Госсовет Дагестана

Руслан Исаев
От редактора к изданию книги о Государственном Совете Республики Дагестан.
«Мы встречаемся не случайно».

Руслан Исаев, член Союза журналистов России с 2002г., поэт, переводчик, теолог.
Референт государственной службы Республики Дагестан.

            «Мы встречаемся не случайно». Справедливость этого утверждения мне довелось испытать на собственном опыте, редактируя книгу, предлагаемую вашему вниманию. Казалось бы, обычный заказ на художественное редактирование, каких в жизни было немало…
           Когда мне позвонил Амутинов Амучи, и стал излагать причину, по которой ко мне обратился, первым делом он представился. Я невольно улыбнулся: - Я знаю Вас, Амучи Михайлович! Мы с Вами встречались в бытность Вашу председателем Пенсионного фонда, хотя меня Вы вряд-ли помните…
          Идя на собеседование, я думал: - «Обычные чиновники, скукота! Мое дело маленькое – если я их устрою, сделаю свое дело, как положено, и, гуд бай, Америка!».
          Первая встреча прошла, как говорят, затрапезно. Обсудили объем работы, основные требования, стоимость услуг. Уходя, я и не строил никаких надежд – претендентов много, молодых и красивых, напористых и самоуверенных, эффектных внешне и умеющих себя красиво преподнести. Попросил дать пробное задание, один из текстов будущей книги, чтобы показать товар лицом…
           На мое удивление, выбрали меня. И только потом, когда я ознакомился с материалом рукописи и с теми, кого можно назвать «инициативной группой» по изданию этой книги, я понял, что мы искали друг друга!
          Что касается меня, тут все просто. Например, я давно мечтал привести в порядок свои жилищные условия, приобрести каркас, а тут оказалось, что Нурахмед Маллакурбанович представитель одной из старейших строительных компаний республики, может помочь дельным советом, как вложиться, чтобы не оказаться в числе обманутых дольщиков или жертв долгостроя.
         Или Рамазан Шахбанович, доктор наук. Я и не чаял, что судьба сама пошлет мне встречу с ученым из Москвы, где я запланировал защищать кандидатскую диссертацию.
          А Имампаша Абдулсалимович? Мне, представителю самого несплоченного из народов нашей республики, есть чему поучиться у представителя самого сплоченного… И кто из дагестанских мальчишек не читал взапой историй о событиях Кавказской войны, а тут передо мной человек, который не понаслышке видел войну современную!
         Именно он позвонил и сообщил, что редактировать текст этой книги доверено мне. Он добавил, что это пожелание Амучи Амутиновича, потому что я одной с ним национальности. Это  был трогательный для меня аргумент…
          Но наиболее мистической, как мне кажется, оказалась наша связь с Амучи Михайловичем. Еще в 2001 году он, председатель Пенсионного фонда нашей республики, оказал мне, как и многим другим, помощь в издании моей первой книги «Ростки Любви», вышедшей в 2002 году в Издательском доме «Эпоха», при участии еще одного персонажа этой книги – Гамзатова Гамзата Магомедовича.
           При нашем собеседовании у меня был с собой экземпляр третьего по счету сборника стихотворений, «Тайна Последнего Завета», и я не преминул возможностью подарить его Амучи Михайловичу. Мистика не в этом – когда-то он передал моему отцу, известному двуязычному (русский и лакский языки) поэту рукопись со стихами своего отца для перевода на русский язык. Мой отец скончался, не успев вернуть рукопись владельцу, и в такой маловероятной, на первый взгляд, встрече со мной, Амучи Михайлович увидел знак надежды на удачу в поисках утерянной реликвии.
          Откровением для него явилось то, что я пребываю в схожем положении – незадолго до кончины отец передал мне рукопись последнего сборника стихов на хранение. Я в это время жил в горах. Спустя несколько лет после смерти отца я перебрался в Махачкалу и, когда решил попытаться издать его рукопись, обнаружил, что я ее потерял.
         Удивительным образом мы с Амучи Михайловичем оба оказались сыновьями, ищущими рукописи своих отцов, да еще связанными между собой посредством одного и того же человека – моего отца!
          Люди, с которыми мне довелось общаться при редактировании, поразили меня своей человеческой масштабностью. Вдруг оказалось, что не все чиновники прорываются во власть, используя деньги, знакомства, связи…
         Каждый из тех, кого я фривольно включил в «инициативную группу», завораживали мое внимание чем-то своим, особенным.
         С Амучи Михайловичем понятно – какой автор может забыть того, кто помог издать первую книгу, ведь она – как первая любовь! И подобную помощь он оказал очень многим, я помню, сколько народа ждало дня его личного приема в Пенсионном фонде, он никому не отказывал, если в его силах было сделать хоть что-то.
         А Рамазан Шахбанович Мамедов? Помню, как на собеседовании, узнав, что я лакец, он наклонился к Амутинову, и негромко произнес: - «Наконец-то! Значит, умный!».   Я невольно улыбнулся  и, когда он признался, что был в шоке, впервые увидев меня – «с бородой, в тюбетейке, наверное, ограниченный фанатик», напомнил что, вообще-то, борода это признак творческой интеллигенции, один Лев Толстой чего стоит!
          Меня, специалиста по физической культуре и восточным оздоровительным системам, бывшего тренера, он смог удивить своими познаниями в науке самоисцеления! Я был поражен, узнав о его методах тренировок, о  том, что он использует утяжеления на ноги, весом по 5 килограмм на каждую, словно участник ММА, о его практике «толкания стены», обычно знакомой только адептам такого засекреченного боевого искусства, как Тайцзи Цюань! Воистину, как говорят на Востоке: «дверной шкворень не ржавеет, потому что вертится»! Этот поклонник здорового образа жизни выглядит намного моложе своих лет для человека, бывшего членом высшего органа государственной власти Республики Дагестан – Государственного Совета, умудренного житейским опытом.
          Не меньше меня восхитил своей увлеченностью ЗОЖ и Нурахмед Маллакурбанович Магомедов. Он рассказал, что еще недавно был прикован к постели гипертонией – давление держалось на уровне 260, врачи прописали постельный режим. Не мог поднять рук, лежа на спине – признался он. А потом решил, что нельзя сдаваться недугу, занялся лечебной ходьбой. Поначалу, говорит, одна нога не слушалась, ели ходил. А сейчас, в кабинете, глядя на его бодрость и энергичность, я не мог и поверить, что совсем недавно этот человек был обречен врачами на неподвижность!
         Он вставал, подходил к картинам, повешенным на стену, потом снова садился. Время от времени прохаживался по кабинету. Признался, что сейчас мечтает снять носки и походить босиком по ковру. Такой силе воли и целеустремленности, с помощью которых он поставил себя на ноги, я мог только позавидовать. Да, не случайно он оказался в рядах членов Госсовета!
         Об Имампаше Абдулсалимовиче Чергизбиеве отдельный разговор. Самый старший из «инициативной группы», он еще и представитель Совета старейшин Дагестана. Я был поражен скрупулезности и ответственности, с которыми он подошел к изданию этой книги. Несмотря на шутливые замечания бывших коллег по Госсовету, вел тщательные записи, в которых указывал: кто, когда, в каком объеме представил свои рукописи. Регулярно звонил мне и интересовался, как идет работа. А когда объявили режим самоизоляции в связи с коронавирусом, приезжал ко мне на своей машине, чтобы процесс редактирования не замедлялся.
          Как любой поэт, наверное, я немного не в ладах с дисциплиной, но Имампаша Абдулсалимович своим трудолюбием и работоспособностью заразил и меня, так что рукопись была готова к обговоренному сроку.
         Время, описываемое в этой книге, еще свежо в моей памяти. Я не забыл «лихих 90-х», постперестроечную разруху, голод и бедность. Не забыл, как много бизнесменов пострадали от «черного четверга» 1998 года. Помню атмосферу войны лета 1999-го. Помню, как детвора только и говорила о «вертолете Хачилаева», а взрослые чуть-ли не в каждой беседе упоминали «Деда». Госсовет – это неотъемлемая страница нашей истории. И перед вами – частичка этой истории, отображенная на бумаге…