Сергей Сергеевич Смирнов

Игорь Сибиряк
Очерк

Светлой памяти писателя посвящаю

Шёл снежный февраль 1965 года, когда в наш дом, в далёком Зауралье,  принесли с мороза телевизор «Аврора». Его взял в кредит мой брат Борис, в подарок маме к её 60-летию.  Покупку привёз другой, старший брат Герман, на своей рабочей грузовой машине. 
Подождали, пока телевизор  наберёт немного тепла. Потом решили попробовать включить. Засветился экран, а изображения и звука нет, хотя в магазине проверяли, он был исправен. Братья решили, что во время транспортировки и тряски, возможно, что-то отлетело в схеме прибора. Отыскали известного на всю Заводоуспенку, мастера – наладчика телевизоров, Сашу Зеленкина. Герман за ним съездил. Специалист внимательно осмотрел панель регуляторов настройки. Обнаружил, что отошёл один конец резистора от контакта переменного сопротивления. Просто пайка оказалась  некачественной. Александр быстро устранил дефект, включил телевизор, он ожил – мы увидели экран со звуком. Потом мастер подстроил чёткость изображения, убрал зернистость  с экрана, по сетке довёл видимость экрана до нужного стандарта. Все мы обрадовались приходу телевидения в наш дом. Мама заспешила на кухню накрыть стол и отметить это событие.  Просидели в тёплой уютной кухоньке возле русской печи,  до конца рабочего дня, на работу никто не пошёл. После провода гостей, уселись за просмотр вечерних программ.  Окончились новости, диктор объявляет, - а сейчас смотрите очередную передачу «Подвиг», которую ведет её постоянный ведущий, писатель, Сергей Сергеевич Смирнов.
Мы увидели приятное лицо человека в возрасте. Он не спеша рассказал о текущей программе просмотра, пригласил всех зрителей сесть по уютней и, начал свой неторопливый рассказ.
Сегодня я вам расскажу о невероятной судьбе  фронтовика-подводника, Маринеско Александре Ивановиче, который в постоянных болезнях доживал свой век в Ленинграде. Забытый всеми Герой войны, жил в чудовищных бытовых условиях, жалкой пенсией и, постоянной нехваткой денег на лекарства. Он сильно болел, до 1960 года, пока друзья не добились отмены его разжалования, получал мизерную пенсию.
Он буквально выживал каждый день как мог. Это человек-легенда военно-морского флота в годы войны. Гитлер называл его своим личным врагом номер один. Так о чем же и, о ком пойдет наш рассказ?  Здесь мне надо остановиться на противоречивой  биографии Героя.

Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в румынско-украинской семье. Его отец был румынским матросом, который жестоко избил своего командира. Спасаясь от трибунала и каторги, он бежал в Россию, осев в Одессе-маме.
В этом приморском городе беглец быстро наладил контакты с местными контрабандистами и жуликами, которые приняли Иона Маринеско за своего, и предложили поучаствовать в нескольких рискованных операциях
По отдельным сведениям, мужчина пробыл контрабандистом недолго. Он не скатился до уровня простого бандита, а нашел себе работу в морском порту. Ион женился на крестьянке из Херсонской губернии Татьяне Коваль, которая тоже приехала в Одессу в поисках лучшей жизни.
Их сын Александр полностью пошел в отца, переняв его неукротимый и вольнолюбивый нрав. Многие исследователи биографии Александра Маринеско допускают, что мальчик в составе банд таких же босоногих сорванцов мог приворовывать на Привозе, но прямых доказательств его криминального детства не существует.

С 1920 по 1926 год Саша учился в трудовой школе. С 1930 по 1933 год Маринеско учится в Одесском мореходном техникуме.
Сам Александр Иванович никогда не хотел быть военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, а в ноябре 1938 — старшего лейтенанта.
Окончив курсы переподготовки, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром подлодки М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.
В первые дни Великой Отечественной войны М-96 под командованием Александра Ивановича была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. В августе 1941 года подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от этой идеи отказались.12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкий конвой. По докладу Маринеско, он выпустил две торпеды по немецкому транспорту. Согласно немецким источникам, атака была неудачной — корабли конвоя наблюдали след одной торпеды, от которой успешно уклонились. Возвращаясь с позиции Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера.
В конце 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки С-13. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки.
С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Перед этим походом командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.
30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10 582 человека:
918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок
173 члена экипажа судна
373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса
162 тяжелораненых военнослужащих
8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей
Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя. Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость. Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине», с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1».
10 февраля 1945 г. последовала новая победа — на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Штойбен», на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Необходимо учитывать, что судно было вооружено зенитными пулемётами и орудиями, шло в боевом охранении и перевозило в том числе здоровых солдат. В связи с этим, строго говоря, его нельзя было относить к госпитальным судам. Надо отметить также, что Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден». Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени. Шестой боевой поход 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Курникова, Маринеско:
«Имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира подводной лодки на позиции неудовлетворительные. Командир  не стремился искать и атаковать противника… В результате неактивных действий командира подводная лодка «С-13» боевую задачу не выполнила…»
31 мая командир дивизиона подводных лодок подал рапорт вышестоящему командованию, в котором указывал на то, что командир подлодки всё время пьёт, служебными обязанностями не занимается, и его дальнейшее пребывание в данной должности нецелесообразно. 14 сентября 1945 г. вышел приказ № 01979 наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, где говорилось:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота»
С 18 октября 1945 г. по 20 ноября 1945 г. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота. 20 ноября 1945 г. по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А.И. был уволен в запас. Подводные лодки под командованием Александра Маринеско совершили шесть боевых походов во время Великой Отечественной войны. Два транспорта потоплены, один повреждён. Атака М-96 в 1942 г. завершилась промахом. Александр Маринеско является рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника: 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946—1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности, наказание отбывал в 1949—1951 годах в Ванино. В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Маринеско скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Весь этот рассказ писателя Сергея Сергеевича, сопровождался кадрами документальной кинохроники  военного времени. Я, мама и брат Борис,  смотрели на всё происходящее на экране телевизора, не шелохнувшись, сидя на диване и стульях. Необычность судьбы Героя, нас просто выбила из реального времени от всего увиденного.
Далее, ведущий сказал, что сейчас ведётся работа по увековечиванию памяти Героя-подводника. Мы ещё долгое время были под впечатлением о жизни и судьбе славного моряка.

Восстановление славного имени

Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности. Сначала в газете «Известия» была опубликована статья о капитане ПЛ С-13, который оказался самым результативным советским подводником по суммарному тоннажу пущенных на дно фашистских кораблей.
Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота затирали талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий.
Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско и членам его героического экипажа. Но в ту же ночь по прямому приказу из Москвы фамилию капитана и слово «героическому» с памятника спилили.
Общественный резонанс был настолько сильным, что 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).

P. S.

После этой первой передачи «Подвиг» мы старались не пропустить ни одной встречи  с писателем  С. С. Смирновым.. Позднее увидели целую серию передач о Брестской крепости. Нам очень понравилась и передача, посвящённая истории открытия нефти в Тюменской области, малоизвестным геологом из Боку Салмановым. Он пережил чудовищное непонимание со стороны «Главтюменьразведка» в то время, в начале 60-х годах прошлого века. Писатель прочно вошёл в число моих любимых авторов!


28.11.20   Игорь Назаров   /  Игорь Сибиряк  /.