. - Одна я молчу о тусклой лампе.
- Лампе... - рассеянно повторил послушник и получил новую порцию коанов:
- У золотого будды — черный нос.
- Э-э, Мичико-сан... Мичико-сама. Мне нужен лифт, нулевой этаж.
- Я поняла, что вам нужен лифт. Сотри пыль с зеркала и пойми, что зеркала нет.
Дзёсю обернулся, ища подсказку. Зеркала в зале точно не было. Может, это какая-то проверка на доброе деяние? В полусознательном порыве он развязал пояс и протер экран Мичико, которая, казалось, даже следит за его действиями, будто в этом зале есть датчики движения,. Для уверенности Дзёсю легонько ударил по экрану.
«Нет, не сенсорный».
- Ну, я стер пыль с зеркала. Дай лифт, пожалуйста.
- Я поняла, что вам нужен лифт. Даже трава и деревья обретут Просветление, - сообщила ему чудо-будда-машина, и Дзёсю посмотрел на нее уже исподлобья.
- Трава, значит.
Он сердито нажал на кнопку лифта раз, а потом еще три и получил укоризненный взгляд Мичико.
- Сожгли лицо, чтобы войти в Обитель, - без всякой нежности пригрозила она.
- Мое? - Дзёсю показал на себя указательным пальцем. - Или твое?
- Я - лишь иллюзия. Нет ничего моего и чужого.
- А, так ты меня понимаешь? Или выхватываешь отдельные слова?
- Слушать слова сосен и кедров, когда их не колышет ветер, - Мичико вновь улыбалась, и Дзёсю начала раздражать сама форма ее губ.
- Ах ты!.. - в сердцах воскликнул он, и снова испортил ей настроение.
«А что, если нужно смирение?» - пришла к нему мысль.
Дзёсю подвязал свое кимоно немного запылившимся поясом, встал на колени  и...
Ничего не произошло.
«Может, тут есть еще и датчики веса?»
Дзёсю все еще надеялся на волшебство японской техники и начал переходить с одной плитки на другую. Стоило ему наступить на крайнюю к порогу, как раздался голос Мичико:
- Гость покидает Обитель! Приятного дня и скорейшего Просветления!
- Эй-эй-эй, я не ухожу! - Дзёсю подбежал к ней и  застыл со сжатыми кулаками.
- Мне нужен лифт! - потребовал он, а потом начал повторять это, как сутру: - Мне нужен лифт, мне нужен лифт, мне нужен лифт, мне нужен лифт...
- Я поняла, что вам нужен лифт. Будда - лишь твой слуга. Я поняла, что вам нужен лифт. Позволь мне показать тебе дорогу, по которой нельзя прийти и уйти. Я поняла, что вам нужен лифт.  Как звучит хлопок одной ладони? Я поняла, что вам нужен лифт. Встретил Будду - убей Будду...
- Дурацкая программа! Да угомонись же ты!
- Я поняла, что вам нужен лифт. Самое ценное — голова мертвой кошки.
Мичико не успокоилась, пока не дала ответ на каждый запрос.
- Ты издеваешься?.. - простонал Дзёсю, хлопнув ладонью по стене, и искусственный интеллект без улыбки посоветовал:
- Нарисуй картину на моей нижней юбке.
- Да ты вообще управляешь этим лифтом? Иди к черту!
- Куда идут другие, я не иду, - гордо ответила Мичико и погасла.
Дзёсю напрасно жал на все кнопки — он не мог вызвать ни лифта, ни привратницы.
С досадой он обругал творение прогресса и вдруг опомнился. Скверная речь в святом месте!
- Ох, что на меня нашло... - спохватился послушник и потрогал раскрасневшиеся щеки. Нужно было найти настоятеля и признаться в проступке.

Настоятель выключил изображение с камер. Он смотрел на происходящее в своей келье, распивая чай с пожилым монахом, который запрограммировал Мичико для храма.
- Не готов, - сокрушенно качнул головой настоятель.
- Гнев, сильное желание, гордость, скверная речь, - без жалости перечислил монах.
- А еще видит в женщинах женщин.
- Совсем не готов. Думаю, ему нужно еще год мести двор.
Настоятель молча согласился. Когда он делал новый глоток чая, его разум уже вернулся к покою. С улыбкой Будды Согэн произнес:
- Я бы взял Мичико-саму в ученицы, если бы она в этом нуждалась.
- Что вы, она освободилась еще в банке. Благодаря ее «я поняла, что вы хотите поговорить с оператором», я сам достиг Просветления.

Примечания:
бодхисаттва - просветленное существо, давшее обет спасти всех живых существ
перейти на другой берег - обрести Просветление