Грозный. Сериал 2020

Наталья Чернавская
   Успела до начала Рождественского поста посмотреть все восемь серий посмотреть.

    Режиссёр Алексей Андрианов, пишут, сам операторский факультет ВГИКа закончил, но снимал фильм другой оператор, Денис Аларкон-Ромирес. Это уже третий, даже четвёртый, если два сезона "Бориса Годунова" по отдельности считать, плюс "София", исторический сериал А. Андрианова, и два из них, "Софию" и "Грозного" снял этот оператор, "Годунова" - другие, но я, признаться, не заметила разницы, поскольку декорации и локации уж больно похожи.

   Начну с похвалы. Молодого Грозного сыграл Александр Яценко, и впервые до меня явственно дошло, что ведь царь Иоанн Васильевич Грозный был отцом святого благоверного царя Фёдора Иоанновича, канонизированного в этом чине церковью. Всегда это знала, но не соединяла их. А тут и внешне похож сын на отца, и внутреннее сходство есть.

   Вообще кастинг от сериала к сериалу, по-моему, совершенствовался, в "Грозном" практически никто не вызывает отторжения, разве что получше могла быть царица Анастасия, а мужские образы уж точно лучше, чем в "Софии" и "Годунове".

   Про Евгения Цыганова, который в "Софии" сыграл великого князя Ивана III, деда Ивана Грозного, а в "Годунове" сына Грозного Ивана Ивановича, того самого, которого так картинно убивает отец у Репина, не буду говорить. Что правнук копия прадеда - наверное, бывает, пусть, но какой из Цыганова великий князь? Безруков-Годунов и то лучше.

   Сейчас исторические сериалы какие-то малобюджетные, это вам не "Война и мир" с "Годуновым" Бондарчука-старшего, и не "Игра престолов" с "Пустой короной", и даже не "Раскол" Досталя, снятый 10 лет назад,  в котором было 20 серий и много музыки, воздуха и пейзажей.

   У Андрианова вместе "София-Грозный-Годунов" уже больше по времени/метражу, чем "Раскол", но до того сильного впечатления, которое уже давнишний сериал Досталя произвёл. его трилогии далеко, не хватает и цельности замысла, и сильного актёрского ансамбля, и эмоционального воздействия (картинки, музыки), то есть в какую профи-сторону не ткни: сценарий, игра, съёмки, - всё не совсем то.

   Сергей Маковецкий, начинавший работу над старым Грозным в "Годунове", развил свой образ, состыковал его с образом молодого Грозного - Александра Яценко, на экране мы видим не полоумного тирана, а кающегося грешника, и это, без сомнения, достижение.

   После Эйзенштейна-Лунгина-Эшпая (сериал Эшпая не смотрела, но осуждаю), в чьей трактовке Грозный представал извергом и тираном (неважно, что у Эйзенштейна со знаком плюс, так даже противней получилось) мы видим образ живого, страдающего и кающегося человека.

   Очень многое в сериал не попало. Ни семь жён, ни в целом отношения с церковью после смерти митрополита Макария. Убийство преподобного Корнилия Псково-Печерского и митрополита Филиппа. Разгром Новгорода. Но и того, что попало: опричнина и казнь лидеров опричнины, отношения со второй женой Марией Темрюковной и наложницами, - достаточно, чтобы любому несведущему обывателю составить представление о жизни и деяниях Грозного царя.

   Основной сюжетный приём: перед битвой в Молодях Грозный вспоминает и пересматривает свою жизнь, диктуя дьяку свои записки и синодик убиенных -  хорош. Царь вспоминает- кается, готовится к худшему, поражению и бегству в Англию, но Бог милостив, опричное войско побеждает войско Дивлет-Гирея, и Московское царство последних Рюриковичей спасено ещё на несколько десятилетий, до Смуты.

   Отлично сыграл Малюту Скуратова Виктор Сухоруков. К сожалению, не нашла в релизе имя актёра, сыгравшего простого стрельца Луку, сначала верой и правдой служившего государю при Алексее Адашеве, а после его опалы насилу выдержавшего службу в опричниках и при первой возможности оставившему её.

   Эта линия, сопоставление Луки и Малюты, тоже хороша. Оба из простых, оба ретивые служаки, только у одного ещё и собственная совесть есть, а у другого её заменили царские указы. Сухоруков великолепен в сцене расправы с прежними лидерами опричнины, которые его и на службу-то царскую не хотели брать, Вяземским и Басмановыми.

   - Отпускаю тебя, теперь я тут главный, - мимоходом бросает он Луке, и тот опрометью бежит из содома, который начинается, когда Малюта велит своим перебить всех "бывших", людей Вяземского и Басмановых.

   Хорош в роли Федора Басманова Виктор Добронравов, и в сцене опричной пляски на столе, и в сцене смертельной схватки с отцом в темнице. Эдакий красавчик без стыда и без совести, а ведь и его Малюта обыграл.

   Смотрела недавно про то, как снимали "Хоббита". Питер Джексон попал в больницу с прободением язвы и, пока ждали его выздоровления, а процесс уже был запущен, кастинг прошёл, для артистов устроили тренировочный лагерь в Новой Зеландии, три месяца в поте лица они под руководством тренеров бегали-прыгали, махали мечами-секирами и ездили верхом.

    В "Грозном" такого мало, в основном интерьерные разговорные сцены, в том числе и в пыточной, в подвале, но лично мне хватило жути. Не хватило митрополита Филиппа, замученного именно во время действия фильма, перед нашествием Дивлет-Гирея  и битвой и Молодях.

   Это основной пробел, противостояние беззаконию и тирании царя не только со стороны бояр, но и церковное - уж кажется, такая тема, которую ни на каком коне не объедешь, но поразмыслив, пришла к выводу, что всё логично.

  Сейчас, в наше время, когда невозможно помыслить, как это может глава Русской православной церкви противиться указаниям не то что царя/президента, а мелких сошек из санстанции, снять что-то на эту тему невозможно не только по цензурным причинам, а просто по-человечески: и трудно представить, как это было возможно, и артистов таких днём с огнём не сыскать. Митрополит Филипп Олега Янковского в фильме Лунгина - видимо, последнее приемлемое воплощение образа митрополита Филиппа на экране.

  Но вот тут собака и зарыта, снимать про древнерусскую жизнь и обходить за версту отношения церкви и государства - нонсенс,"слона-то я и не приметил", поэтому "Раскол" и лучше во всех отношениях: попал в болевую точку.

  Всё-таки не жалею, что посмотрела: раньше я думала, что окажись великий князь Василий Иоаннович христианином, не постриги насильно первую бездетную жену и не женись на матери Грозного Елене Глинской - вот и не было бы ни опричнины, ни Смуты, досталось бы царство его брату Андрею и его потомкам, не пришлось бы с ними расправляться Елене Глинской и Грозному.

  Смог же так поступить его внук, Фёдор Иоаннович, не постриг свою жену, бездетную Ирину Годунову, правда, последний братец, Димитрий, погиб, и царство Борису Годунову досталось.

   А теперь вижу, что глупо думала, чему быть, тому не миновать, и должно всему исполниться в своё время. В сериале Анастасию Романову отравила Ефросиния Старицкая (привет Эйзенштейну) за то, что Елена Глинская отравила её мужа, ну а Грозный отравил своего последнего брата, двоюродного, Владимира Старицкого, правда, не ведая об этом, по опричной интриге: Малюта в ходе дознания пытал-пытал кого надо и нашёл пузырёк со святой водой, а Вяземский подлил в ту воду яда, Грозный брата и попросил из того пузырька испить, раз там святая вода, тот и помре, а следом и жена его с детками выпила яд и умерла, чтобы не отрекаться от мужа и не оставаться под волей его убийцы.

  Да, Малюта Сухорукова - это перл, "для счастья нужна либо чистая совесть либо чистое отсутствие совести".

  - Не пойму никак, ты дурак или умный, - говорит ему Грозный царь, сам-то он и умный и хитроумный, один из умнейших людей своего времени, а этот прост как пятак и спит как младенец после всех своих деяний, одно из которых - захоронение знаменитой библиотеки Грозного. Раз царь приказал схоронить так, чтоб никто не проведал, то Малюта в простоте душевной после того, как дело было сделано, всех своих помощников и убил, а вход взрывом завалил. Не знаю, кто придумал, но годная версия.

   Есть и другие образы Малюты: на портрете у Павла Рыженко он вполне трагический герой, - но вариант из сериала, палач по призванию, нам, нынешним, думаю, понятней,

  Смена актёра, Александра Яценко на Сергея Маковецкого, происходит после смерти царицы Анастасии, и Малюта-Сухоруков при старом царе как бы занимает место верной жены, поставляет царю наложниц и расправляется с его врагами, представить себе человека в такой роли при молодом царе невозможно, там были другие советники, не только царица, но и Алексей Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий, князь Курбский, наконец.

   Сцена между Алексеем Адашевым и князем Курбским показалась мне самой сильной в сериале. Адашев уже в опале, Курбский предлагает ему бежать, тот не соглашается:

 - Я царю присягал на верность, не хочу быть предателем, убъёт меня - его воля. А там мы всегда будем чужими.

   Тема переписки бежавшего Курбского с царём в сериале дана мельком, но главный её нерв передан вот в этой сцене, царь же так и писал своему неверному слуге:

- Почто ты от меня не принял суда, если я неправ, а ты перед Богом чист, то был бы святым мучеником...

  Курбскому такая логика чужда, Алексею Адашеву - нет, скончался в темнице, а не на чужбине, и вот этот диалог между ними по своему пафосу, по-моему, высшая точка в сериале, оба актёра хорошо, искренно, сыграли, Константин Крюков Курбского, кто Адашева - не нашла в релизе, но не хуже.

  Бежать на чужбину или мучеником на родине стать - это у нас во все времена актуально. На чём и закончу.