Об эффективности социальной справедливости

Аникейская Правда
      В статье изложена сущность  теоретической  модели, которая может быть применена для развития социальной справедливости в обществе, детали которой в той или иной мере уже применяются в социально развитых странах мира в разных стадиях её разработки.  Этого достаточно для анализа и описания дифференциации, возникающей вследствие применения этой модели в результате социальной кооперации населения.

      Современная институциональная экономика, отказавшись от узкого предметного подхода к анализу социально-экономического поведения разных слоёв населения при их взаимодействии, заимствуя методы социологии, социальной философии и социальной психологии активно продвигается в решении важных вопросов, касающихся современного социально доминирующего хозяйственного устройства. Эти вопросы уже вышли за рамки простой калькуляции по участию населения для удовлетворения его социально-коммуникационных потребностей, полезностей и затрат ресурсов, требуемых для такого удовлетворения. Современный экономический механизм все чаще увязан не с социально-экономическими показателями, а с некоторыми абстрактными измерениями ощущений, что препятствует достоверно исследовать социально-экономические стремления человека в обществе и справедливо оценить как его вклад в экономику общества, так и справедливую оценку его труда для его благополучной жизни.

      Существует трудно проверяемая и не менее трудно опровергаемая гипотеза: справедливость важна и необходима для эффективного функционирования всех экономических институтов общества для его благополучного развития. Конечно, сам факт несправедливого распределения всех ресурсов общества вряд ли автоматически может быть основанием для признания такого распределения неэффективным, тем не менее параметры эффективности экономики так или иначе могут носить объективный характер и признаваться большинством, участвующим в развитии социально-экономических законов демократического общества.

      Что касается источников несправедливости, то несправедливость чаще всего проявляется в результате распределения результатов совместного труда без учёта количества и результатов квалификации участвующих в этом труде. Особенно это заметно при товарно-рыночном, капиталистическом хозяйствовании, когда при распределении ресурсов всё решают деньги, а не количество и качество труда людей участвующих в общественно необходимом труде.  Только рациональное разделение труда и справедливое распределение производимых и необходимых каждому средств для жизни, при мудрых социально-экономических законах в обществе, всегда приводит к росту производительности и  изначально подразумевает договоренность и взаимную заинтересованность в кооперации населения страны. Именно мудрое управление экономикой при мудрых законах и грамотном населении всегда приносит положительный результат в социальном развитии страны.

       Близость распределения к справедливому определяется степенью взаимной честности  при кооперации населения, когда при установлении процедуры организации труда и в распределения его продуктов участвует абсолютное большинство членов общества. Можно считать честной и справедливой ту процедуру принятия решения, которая была установлена свободными субъектами в условиях «занавеса неведения», подразумевающего, что при установлении соглашения никто не знает, какие качества будут характеризовать конкретного участника в момент формирования социально-экономических законов общества. Неравенство в убеждениях и предпочтениях каждого при данном условии будет изначально понятно и справедливо, как и то, что каждый член общества должен есть, пить, иметь жилище и одеваться.

      Определяя требования к процедуре производственного труда, обмена его продуктами и их потребления обязательно необходимо соблюдение некоторой законности для определения прав граждан, ибо прав без законов не бывает.   Учитывая, что только при мудрых и справедливых законах с большой вероятностью может осуществляться справедливое распределение, то необходимо учитывать, что необходимы простота процедуры и минимум операций, ибо чем сложнее процедура, тем больше вероятность ошибок, а их повтор должен привести к трансформации сложных процедур в более простые и надёжные, но не менее справедливые. Сложные процедуры могут породить и их неоднозначные толкования, а значит привести к несправедливости в случае оппортунизма толкователей.

     Рассуждая об эффективности процедур, то затраты на их осуществление должны либо отсутствовать, либо носить символический характер. Чем больше затраты на осуществление процедур, тем больше вероятность того, что механизм принятия решения или институт, присвоивший себе такое право, будет со временем претендовать на рост собственного благосостояния и стремиться поглотить процедуру, отождествляя ее с собой.

     А формируя психологическую комфортность процедур необходимо понимать, что они должны легко восприниматься всеми участниками вне зависимости от того, на каком этапе они подключились к процессу социальной кооперации. Процедуры должны быть близки к универсальным психическим структурам, иначе они могут вызывать отторжение у представителей различных культур, вероисповеданий и прочее.

     В результате реализации процедур должны возникнуть следующие экономические последствия, которые можно воспринимать как не противоречащие принципу справедливости. Это касается их растущей эффективности, что должно свидетельствовать верному избранию всех их критериев, а также дифференциация вознаграждения в зависимости от вложенного труда каждого.

     Перейдем к описанию влияния процедур на указанные экономические явления и на справедливость социально-экономических взаимоотношений.


     Учитывая, что в основе справедливой дифференциация по труду и вознаграждению за него лежит этический императив адекватности деяния и воздаяния, то с позиции равномерности распределения по равенству рабочего времени, а качество потребления каждый будет определять по зарплате от результатов квалификации, то никакой дискриминации практически быть не должно. Но когда предлагаются условия, при которых жизнь каждого будут зависеть как от от общей массы производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни, так и от количества и квалификации труда каждого, то это означает, что если население будет расти быстрее производительности, нормы их потребления будут снижаться, если медленнее производительности - повышаться, а вместе с этим буду и колебания на рынке второстепенных благ.

     Но учитывая, что товарно-рыночные отношения сохраняются на производимое только сверх необходимых норм для социального благополучия общества, то от дискриминации более богатых по отношению к менее обеспеченных, но добросовестным гражданам, социально-бытовые условия каждого могут меняться очень незначительно.


     Нам придётся принимать исходные условия, согласно которым, если человек продолжает добросовестно участвовать в общественно необходимом труде, то его жизнь должна зависеть от того, на какую долю созданного общественного богатства в виде базовых средств для жизни он может рассчитывать. Учитывая, что доля производимого общественного богатства производится пропорционально насущным потребностям населения и производительности труда, то масса базовых средств для жизни предназначенная для гарантированного распределения и обладает большей полезностью должна производиться приоритетно, а информация об этом должна быть доступна для населения.


      Принимая во внимание, что данная модель социального договора предполагает, что образование оказывает значительное влияние как на пропорции распределения, так и на критерий квалификации в общественно необходимом труде, определяя зарплату для приобретения того, что не входит в нормы социальных гарантий или превышает эти нормы, ассортимент распределяемых продуктов труда через рынок будет довольно значительным.  Если ассортимент продуктов труда, которые подлежат распределению через рынок, будет значительным, то вполне очевидно, что если общество считает образование значимым фактором, определяющим квалификацию, а значит и зарплату по ней, то претензии человека на определенное качество образования тоже должно быть значительным, ибо от этого будет зависеть доля его социального благосостояния. А это означает только то, что даже простое наращивание образованности (с учетом всех формальных правил и принятых условностей) будет приводить к росту общественного благосостояния по количеству и квалификации труда!


      Если исходить из принципа равенства прав человека перед законом, то вполне естественно, что более справедливо распределять дополнительные выгоды пропорционально количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, чем за неизвестно как добытые деньги. Такая система распределения позволит обществу ещё больше приблизиться к справедливой дифференциации по сравнению с уже имеющимися системами.

      Когда общество морально, интеллектуально и экономически своим абсолютным большинством будет готово к таким нормам своего социального благосостояния, то никаких проблем не возникнет и потребуется только воля этого общества!  В долгосрочном плане эта модель позволит построить более гармоничное общество, а когда подобное гарантированное распределение распространится на необходимые всем средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт, то это позволит приблизиться к ещё более высокой форме своего развития.  А ведь уже есть страны, где подобные гарантии для населения в некоторой степени уже имеются…

       Общество с такой моделью развития, особенно с богатыми природными ресурсами, не страшны будут ни инфляция, ни кризисы, ни конкуренция рынка.  Могут быть решены многие противоречия, порождающие социальный дискомфорт в обществе, можно будет справиться с избыточными претензиями со стороны субъектов, которые повысив свой административный уровень, начинают вырабатывать свои процедуры «фильтрования» и «элитаризации».