Правда это было или старики-шутники подсочинили – не знаю, но слышала такую историю.
Бедно после войны люди жили. Голодали, горе мыкали, постепенно на ноги становились. Не баловала судьба и дядьку Мокея – мужика неопределённого возраста: борода кудлатая, вроде как лицо старила, а глаза и лоб чистые, молодые. Ютился он в покосившейся саманке один, без жены и детей, то ли не женат был, то ль в войну семья погибла, об этом он никому не рассказывал, когда приехал в хутор после войны и поселился в заброшенной избёнке.
Правая рука у него плетью висела и почти не действовала – «подарок» после ранения. Помаялся он несколько недель, помощи ждать неоткуда, а одной рукой много дел не переделаешь. И однажды исчез из хутора. Отправился по сёлам христарадничать, а попросту – милостыню просить. Перебивался с хлеба на воду.
В одном дальнем селе Мокея признал его бывший товарищ детства и юности. Угостил бедно, но от души. Разговорились.
- А хочешь, Мокей, я тебе совет дам, как из бедности выкарабкаться? – спрашивает Федот.
- Ну, дай.
- Объяви себя знахарем, поселившись в каком-нибудь незнакомом хуторе. И лечи людей.
- Как же я их лечить буду, коли не умею?
- А ты воду наговаривай. Заговорённая вода на большинство больных лечебно действует. Это от самовнушения. Я бы и сам за знахарство взялся, да не хочу из своего села уезжать, а здесь меня все знают.
- Какие ж мне молитвы над водой шептать?
- Вот дурень! Зачем тебе молитвы? Ты шепчи что-нибудь, но чтоб больной не слышал. Потом говори, что эта вода лучше любой пилюли вылечит. Одному не поможет, а другому, как пить дать – поможет. Я это в книжке читал, как самовнушение сильно действует. Вот и будут тебя, кто едой, а кто деньгами благодарить.
- И всё-таки, что шептать-то?
Федот смешливо прищурился:
- Ну, запоминай: хочешь жить, так живи, а не хочешь, так отправляйся к …ентой матери на кладбище. И так несколько раз. Понял?
Посмеялись, попрощались друзья-товарищи, и отправился Мокей дальше. А мысль о знахарстве, как заноза в голове застряла. И однажды в одном селе решился он всё-таки больных полечить. Попросился ночевать к добрым людям и в разговоре сказал, что воду наговаривать умеет. Весть о заезжем знахаре быстро разнеслась по домам. А Мокей думает: « Не получится, так убегу, а получится, так здесь останусь».
Утром пошёл к нему больной народ с банками и бутылками. У одного зуб болит, у другого голова, у третьего другая болячка приключилась. Мокей шепчет над водой Федотовы слова с самым что ни на есть серьёзным видом. Шесть банок «заговорил» и сказал, что устал очень. Подарки брать не стал. Сказал, что после выздоровления отблагодарите.
К своему собственному удивлению дела у «знахаря» пошли на лад: вода помогала, да ещё как! Скоро слава о Мокее разнеслась по всем окрестным деревням. Больные приезжали, везли с собой еду, подарки.
Зажил «знахарь» безбедно. Избу себе справил, женился, детишек нарожали. И даже собственной жене не признавался Мокей, что он над водой шепчет. Жена его чуть ли не за святого почитала.
Однажды приехали за «знахарем» из дальнего села, очень просили, чтобы он с ними отправился, потому что больных много, а добраться сюда с водой не все могут.
- У одного так горло распухло, что того и гляди удушит.
Мокей долго не раздумывал – поехал с ними. Свечерело. Остановились у новой избы, зашли. А на постели Федот с распухшим горлом лежит. Как увидел его Мокей, всем велел из комнаты выйти. Остались один на один. Взял Мокей стакан с водой и во всё горло как гаркнет:
- Хочешь жить, так живи, а не хочешь, так отправляйся к …ентой матери на кладбище!
Федота приступ смеха схватил, болячка-то в горле и прорвалась. Так что, смейтесь-не смейтесь, а вылечил!
- Послушай, Мокей, я никому не открою нашего секрета, только ты моим домашним-то скажи, чтобы они по чарочке мне наливали, как захочу, мол, для поддержания здоровья требуется. Уговорились?!
- Уговорились, Федот. Такую малость я для тебя с великим удовольствием сделаю, спасибо тебе за науку «знахарскую». И сам не бедствую, и людям хорошо. С их верой да чудесами выздоровления я и сам в своё знахарство поверил. Так-то.