Дедушкин хлеб

Наталья Адлер
   - Дедуль, слышь, дедуль, а ты всё-всё умеешь? – спрашивает Сашок, сидя за столом напротив деда, который старательно чикал ножницами по шершаво-бархатной плотной бумаге.  Вот из-под ножниц выпала оранжевая ровная морковка, потом аленький цветочек.  Вот дедушка берёт зелёную бумагу, и на столе «вырастают» огурцы, листья, трава. 
   Очки съехали на нос, но Иван Данилович очень увлечён и не замечает этого.  Он показывает внуку, как ровно наклеить овощи, цветы в книжку для труда.  Бабушка ласково смотрит на внука и деда. Какой уютный, тёплый вечер, какое счастье, что есть на свете дети, внуки, ради кого и жить хочется, и работать, и радоваться. 
   А внук, любуясь плодами совместного труда, опять спрашивает: 
   - Дедуль, слышь, дедуль, а ты даже железо разрезать сумеешь, или согнуть?   
   - Сумею, внучек, сумею.  Вот завтра пойдём в кузницу, у меня там как раз работа есть. Пойдёшь со мной? 
   Сашок прыгает по комнате и хлопает в ладоши, потом забирается к деду на колени и, обхватив ручонками крепкую шею, чмокает в щёку, выражая тем самым полное согласие на поход в кузницу. 
  Утром внук встал раньше бабушки и дедушки, всё боялся проспать. Но Иван Данилович своё слово крепко держит. Оделись, позавтракали и пошли в мастерские, где и находилась кузница. Железо под молотом у деда было послушным, как воск. Саша не сводил восторженных глаз с узловатых, сильных пальцев. Эти руки действительно умели всё. Сломался у внука велосипед – дедуля починит, нужно «флот по морю» у двора в «плаванье отправить» - дедуля корабли выстругает.   
   Да что там корабли!  Самое интересное с ним в машине, на тракторе, или на комбайне ездить, вот где здорово!  Саша  знает, что когда дедушка на тракторе трудится, то он выполняет работу механизатора, когда на машине – шофёра, когда с железками возится, ремонтом занимается – механика, а когда берёт в руки аппарат, одевает тёмные очки и яркие искры начинают сыпаться из-под аппарата в разные стороны -  это дедушка электросварщик.   
   Уж так пришлось Ивану Даниловичу Головко познать в жизни множество профессий, хотя работает он постоянно в своём родном колхозе «Красное знамя» и никуда не уезжал из села Торяного. Просто не хватало в хозяйстве рабочих рук после войны, а нужны были и слесари, и плотники, и механизаторы, и сварщики, и кузнецы – да разве перечислишь все профессии, нужные для сельского хозяйства!   Вот и старался Иван ко всему руки приложить.  Он всегда думал так: «Нет такой работы на земле, которую бы человек сделать не смог, просто нужно очень захотеть – и получится». Слова эти умелый труженик подтверждал делом.   А трудиться он привык с детства.   
   Было Ивану тогда 13 лет (подумать только!), когда пришёл к его отцу бригадир с серьёзным разговором:   
   - Пора парню в колхоз идти, вон какой вымахал, что верба у воды.   
   - А ты знаешь, бригадир, что «вербе» этой 13 годков?  Но не огорчайся, ведь недаром он на метр восемьдесят вырос, так что обучайте профессии, а то водовозом ему, поди, уже надоело быть, другим мальчишкам «вожжевое управление» передаст.   
   Сначала на лобогрейке, а в 15 лет ездил на СТЗ. Бедно тогда жили, но работали весело, с песнями да шутками.  На часы не смотрели, смотрели на солнышко. Ночевать в поле оставались, но почти до утра не спали вместе с голосистой гармонью.  Час-другой – вот и весь сон, которого вполне хватало парням да девчатам, а  кому мало было, в обед отдыхали. Ах, молодость-молодость!..   
   Не вернуть те годы, не прожить жизнь дважды.  Но память неугасима. Она с неумолимой ясностью воскрешает те дни, когда страна вставала на ноги, когда миллионы наших отцов, матерей, дедов и бабушек, старших братьев и сестёр не вернулись домой.  После пережитых лишений мирный труд был особенно радостным, росла беспредельная вера в то, что всё можно преодолеть, «сдвинуть горы»,  лишь бы не было войны, лишь бы никогда больше не повторились страдания тех четырёх лет…   
   С этой мыслью встречает Иван Данилович каждую зарю и сейчас.  Пусть дети и внуки живут в мире.   
   Иван Данилович Головко прекрасно понимает, что и от него зависит – быть или не быть счастью на родной земле, завещанной внукам. Старается дедушка, чтобы и внук понял: труд – это тоже бой, бой за мир и счастье на земле.  Сашок любит тёплым вечером сидеть у деда на коленях, рассматривать награды, которые хранятся в коробочке, и слушать неторопливый рассказ о том, за что и когда вручены были ордена и медали.   На вопрос «за что» можно ответить одним словом – за труд, вот только даты разные.  1966 год – медаль «За трудовую доблесть», 1970 год – «За доблестный труд», 1971 год - орден Трудового Красного Знамени,  1973 – орден Ленина.  И ещё один алый значок, который говорит о многом: «Ударник коммунистического труда».   
   Коммунист И. Д. Головко в уборке зерновых нынешнего года намолотил 7400 центнеров зерна и занял первое место по колхозу «Красное знамя», активно проявил он себя и как член комиссии по контролю за деятельностью администрации в растениеводстве.   
   Придёт, бывало, вечером домой усталый, спина не сгибается, а сам улыбается: 
   - Горячий сегодня денёк был – две с лишним нормы как ни бывало! Давай, Надя, помогу тебе на стол собрать.   
   А проворные руки жены уже чудо-борщ деревенский по чашкам разливают.   
   - Режь хлеб, голова, - ласково отвечает Надежда Алексеевна.   
     И  внук рядом с дедом усаживается.   
   - Дедуль, слышь, дедуль, а у тебя завтра выходной?   
   - Выходной.   
   - А ты пирожков с картошкой напечёшь?   
   - Да, а заодно и борщ с тобой сварим, пусть бабушка отдохнёт от кухни.   
   - Ура! – радуется Сашок, - завтра мы будем с тобой поварами!   
   Вот так живёт и трудится уважаемый всеми человек Иван Данилович Головко.