Ворожея

Михаил Полев
                По мотивам рассказов Анны Корнеевой.
 Наверное не было в пору моего детства  ни одного населенного пункта на Руси , в котором не было бы колдунов, ворожей, ведуний...
Вот и в нашем лесном поселке про многих поговаривали , мол она ЗНАЕТ....
Слово ЗНАЕТ произносили многозначительно, понизив голос и,зачастую, оглядевшись вокруг с опаской…
 Как правило те, о ком шел разговор, были неглупые люди, малоразговорчивые...
Всем свои видом и поведением ненавязчиво показывающие, что стоит за ними некая тайна, недоступная пониманию окружающих…
К ним шли за помощью в трудные моменты сельской жизни.
Заболела ли кормилица-скотинка в домашнем хозяйстве, а за ветеринаром в соседнее село ехать надо…
Хворь ли людская одолела, да в больницу ехать не с руки от хозяйства да детей малых…
А иной раз чудеса в хате начинались…
То покойники наяву навещать начинали, выбрав самое темное и тоскливое время…
То грохот шел с чердака…
То предметы какие-либо непонятные находились на усадьбе, присутствие которых можно было объяснить лишь злобой завистников да зАговорами тех, кто с отродьем сатанинским водится. А батюшки испокон веков в поселке не было…
Да и муж иной страдалицы по чьему-то приговору иной раз неделями от вдовушки сладкой не вылазил…
Вот и искали тогда помощи людей сведущих, знающих толк в сатанинских кознях и зловредности.
И помогали такие люди в таких ситуациях, в которых бывало и врачи были бессильны, и сам партком рассудить не брался.*
Вот одна такая ворожея была нашей соседкой 
Бабушка Анна была довольно высокой и стройной, всегда опрятно одетой женщиной с  достаточно  благочестивой внешностью.
 Большие голубые глаза на несколько вытянутом лице, светлая кожа придавали облику ее благородство.
Жила баба Аня с дедом. Жили они дружно. Я никогда не слышала от них даже громкого разговора. Общались спокойно, с достоинством.
Видимо их образ жизни импонировал моей маме, уважительно называющей ее Теткой Анной. Многие бабушку побаивались. Да и она практически ни с кем  не общалась, кроме лишь как для решения обыденных вопросов.
Даже невестка ее расплетала по поселку про свекровь  разные небылицы. Настолько видимо бабка была мудра, не допуская к сердцу пустую характером сноху.
 Наша семья имела с  бабушкой добрые соседские отношения. Родители время от времени уезжали проведать родственников и мама просила присмотреть за нами малолетними. Бабушка даже оставалась на ночь с нами.
Невестка  бабушки Анны, запрещающая  даже мужу своему  ходить к матери, маму  мою всегда предостерегала:
- Ты с ума сошла, разрешаешь на своей постели спать колдунье… Вот Петя у тебя пьет, это она наколдовала...
На что мама всегда отвечала:
- Дураков и колдовать не надо, коль своего ума нет...
 Мама у меня вообще ни во что не верила.
И когда по выходным к бабушке выстраивалась очередь из приезжих из соседних сел, в том числе из близлежащих райцентров Сасово и Зубова Поляна людей для  исцеления от болезней, мама говорила :
-Ну тетка Анна молодец, нашепчет что-то этим придуркам, а они и рады верить.
 Однажды у папы был флюс такой большой, что он рот не мог раскрыть, мучился.
Бабушка узнала об этом и говорит :
-Петюша,  Дуся-то твоя не верит мне…  Так ты-то, дурачок, чего мучаешься… Ко мне ото всюду идут… Приходи на зорьке ,я тебе заговорю.
Папа пошел на зорьке. Мама не противилась.
 Буквально на следующее утро у папы опухоль спала.
Еще один случай был с моей сестры Любой.Разболелась у нее нога по причине рожи.
А надо сказать, что рожа это такая болезнь, которую и сейчас врачи лечить не научились. А в те времена тем более.
Мама с нею и в райцентр Сасово ездила к врачам, ничего не помогло. Опять же бабушка вызвалась заговорить.
И после манипуляций бабки сестра не просто выздоровела, но  и никогда больше от этого недуга не страдала.
Но хотя и здесь наша не верующая мама решила по своему разумению. Мол, время пришло, оно само собой прошло.
Но однажды у меня был случай, который я вспоминаю до сих пор.
Как-то, когда родителей в очередной раз не было дома, а я, подросток, осталась за хозяйку, корова зашла во двор и потянулась к ванне с водой, которая стояла на табурете. Ванна с грохотом опрокинулась.
А  корова,испугавшись выскочила на улицу..
[И как я не уговаривала и не пыталась привести ее домой, все мои старания были напрасны, она даже близко к дому не хотела подходить. Пришлось снова звать на помощь бабушку Анну.
 Бабушка  успокоила меня и стала что- искать в сенях. А в сенях у нее был целый гербарий из трав.  На полках лежали какие-то камешки, мешочки и прочие неведомые моему детскому уму вещи.
Из одного мешочка бабушка взяла горсть песка и мы пошли с ней искать корову. Бабушка подошла к нашей Зорьке, посыпала вокруг нее песочком, что-то пошептала и отправилась спокойно в направлении нашего дома.
 Тут моему удивлению не было конца…  Зорька наша пошла за бабулей как на привязи. Бабушка завела ее в хлев и только спросила:
- Сама подоишь, или мне это сделать?
Тут я уже справилась…
Полвека прошло с того времени.. Нет давно людей тех…
Наука, прогресс двинули нас и общество далеко вперед…
Но нет пока разгадок загадкам детства…
Что же такое особенное ЗНАЛИ те люди?